​На поиск затонувших кораблей

21 сентября 2016
События

Команда подводного научно-исследовательского отряда Русского географического общества двумя группами вчера и сегодня отправилась из Казани в новую экспедицию. На этот раз дайверы будут исследовать Каспийское море, а именно – искать корабли, затонувшие во время Персидского похода Петра I. Суда были построены в казанском адмиралтействе в XVIII веке. В исследовании, кроме членов отряда, также принимают участие дагестанские ученые. «Казанский репортер» перед отъездом побеседовал с руководителем экспедиции председателем отделения Русского географического общества в Республике Татарстан Дмитрием Шиллером.

– Наша задача сейчас даже не найти что-то, а обследовать акваторию на наличие наиболее интересных, на наш взгляд, мест погружения для будущих экспедиций, – рассказал «Казанскому репортеру» Дмитрий Шиллер. – Наша цель – собрать научные данные. Дальше за них возьмутся историки, ученые, археологи...

До этого были другие экспедиции на Каспийское море, но ни одна из них не позволила точно определить места залегания кораблей. Благодаря изучению добытых тогда находок, сейчас известны предполагаемые места затопления флота.

– В 90-е годы русско-американские исследования позволили определить одно из предполагаемых мест залегания, – рассказывает Дмитрий. – Но, что называется, руки не доходили, техники не было, не было опытной команды, которая могла отработать под водой.

Более профессиональная техника и опытная команда, считает Шиллер, позволит подводному отряду РГО исследовать этот участок дальше. Дело в том, что никому до сих пор не удавалось что-то зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки. В распоряжении отряда имеется 3D-сканер – своего рода планшет, который с помощью спускаемого под воду датчика перерабатывает полученный с него сигнал и передает изображение в 3D-формате. Именно этого ждет научное сообщество.

В рамках этой экспедиции также планируется получить 3D-изображение подводной стены Дербентской крепости, найденной отрядом в прошлую поездку.

– Когда мы возвращались из чеченской экспедиции на озеро Казеной-Ам, которое находится в высокогорье, на границе Чеченской и Дагестанской республик, наши коллеги попросили нас, чтобы мы проверили одну из гипотез, связанную с крепостью города Дербента, – вспоминает Дмитрий Шиллер. – Были описания некоторых авторов о том, что «крепость уходила на 2 мили в море». Гумилев утверждал, что этого не могло быть, потому что тогда не было необходимых технологий. И он считал, что это было ни к чему. Он осуществил экспедицию, в которой, по его мнению, подтвердил свою теорию. А мы в первый же день нашли стены под водой. Я надеюсь, так как мы будем работать практически в одной акватории, нам удастся 3D-сканирование этих стен. Научному сообществу это тоже будет очень интересно.

Для начала работы экспедиции определены две точки: одна – непосредственно возле крепости Дербент, вторая – рядом с рекой Рубас. Сами исследования планируется проводить в течение восьми дней.

Планируя работы, исследователи решили, что сначала выйдет одно судно-разведчик, с помощью которого будут выявлены точки, представляющие интерес для исследования. Эти точки будут привязаны к GPS-приемникам, что позволит отряду иметь четкие координаты, на которых будут происходить погружения под воду. Одна лодка будет работать на поиск, вторая – на десантирование аквалангистов. Хотя отряд специализируется на более глубоких и более холодных погружениях – как, например, погружение на 102-метровую глубину в Белом море в марте этого года, – перед ними сейчас стоит исключительно исследовательская задача, поэтому 30 м – это максимальная глубина, на которую будут спускаться аквалангисты.

Из-за того, что Каспийское море неглубокое, волна подымается быстро и резко, и временное окно, в которое будет работать отряд, на сегодня предположительно – исходя их опыта самих участников и их дагестанских коллег – будет составлять всего 4 часа, с 4 до 8 утра. Это время, когда в море можно будет погружать аквалангистов. В остальное время будет проводиться поиск точек. Это скажется на жизни всего лагеря – исходя из этого, будет выстроен режим и график.

– Такое направление работы для отряда не является новым. Мы уже занимались поисками затонувших судов Первой мировой войны совместно с нашими коллегами. Работа стандартная, абсолютно понятная. Формат – да, формат такого поиска для нас нов. Наша задача не найти что-то, а определить места для следующих погружений, – отмечает Дмитрий Шиллер. – Нам бы очень хотелось, чтобы на следующий год к исследованию проявили интерес ученые Казанского федерального университета и мы смогли бы продолжить поиски совместно с ними. Тогда у Татарстана, у Казани будет шанс получить сделанные нами находки. Хотелось бы напомнить, что Казань – это город, который стоял у истоков российского флота.

Казанскому адмиралтейству в 2018 году исполнится 300 лет. Все привыкли называть Санкт-Петербург и Севастополь городами морской славы. Но, напоминает руководитель экспедиции, именно в результате петровского похода Северный Кавказ вошел в состав Российской Империи. И если говорить о причинах, то нельзя забывать о кораблях, построенных именно в Казанском адмиралтействе – большая часть флотилии персидского похода 1722 года была построена на казанской верфи. Казань тогда превратилась в центр подготовки военного похода. Также не стоит забывать о том факте, что это был последний военный поход, в котором Петр I принимал непосредственное участие.

Одна из миссий нынешней и будущих экспедиций – показать Татарстан и Казань с такой стороны, создать в Казани – в рамках программы восстановления Адмиралтейской слободы – музей находок, собранных с мест затопления петровской флотилии, музей славы, музей эпохи.

Каждая экспедиция отряда – многогранный проект, у которого есть научная, исследовательская, культурная цели.

– Одной из самых запоминающихся в этом смысле была экспедиция в Антарктиду, – вспоминает Дмитрий Шиллер. – Кроме научных и исследовательских целей, была цель достичь того, что никто еще не делал – совершить погружение на 97 м. Но также была и культурная цель. Из Казани, города-перекрестка культур, были привезены в Антарктиду святыни трех религий – икона Казанской Божией Матери, Коран и Тора. В знак того, что мы разные, но живем в мире. Мы передали эти символы на полярную станцию «Беллинсгаузен». И Коран впервые оказался в Антарктиде.

Отряд – это такой научный спецназ, который может оказаться в тех местах, куда обычные люди, исследователи, ученые, аквалангисты, добраться не могут. Каждая экспедиция преодолевает какой-то неприступный барьер.

– Мы планируем побывать там, где исследования практически еще не велись, закрыть «белые пятна». Мне кажется, в этой экспедиции мы сделаем какое-то хорошее открытие для себя: сможем узнать, стали ли мы прогрессивнее, терпимее, стали ли мы цивилизованнее. В таких местах открываются порталы в прошлое, возникает пища для размышлений, – подытожил свои прогнозы Дмитрий Шиллер.

Как обычно, в экспедицию в составе отряда отправился главный редактор «Казанского репортера» Антон Райхштат. Он собирается регулярно вести репортажи о ходе каспийской экспедиции.


Вероника Уракова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!