​«Глубоководный горизонт»: обыкновенная Америка

01 октября 2016
Культура


В 2010-м году на нефтяной платформе «Глубоководный горизонт» в Мексиканском заливе произошла страшная техногенная катастрофа. Голливуду понадобилось шесть лет, чтобы реальный факт превратить в киноисторию. В конце сентября в мировой прокат, включая Казань, вышел фильм-катастрофа Питера Берга «Глубоководный горизонт». «Казанский репортер» побывал на премьере.

Забегая вперед, скажем, что в целом получилась классическая голливудская лента, где плохие парни все портят, а хорошие героически спасают, насколько это возможно, положение ценой жизни тех, кому сценаристы отвели роль жертв. На фоне взрывов, пожаров и исполненных голого натурализма сцен особенно душераздирающе выглядит любовная линия…

Но поскольку за всем этим стоит реальная, страшная трагедия, к фильму невозможно относиться, как к простой киноподелке.

Режиссер картины Питер Берг («Хэнкок», «Морской бой») надавил на самое больное, показав семейную трагедию, и на самое наболевшее, показав цинизм хозяев жизни, оборачивающийся бедой для простых людей. И откровенно зевавшие, а то и спавшие в начале фильма зрители выходили из зала со слезами на глазах. Даже самых черствых затронули пущенная под титры хроника реальных событий и кадры с фотографиями одиннадцати буровиков, погибших во время аварии. И стало как-то не по себе от мысли, что живешь в нефтяной республике, а на краю твоей страны высятся такие же нефтяные платформы, владельцев которых деньги тоже могут волновать куда больше, чем жизнь людей.


«Глубоководный горизонт» можно условно разделить на две части. В первой герои меряются чинами и решают, можно ли проводить работы на скважине. Такое занудное введение в историю – фирменный почерк Берга.

Актеры, кажется, созданы для своих ролей. Виновника трагедии играет Джон Малкович («Подмена», «Тепло наших тел»). В его прениях с другим главным героем, мистером Харреллом, которого играет Курт Рассел («Омерзительная восьмерка», «Форсаж 7»), рождается решение пренебречь мерами безопасности, что и стало причиной трагедии. Их актерская дуэль выглядит настолько хорошо, что создается впечатление, будто остальные актеры, изображавшие присутствие их героев на совещании, только обеспечивали смену кадра для оператора.

…Конечно, простые нефтяники были не согласны с решением верхушки. Марк Уолберг («Стрелок», «Боец»), выступает здесь в роли Майка Уильямса, работяги-инженера с душой героя, который стремится попасть домой, к своей семье. Именно с этого персонажа, его речи в суде, начинается картина.

И Уолбергу есть к чему стремится. Его жену играет Кейт Хадсон («Война невест», «Как отделаться от парня за 10 дней»), и ее актерская работа в фильме вызывает приятное удивление, хоть Кейт ничуть не похожа на реальную жену Майка Уильямса. Прежде игравшая истеричных дурочек, Хадсон весьма выразительна в драматической роли. Тяжело представить себя на месте ее героини. Вот она звонит мужу, связь прерывается, в спасательной службе говорят, что на платформе, где он работает, вспыхнул пожар, подруга, супруг которой тоже работает на «Глубоководном горизонте», рассказывает, глотая слезы, что слышала, будто люди бросаются с горящей конструкции в воду… Оператор берет Кейт Хадсон крупным планом: сжатые губы, влажные от слез глаза и выражение паники на лице. Ее игра настолько убедительна, что по спине бегут мурашки.

Момент, действительно способный задеть чувства зрителя. И он становится своеобразной дверью во вторую, более динамичную и внешне эффектную часть фильма. Здесь режиссер, кажется, дал полную волю оператору Энрике Чедьяк («127 часов») и художникам по спецэффектам. Картинка получилась яркой и правдоподобной, будто из документального кино. Происходящее выглядит настолько реалистичным, что невольно отворачиваешься от экрана, чтоб не видеть эту жутко обугленную человеческую кожу, эти открытые – с мясом – переломы, эти куски стекла, которые вытаскивают из кровоточащих ран. И только несгораемый флаг США развевается на фоне пожара. Провисевший на флагштоке от начала до конца фильма, он не обуглился. Деталь, которая, почему-то, вызывает неловкость, смущает…

И даже вдогонку, уже после эвакуации с «Глубоководного горизонта», зрителю показывают еще несколько взрывов на платформе, снятых с разных ракурсов. Операторскую вольницу сопровождает саундтрек композитора Стива Яблонски («Трансформеры», «Трансформеры: Месть падших»). Трудно представить здесь другую музыку…


Дарья Миронова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!