Джастин Варилек: «Сейчас HackPack – это глобальная платформа, как Airbnb, но для медийной индустрии»

08 октября 2016
Общество


В резиденции креативных индустрий «Штаб» прошла встреча с основателем профессиональной соцсети для журналистов HackPack.press – американцем Джастином Варилеком. Джастин впервые приехал в Казань, чтобы рассказать о глобальных изменениях в сфере медиакоммуникаций, о том, что в будущем поможет развитию журналистики и независимых медиа, и о той роли, которую в этом может сыграть HackPack. «Казанский репортер» делится впечатлениями от встречи.

Джастин Варилек, как он сам представился, американец из Америки, работал сначала журналистом в Moscow Times, затем – PR-директором Acronis.

Социальная сеть HackPack.press, которую он создал на свои собственные деньги, позволяет редакциям СМИ и пиарщикам связываться с репортерами, операторами и фотографами из любой точки мира для объективного освещения происходящих там событий. Как отметил Джастин, редакция BBC уже сейчас ищет корреспондентов в городах России, принимающих игры ЧМ-2018 по футболу, и Казань в их числе. Правда, на момент написания этого материала, в социальной сети было зарегистрировано только 5 журналистов-казанцев.

Джастин производит впечатление очень активного и энергичного человека, говорящего с нескрываемым энтузиазмом и выразительно жестикулируя. Еще до начала своего выступления он поговорил со всеми, кто пришел его послушать. Джастина приятно удивило, что среди присутствующих были не только журналисты и пиарщики – студенты и уже работающие профессионалы, – но и люди, которым просто стало любопытно, что же это за зверь такой, HackPack. Например, среди интересующихся были студенты-геодезисты. С одной стороны, причем здесь «сфера медиакоммуникаций»? С другой… В конце концов, в жизни бывает всякое – возможно, они станут журналистами или экспертами своего профиля, тогда и для них социальная сеть медийщиков сможет принести пользу.

Свое выступление Джастин начал с рассмотрения проблем журналистики в целом, главная из которых, конечно же, связана с деньгами – то есть финансирование редакций.

– Есть интернет, мы можем узнавать информацию со всего мира. Это здорово! – восклицает Джастин. – Но для СМИ – это ужасно. За последние 15 лет они потеряли 50% всех доходов от рекламы. Это огромный разрыв для них, и они не знают, что делать. СМИ используют интернет, стараются развиваться, зарабатывать деньги, и они стараются делать это через интернет-рекламу. Но дело в том, что сейчас в мире 5-6 компаний, которые зарабатывают на рекламе – Facebook, Microsoft, Yahoo, AOL и Google. Они получают примерно 60% от всех мировых расходов на интернет-рекламу. Выходит, что все остальные компании в мире, все СМИ получают от этой суммы только 40% – и это очень мало. С этим довольно сложно бороться.

Пиарщикам и рекламщикам нужна аудитория, удовлетворяющая их интересам, и такие компании, как Facebook, Google, ВКонтакте могут предоставить им эту аудиторию. Естественно, они предпочтут потратить деньги на рекламу там, а не в СМИ.

Джастин отмечает важность именно финансовой независимости для журналистики:

– Если у вас есть содержатель – возможно, он умрет, возможно, он передумает, решит, что что-то или кто-то ему не нравится, и у вас появятся проблемы, – он приводит в пример ситуацию с изданиями «Балтийской медиа-группы», когда после смерти владельца Олега Руднова его преемники решили прекратить финансирование, и издания вынуждены были закрыться.

Джастин подчеркивает: «Самое главное для независимой журналистики – найти, как можно финансировать себя, и продолжать делать то, что вам интересно, что интересно вашей аудитории, при этом зарабатывая деньги».


Другая проблема, отмеченная спикером, тесно связана с созданием социальной сети HackPack – это сокращение зарубежного штата многих изданий:

– Влиятельные в 2000-х годах СМИ закрыли зарубежные штабы и сейчас находятся только в Америке, например. Значит, у них нет возможности производить, писать, освещать события в других частях мира. Это значит, что публика меньше получает региональный контент, региональное мнение, инсайд именно оттуда, где это важно – например, конфликт на Украине или в Сирии.

– У кого здесь нет смартфона? – поинтересовался Джастин.

Когда никто не поднял руку, он удовлетворенно кивнул, и перешел к следующему важному пункту выступления: влиянию развития технологий, интернета.

Редактор из Нью-Йорка в поисках материала по ЧМ-2018 может просто открыть браузер или приложение, узнать, кто из журналистов есть в Казани, его навыки и возможности и сразу же с ним связаться.

С развитием технологий, после появления в 2005 году Facebook, редакторы стремятся использовать новые возможности. Они хотят и, самое главное, по мнению Джастина Варилека, доверяют новым инструментам.

Суммируя свое вступление, еще раз повторив проблемы и тренды нынешней журналистики, Джастин перешел к главному – рассказу о HackPack. Он отметил появление компаний, по сути своей похожих на его проект: Storyhunter – для поиска операторов, Blink – для фотографов, другие подобные сервисы в разных частях мира.

– Я считаю, что все эти сервисы хороши, они делают классные вещи, и мы тоже в этом тренде, но мы хотим развивать региональную журналистику, – продолжил Джастин. – Сейчас HackPack – это глобальная платформа, как Airbnb, но для медийной индустрии – вы не ищите квартиры, вы ищите журналистов, фотографов, операторов, продюсеров. Нас 7 тысяч человек по всему миру. Сейчас мы работаем с такими компаниями, как BBC. Это особенно важно вам, потому что к ЧМ-2018 по футболу все уже готовятся сейчас. Им нужно будет производить огромное количество контента, естественно, им нужны будут люди, которые смогут переводить, устраивать интервью, фотографировать, писать для русскоязычного и англоязычного отделов. Люди приезжают из Лондона, Москвы, но нужны люди и на месте.

HackPack помогает редакциям порой по неожиданным вопросам. Например, для издания Al Jazeera в течение двух часов в Берлине был найден журналист со знанием арабского языка для интервью с беженцем из Сирии, который не знает ни слова на английском языке.

Для самих журналистов на HackPack собраны гранты, стажировки, конкурсы, вакансии, пресс-релизы, которые отображаются в ленте на главной странице. При заполнении профиля – язык, местонахождение, предпочитаемые темы, – лента будет отображать возможности, которые подходят под установки профиля.

Как сообщил Джастин, в ближайшем будущем в социальной сети появится система оплаты, чтобы ни журналисты, ни редакторы не тратили лишних денег через сторонние системы оплаты и для гарантии получения журналистами гонораров. Или для гарантии сохранения редакцией денег, если материал оказался некачественным.

Что же подвигло Джастина Варилека на создание подобного проекта?

– Разговаривая с друзьями-журналистами, которые на тот момент работали на Украине, я узнавал, какие у них есть проблемы с освещением ситуации, – поделился Джастин.

В Москве есть группа, которая называется MoscowHackPack – группа в Facebook, где общаются местные и иностранные журналисты. Они помогают друг другу в решении рабочих вопросов, когда кому-то, например, нужно найти эксперта, или узнать, как получить визу в какую-либо из стран.

В Берлине такая же примерно группа появилась в течение четырех месяцев, в нее сразу же вступило около 800 человек.

– Было ясно, что нужны такие группы, сообщества везде в мире, чтобы можно было сразу с ними работать, а не ждать 4-5 месяцев, пока они разовьются, – резюмировал Джастин. – У меня есть опыт и в журналистике, и в PR, маркетинге, коммуникации. Благодаря этому я начал понимать, какие проблемы есть на рынке в медиа-индустрии, как их можно разрешить.

– Другой мой близкий друг работал на британское СМИ, – рассказывает Варилек. – Он взял интервью, отправил в редакцию, и ночью, пока он спал, они без согласования поменяли цитату в тексте и опубликовали его. Утром он получает звонок от эксперта, которая грозит подать на него в суд. А мой друг даже не знал, что были какие-то изменения. Я понял, насколько важно защищать журналистов от подобных ситуаций. Для этого в HackPack разрабатывается система отзывов, чтобы редакторы и журналисты могли узнать, с кем можно работать. В будущем, если мы будем зарабатывать миллионы долларов, то мы сможем вкладываться и в другие способы поддержки – юридическую поддержку, страховку и так далее.

Как Джастин сообщил «Казанскому репортеру», HackPack планирует в ноябре организовать в Казани серию мероприятий – сессии, дискуссии, круглые столы, на которых спикеры будут рассказывать о том, как развивается журналистика в разных областях, как использовать данные, как брать интервью и согласовывать текст с чиновниками, про мультимедийные инструменты, про рабочие навыки и другие полезные для журналистов вещи.


Вероника Уракова.

Комментарии