Передовое лечение не для всех

23 сентября 2016
Общество

О новых методах диагностики и лечения онкологических заболеваний сегодня, 23 сентября, рассказали специалисты Республиканского клинического онкологического диспансера (РКОД). Татарстану в этом вопросе действительно есть чем похвастать: в республике проводят операции, на которые пока не способны медики других регионов России и ближнего зарубежья. Но, как выяснилось, существует проблема с доступностью такого лечения: для того, чтобы добраться до передовой операции, нужно прорываться через лабиринт бюрократии.

Как следует из слов главврача РКОД Ильдара Хайруллина, Татарстан вскоре может стать «центром притяжения» для онкобольных со всей России благодаря новым технологиям диагностики и лечения. Таких технологий за последние годы было запущено сразу несколько.

Одной из важных инноваций в последние годы стало открытие в 2013 году Центра позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ/КТ). Татарстан стал одним из первых регионов, которые запустили эту технологию. Сложность здесь в том, что для такой томографии нужно использовать ультракороткоживущие изотопы, которые существуют лишь ограниченное количество времени. Их нельзя заказать где-то и привезти в Казань, а нужно производить сразу на месте, что также очень сложно. Республиканским онкологам удалось организовать такое производство. Более того, сейчас они выпускают уже четыре разновидности препаратов и готовятся к производству пятой.

– Таким набором радиофармпрепаратов могут похвастать исследовательские институты, – с гордостью заявляет заместитель главврача РКОД по медицинской части Рефат Курсанов. – А мы – лечебное учреждение, которое смогло реализовать в Казани и запустить в широкую практику такие методы диагностики рака.

Сейчас отделение ПЭТ/КТ проводит до 5 тысяч исследований в год. То есть потенциально может выявить 5 тысяч случаев онкологии до того, как станет слишком поздно. О том, что с диагностикой затягивать нельзя, главврач РКОД напоминал в ходе конференции неоднократно.

– Если человек активно обследуется, то степень выявления ранних форм рака возрастает, увеличиваются годы жизни, и человек излечивается от онкологической болезни, – заявил Хайруллин. – И поэтому для нас так важно вовлечение граждан в сохранение собственного здоровья.

Также на базе РКОД в 2015 году открыли отделение интервенционной радиологии, которое вмещает рентгеноскопическую, ультразвуковую и эндоскопическую навигации. В нем также используют новые методики внутрисосудистых манипуляций. Такие методики помогают даже при очень запущенных опухолях, отмечают специалисты РКОД. Они «лишают питания» опухоль, что сокращает ее размер и позволяет в дальнейшем удалить ее хирургически.

В 2011 году в РКОД также создали молекулярно-диагностическую лабораторию, ответственную за подбор «таргетной» терапии для пациентов. Такая терапия очень эффективна, но в то же время просто так ее назначить нельзя, необходимо проводить генетическое исследование. Новая лаборатория необходима как раз для этого. Также в лаборатории могут выявить гены, связанные с предрасположенностью к раку у пациента.


– До последнего времени такие вещи проводились на западе, – сообщил Курсанов. – Сейчас мы их делаем совместно с КФУ и с японскими коллегами. Совместно было произведено одно любопытное исследование по изучению наследственного рака молочной железы у татарских женщин, он имеет определенные особенности.

24 августа 2016 года в отделении маммологии провели уникальную в республике операцию, связанную именно с раком груди у женщин: реконструкцию молочной железы свободным перфорантным лоскутом. Такая операция позволяет не только справиться с опухолью, но и сохранить пораженный орган. Курсанов отметил, что этот факт очень важен для дальнейшей жизни пациента.

– Сейчас хирургия позволяет не только продлить жизнь наших пациентов, но и улучшить их качество жизни, – рассказал врач-онколог маммологического отделения РКОД Артур Исмагилов. – А утрата молочной железы – это психологическая травма. Даже если она живет после операции очень долго, это ведет к пагубным последствиям. Поэтому новая операция и имеет такое значение.

Исмагилов отметил, что новая операция в РКОД сейчас уже поставлена «на поток».

Курсанов также подчеркнул, что инновацией в лечении онкозаболеваний может считаться и сама организация лечения. По его словам, имеющаяся в Татарстане система работы с онкологией признана одной из самых эффективных на федеральном уровне. Первый ее уровень – РКОД и филиалы, второй – уровень первичной онкологической помощи. Так, сейчас в республике существуют 70 онкологических кабинетов. Этому звену придают особе значение, так как именно в нем происходит первый контакт онкобольного со специалистом. Кроме того, в таких центрах могут проконсультироваться и врачи поликлиник по вопросам работы с больными.

Вот по работе с больными у журналистов и возникли вопросы.

– Вы сказали, что у нас все хорошо, но если я так напишу, мне никто не поверит, – заявила корреспондент журнала «Сююмбике» Лилия Гараева. – Я сама вот это все прошла. И чтобы пройти элементарное УЗИ, надо месяц стоять в очереди. Но рак не будет ждать месяц. Почему так получается? Для кого такая диагностика? Для простого человека она недоступна.

– Я не сказал, что все хорошо, – ответил Хайруллин. – Я сказал, что у нас есть успехи и обратил внимание на значимость первичного звена. На увеличение доступности диагностической помощи на уровне поликлиник и первичных онкологических центров.

– Чтобы попасть к онкологу, надо сначала пойти к терапевту, – парирует журналистка. – Он дает направление к онкологу. Пока к онкологу попадешь, время-то идет! Потом очередь на УЗИ, это еще время.

– Мы тоже об этом говорим, – заявил Хайруллин. – Наша задача – сделать так, чтобы в каждой поликлинике был онколог. Чтобы терапевт или участковый при подозрении на опухоль мог просто отправить пациента в соседний кабинет.

Отметим, что в Татарстане 2016 год в объявлен Годом борьбы с онкозаболеваниями. На 1 января 2016 года в республике зарегистрировано 95 тысяч онкобольных.


Александр Артемьев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!