​Лучший повод сходить в кино –​ Manhattan Short-2016

24 сентября 2016
Культура

В Казани стартовал глобальный фестиваль короткометражного кино Manhattan Short. В течение недели жители города смогут прийти в кинотеатр «Мир» и проголосовать за лучший фильм и лучшего исполнителя главной роли. Обозреватель «Казанского репортера» уже посмотрел все картины фестиваля и готов поделиться своим мнением.

Компьютерные технологии с каждым годом улучшаются, и киноиндустрия не стоит на месте. Теперь режиссеры не просто вставляют картинку в зеленый фон, они могут нарисовать и самих героев экрана. Кинокартины становятся красочнее, насыщеннее, и создание фильма с нуля занимает гораздо меньше времени, чем прежде. Но в погоне за количеством все чаще утрачивается качество: смысловая нагрузка заменяется экшеном.

Для тех, кто устал от боевиков, блокбастеров, спецэффектов и смертельных трюков каскадеров, Manhattan Short обязателен к посещению. Из-за ограниченности во времени, режиссеры короткометражных фильмов не тратят драгоценные минуты на создание красивой, но пустой картинки. Создатели «короткого метра» обращают зрителя к вопросам о смысле жизни, о любви, чести, о том, кто же такой человек, и для чего он есть.

Самый первый вопрос: почему я должен пойти на этот фестиваль? Manhattan Short проходит в России уже в 10 раз. По всему миру организаторы отобрали 10 фильмов из 844 заявок, и лучшие будут показаны зрителю. Все вместе они будут идти чуть больше двух часов, и в конце сеанса зритель сможет проголосовать за лучший фильм и лучшего актера, исполнившего главную роль. Но следует обратить внимание, что фильмы представлены на оригинальном языке, и переводы реплик героев написаны в виде субтитров в нижней части экрана.

На глобальном фестивале короткометражного кино в «Мире» вам не предложат ведро попкорна или стакан колы со льдом. После звонка билетер проводит вас в старомодный кинозал, где в течение двух часов зритель сможет увидеть десять удивительных жизненных историй.

Все они абсолютно разные. Программа фестиваля начинается с работы Андре Овредала из Норвегии – «Тоннель». Режиссер прибегнул к популярной в последние годы теме антиутопии. В одной из черных машин, напоминающих советские «черные вороны», разворачивается настоящая семейная драма. Родители боятся застрять в пробке в тоннеле, из которого не выбраться, а старший сын переживает мимолетную влюбленность в девочку из соседней машины. Посетителями премьерного показа фестиваля эта картина была встречена прохладно, возможно, из-за недосказанности сюжета.

Но это с лихвой восполняет совместная работа Ричарда Диаза и Майка Пузатери «Элла получит повышение?». Американские режиссеры сделали ставку на обыденность сюжета и актерскую игру главной героини. Большинству зрителей знакома ситуация с карьерным повышением, которое иронично обыгрывается в сюжете. Главная героиня переживает разговор с боссом. И мимика актрисы на протяжении всех девяти минут бесподобна! Она вскидывает бровь, хватается за голову, открывает рот в недоумении – гротескное выражение эмоций заставило посмеяться часть зала, которая наверняка работает в офисах. А кто-то шепнул: «Тупой американский юмор», и тоже в чем-то был прав.

К сожалению, некоторые режиссеры не смогли отделить искусство от политики, чем испортили впечатление от собственной кинокартины. Речь идет о фильме «Я карандаш» (JeSuisUnCrayon). ДжоД'Арси пыталась донести до зрителя мысль о свободе самовыражения, вдохновившись французскими маршами протеста после теракта в редакции «Шарли Эбдо». После кадра в фильме с табличкой «Je Suis Charlie» (Я – Шарли), многие зрители неодобрительно зацокали и потеряли всякий интерес к концовке короткометражки.

Чувства многих всколыхнула картина «Держись!» Шарлотты Скотт-Уилсон. Это история талантливой виолончелистки, которая сыграет на тонких струнах вашей души. Главная героиня случайно рвет струну инструмента на одном из концертов. Воспоминания о неудаче на выступлении начинают терзать ее, и душевные переживания, знакомые всем музыкантам, танцорам, актерам театров, блестяще выражает Чарли Чан Дагелет – одна из главных претенденток на победу в номинации «Лучший исполнитель главной роли». Этот фильм смешивает в один коктейль и семейные проблемы и неудачи в творчестве, на работе и действительно хороший юмор. По моему мнению, эта короткометражка вышла ничуть не хуже, чем «Черный лебедь» Даррена Аронофски. А в чем-то и лучше.

Слезы от смеха выступили на глазах зрителей при просмотре комедии «Горилла». Эта действительно уморительная история Тибо Пинсара показывает зрителю играющего гориллу актера, влюбленного в ведущую актрису местной киностудии. Сбываются ли мечты? О да, с искрометным юмором и животным рычанием главного героя. Атмосферу короткометражной комедии из Франции создает обстановка киностудии 50-60-х годов прошлого века.

Особого внимания заслуживает работа нашей соотечественницы Эвелины Барсегян «Бравист». К сожалению, тяжело представить, как эта картина будет воспринята зарубежным зрителем из-за перевода (здесь речь героев имеет важное значение), но посетители премьерного показа фестиваля приняли короткометражку аплодисментами и смехом. Режиссер не только рассказала знакомую еще со времен «Онегина» историю о влюбленности в придуманный идеал, но и удачно вписала в сюжет картины зимнего Петербурга, по ее словам, самого красивого города России. Именно такие картины хотелось бы в «полном метре» видеть на больших экранах. Стоит надеяться на победу Эвелины Барсегян в номинации «Лучший фильм» и продолжение ее творческого пути.

По завершении фильма у посетителей осталось приятное послевкусие. Незнакомые люди обменивались впечатлениями, спорили о героях и сюжетах. Кто-то старался по памяти вспомнить фразу о прошлом короткометражки из Англии – единственную реплику, повторяемую в фильме. Кто-то с рвением искал карандаш, чтобы отдать свой голос лучшим актерам и режиссерам. Одна молодая пара громким возгласом известила всех посетителей кинотеатра о нахождении буфета в здании. Наверное, за два часа они задались единственным вопросом: «Где бы поесть», – и радовались нахождению ответа.

Вопросы, заданные режиссерами в картинах фестиваля Manhattan Short, оставались без точного ответа. Как легко отказаться от прошлого? Убийственна ли сверхурочная работа? Насколько свободным должно быть самовыражение? Но люди продолжали беседовать, спорить, рассуждать... Как говорится в одном известном фильме: «По крайней мере, они попытались».

Попытаться ответить на трудные вопросы сможете и вы – глобальный фестиваль кино Manhattan Short продлится до 2 октября.

Дарья Миронова.

Комментарии