Что не так с транспортным узлом «Компрессорный»? Отвечают урбанисты

24 августа 2016
Общество

Мероприятие с громоздким названием Международная летняя школа «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Транспортно-пересадочный узел "Компрессорный" Казани» стартовало сегодня в Казанской ратуше. Более 70 урбанистов, в числе которых специалисты из Москвы, Сербии и Италии, собрались, чтобы обсудить, что хорошего для города можно сделать с дорогами в районе Компрессорного завода. «Казанскй репортер» попытался понять, что именно, по мнению урбанистов, не так на одной из узловых точек города.

Без десяти минут десять. У пресс-волла в холле Казанской ратуши группа журналистов «допрашивает» организаторов Международной летней школы «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Транспортно-пересадочный узел "Компрессорный" Казани». Направив на них объективы камер и диктофоны, пресса задает один вопрос: что именно сейчас плохо с ТПУ «Компрессорный»? Заместитель менеджера проекта Программы развития ООН / Глобального экономического фонда – Минтранса России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» Римма Филиппова старательно избегает прямого ответа:

– Объект очень интересен с точки зрения градостроительства, транспортного планирования, – заявляет она. – Участникам мастерской будет интересно посмотреть на него со всех сторон, решить, как преобразовать…

– А что с ним сейчас плохо, если его надо улучшать? – настаивают журналисты.

– «Плохо» – это, наверное, некорректное слово, на таких объектах всегда можно сделать что-то лучше с точки зрения подхода к транспорту, – снова следует дипломатичный ответ. – Вы услышите представителей мэрии, экспертов и других участников обсуждения, и от них узнаете о задачах школы. Если я сейчас все буду рассказывать, потом уже будет неинтересно.

Под прицелом камер Филиппову сменяет Тимур Кадыров, заместитель главного архитектора Казани. Он более многословен.

– Проблемы начинаются с транспортно-планировочных, – утверждает он. – Там проходит скоростной трамвай, который все-таки отдален от самого узла, и на площади не получается полноценной пересадки. Также там высокий трафик, есть проблемы с организацией движения, проблемы с парковкой, проблемы с нелегальными междугородними маршрутами, которые начинаются оттуда. Кроме того, там, так скажем, неразвитая городская ткань. Если вы посмотрите на все торговые павильоны, то поймете, что они неприемлемы для третьей столицы России.

В цифрах транспортную проблему представил председатель городского комитета по транспорту Айдар Абдулхаков. По его словам, пассажиропоток только по железнодорожной платформе «Компрессорный» составил более 700 тыс. человек в год. При реализации проекта кольцевого железнодорожного движения поток увеличится. Этот проект, кстати, предусматривает размещение около «Компрессорного» станции метро второй ветки.

Это, впрочем, неполный список проблем. Выяснять, что не так с транспортным узлом «Компрессорный», в течение пяти дней будут свыше 70 человек. Среди них есть и казанские специалисты, которые уже не первый год живут в городе, и урбанисты из других городов и из-за рубежа, которые в первый раз увидели «Компрессорный» сегодня вечером во время организованного выезда. Так, казанскую команду усилили директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, ведущий эксперт по транспортной инфраструктуре из Сербии Владимир Деполо, партнер и технический директор подразделения транспортного планирования/моделирования компании Systematica Srl (Италия) Диего Депонте, доктор архитектуры, профессор в области международного градостроительства технологического института Карлсруэ (Германия) Барбара Энгель.

Помощь специалистов извне лишней явно не будет. Как заявляет ректор КГАСУ Рашит Низамов, в Казани еще ни разу не занимались реконструкцией объектов, подобных этому. Но у заезжих урбанистов такой опыт есть.

– Узел «Компрессорный» – не уникальный случай, – делится мнением итальянский эксперт Диего Депонте. – Мы сталкивались с подобным узлом в Милане, а также в Риме. При этом в Риме живет в два раза больше людей, город застроен плотнее, а в транспорт не инвестируют столько, сколько здесь.

Еще одну важную проблему затронул старший лейтенант полиции ГИБДД УМВД РФ по Казани Илнар Шамилов. Он отметил, что автоинспекция наблюдает на «Компрессорном» довольно опасную дорожную обстановку. Здесь растет количество ДТП. Он предложил рассмотреть возможность строительства транспортных развязок и пешеходных переходов на разных уровнях, размещения новых парковочных мест, а также дублирующей дороги, которая прошла бы через Дербышки с выходом на федеральную трассу М7.

Собирать множество урбанистов из разных городов в одном месте – не новый способ решения градостроительных проблем для Татарстана. Так, судьбу исторического квартала «Полукамушки» в городе Зеленодольске решали на двухдневном семинаре, организованном по инициативе помощницы президента РТ Олеси Балтусовой. В нем также участвовали специалисты из Москвы и Иркутска. Разница между этими двумя событиями, впрочем, не в масштабе. В Зеленодольске урбанисты не только пообщались с местными жителями, они пригласили их к участию в самом семинаре. Сегодня же с горожанами на транспортном узле «Компрессорный» поговорил только корреспондент «Казанского репортера».

***

На улице 31 градус выше ноля. Группа людей укрывается в тени остановочного павильона на Арбузова в ожидании автобуса. Некоторые направляются на остановку на противоположной стороне, для этого им придется воспользоваться пешеходным переходом либо у самого завода «Казанькомпрессормаш», либо у предыдущей остановки. Тем, кто хочет поспеть к электричке, нужно будет вдобавок пройти через небольшой, но заставленный машинами ряд павильонов, в которых у корреспондента «Казанского репортера» не возникает желания что-нибудь купить.

Тем временем в тени остановки вопрос об обновлении транспортного узла вызывает небольшой спор.

– Давно пора что-нибудь здесь построить! – восклицает женщина по имени Лида. – Или снести. Построить, например, переход, а снести, например, рынок. Тут тысячи людей ходят каждый день, и что они видят? Вот это?

– Ты слышала, они собираются трамвай перенести! – заявляет ее соседка по скамейке. – У меня дочка на нем каждый день ездит – быстро, места много. А там она неизвестно сколько будет толкаться в автобусах. Нет, я решительно против.

В павильонах к идее свернуть их торговлю относятся с долей фатализма. «После истории со сносом павильонов в Москве мы начали понимать, что здесь мы тоже не навсегда, – пожимает плечами продавец одной из точек Наиль. – Переедем тогда куда-нибудь. Вот только люди к нам заходят, им удобно тут – прямо с автобуса без очередей отовариться. Это же значит, что мы тоже кому-то нужны?».

У водителей есть вполне конкретные претензии к развязке на «Компрессорном». «Когда едешь со стороны Сибирского тракта в сторону «Казань-арены», приходится очень долго стоять на левом повороте, – объясняет Анатолий, чей путь регулярно пролегает по этому маршруту. – Нет такого, чтобы – раз! – и ушел вправо, под мост. А хотелось бы».

***

Впрочем, пока все опасения и надежды еще не обрели под собой почву. Конкретики о «Компрессорном» в полном объеме мы не услышим еще долго, даже по завершении школы. Как отмечает архитектор Тимур Кадыров, пока не установлены ни сроки обновления транспортного узла, ни бюджет: «Сейчас первый этап, на котором мы рассматриваем идеи и концепции».


Александр Артемьев.

Комментарии

  1. Зуфар 3 года назад
    Строительство новых дорог, расширение существующих это тупиковый путь. Они будут словно магнит притягивать все больше и больше автомобилей. И опять все упрется в нехватку дорог и их ширины.

    Надо думать над тем, как уменьшить автомобильный трафик из пригорода. Для этого прекрасно можно использовать ту же электричку. На станциях и платформах по пути в город необходимо строить перехватывающие парковки. При оплате которой человек получает билет на электричку и весь городской транспорт в течении дня.
    Так же необходимо увеличить частотность поездов, а так же оборудовать дополнительные остановочные платформы (Абжалилова, Павлюхина, Автовокзал)

    Это один из путей, который значительно разгрузит и этот транспортный узел и город в целом. Так же можно и по другим направлениям сделать (Зеленодольское, Аэропорт)
  2. Наталья Галлямова 3 года назад
    Насколько мне известно, именно такой проект и ждет своего инвестора. Участникам мастерских это тз давало Содружество на установочной сессии. И Рустам Нигматуллин эту идею озвучил вопреки идее трамваев...это что касается дербышки -компрессорный....