Веселый папа ужасного Тоби

27 сентября 2016
Общество

В казанском Центре современной культуры «Смена» прошла встреча с американским художником и иллюстратором Гэри Бэйсменом, посвященная теме памяти в искусстве. «Казанский репортер» делится впечатлениями о событии.

Гэри Бэйсмен – продюсер и режиссер телевизионных и анимационных проектов. В частности, он создатель анимационного сериала компании Disney-ABC «Любимчик учителя», получившего три награды «Эмми» и награду Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA. Его работы можно найти среди постоянных коллекций Национальной портретной галереи в Вашингтоне и Музея современного искусства в Риме.

А еще он – создатель кукол.

Гэри Бэйсмен в Татарстане впервые, но в России уже бывал. Он не говорит по-русски, хотя этот язык ему не совсем чужой – отец художника родился в украинском городе Березно. Понимание обеспечивала переводчица. В Казань Гэри Бэйсмен напросился сам.

«Когда меня вновь пригласили в Россию, я сказал, что хочу посетить еще один город, и я очень благодарен, что выбрали Казань», – признался гость.

Казанцы встретили Гэри восторженно, и было видно, что художнику приятно такое внимание. В его ковбойской шляпе и клетчатой куртке угадывалось желание эпатировать публику. Хотя этим искушенную аудиторию вряд ли проймешь.

Первым делом он достает телефон, снимает собравшихся на видео. Тут же направляет объектив на первый ряд – взять лица крупным планом. «Для Snapchat»! А после добавляет, что ненавидит социальные сети. В зале оценили американский юмор.

Как выяснилось, гостю не чужд не только юмор, но и ненормативная лексика. «Оно не должно быть таким дорогим! – восклицает Гэри по поводу искусства, сдабривая речь соленым словцом. – Искусство должно быть предметом самовыражения».

Подобными формами самовыражения казанцев, однако, тоже не удивишь.

Между тем Бэйсмен представил аудитории своего лучшего друга и хранителя всех секретов –игрушку Тоби.

Гэри Бэйсмен – отец Тоби. Других детей, да и вообще своей семьи у него нет.

Тоби – главный из многочисленных персонажей художника. Игрушка сделана из кожи и принимает любую позу, как пластилиновая. На первый взгляд, Тоби ужасен: огромные красные с черным глаза, белая кожа, изображение глазного яблока с капиллярами на туловище. На головном уборе с кисточкой нарисован череп, под хвостом кто-то (скорее всего, сам художник), дорисовал анатомические подробности…

Но Тоби тут же, несмотря на свой отталкивающий внешний вид, а может, и благодаря ему, пошел по рядам. Собравшиеся были не прочь сфотографироваться с куклой.

А художник уже знакомит их со своей «дорожной» тетрадью, в которой делает зарисовки во время путешествий. Кроме России, он, в частности, побывал в Польше, на Тайване, в Турции и, конечно же, на Украине.

Потом показали фрагменты фильма «Мифические создания». Лента – о семье художника. Она – и основа, и иллюстрация к теме встречи, к той самой «памяти в искусстве».

С темой памяти Бэйсмен работает не первый год. В 2013 году, например, прошла его выставка «Дверь всегда открыта», основанная на историях из жизни родителей художника. Само ее название – аллюзия к излюбленной фразе отца мастера, которую тот часто повторял своим гостям, пережившим холокост.

Отец, как уже упоминалось, родом из Березно. Мать – из соседнего Костополя. Во время войны отец партизанил, не раз рисковал жизнью. «Если бы не Россия, я бы никогда не родился», – заметил художник. Пережив войну, родители эмигрировали в Америку, в Лос-Анджелес, где и появился на свет Гэри.

Но семейная история для Бэйсмана, кажется, не догма – в его «Мифических созданиях» реальные персонажи вполне уживаются с вымышленными.

…Мелькают слайды. Иллюстрации для Rolling Stone, New-Yorker, образец оформления текилы «1800». Гэри показывает свой мультик про собаку, пытающуюся стать человеком, клип для группы Die Antwood.

Такое впечатление, что американец пытается показать все, что сделал за свою творческую жизнь. Ведь один из его главных страхов, по его же признанию, – умереть, не оставив после себя следа. И этот страх заставляет Гэри Бэйсмена делать бесконечное количество попыток вписать свое имя в историю искусства.

…Последние ряды пустеют. Встреча откровенно затянулась. Самых стойких девушек из первых рядов Гэри приглашает на перфоманс в среду: мол, ему нужны красотки, не боящиеся и поваляться на траве ради искусства...

…К концу встречи он и вовсе превращается в стэндап-комика. Сыплет остротами, повторяет русские фразы. И постоянно ждет реакции.

…«На посошок» Бэйсмен показывает фотографии Тоби, путешествующего по миру. Вот он в Сикстинской капелле в Ватикане, вот он в Риме, вот в Москве, в Венеции. Вот с Квентином Тарантино. Вот с Джонни Деппом.

Гэри, оказывается, устраивает выставки в честь куклы, празднует ее дни рождения. Он будто прячется за Тоби. И подтверждая эту догадку, Бэйсмен, прощаясь, берет куклу в одну руку, а другой машет вослед зрителям, посмеиваясь…


Дарья Миронова.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии