Середина августа в Казани ознаменовалась не только аномальной жарой, но и крупнейшей в истории комплекса «Казанская ярмарка» выставкой «Авиакосмические технологии и оборудование» (АКТО). Это была 8-я экспозиция АКТО – самая многочисленная по количеству участников выставки. Если восемь лет назад она собрала 70 экспонентов, то в этом жарком году свои стенды развернули 120 участников.
Естественно, выставку посетил президент РТ Рустам Минниханов, а также чиновники из министерств и ведомств РФ и РТ. Включая Погосяна, который ныне занял кресло ректора Московского авиационного института.
В двух павильонах «Казанской ярмарки» и на уличной экспозиции представили свою продукцию основные игроки авиапромышленног
МАЛАЯ АВИАЦИЯ
При входе в павильон №1 публику встречали футуристичные самолетики от казанских конструкторов. Фирма МВЕН начинала свою деятельность с производства быстродействующи
К малой авиации можно отнести и БПЛА – беспилотные летательные аппараты. На уличной экспозиции довольно профессионально, даже, скажу, «с огоньком», рассказывали о своем беспилотнике ребята в военной униформе. Этот электрический самолетик может почти бесшумно летать 2,5 часа, снимает всю окружающую обстановку на фотокамеру/тепло
Забавно, что вокруг этих полувоенных ребят постоянно толпились посетители, а на самом стенде казанского ЗАО «ЭНИКС», выпускающего этот самый комплекс дистанционного наблюдения «Элерон-10СВ» с размахом крыла 2,2 метра, почти никого не было. Это пятнистое «летающее крыло» может развивать скорость до 135 км/час, подниматься на 3-4 километра, а управляется с базовой станции на удалении до 60 км. У него есть и младший «братишка» – «Элерон-3СВ» с более скромными возможностями. А еще «ЭНИКС» выпускает беспилотные воздушные мишени с пульсирующим воздушно-реактив
БОЛЬШАЯ АВИАЦИЯ
АО «КМПО» – Казанское моторостроительн
Сегодня КМПО, более известное казанцам как 16-й завод со славной историей и традициями, продолжает работать, выпуская узлы и компоненты к вертолетному турбовентиляторн
Самой эффектной экспозицией на выставке, наверное, был стенд ОАК-Туполев-Каза
Сергей Раевский пояснил ближайшие перспективы «Туполева». Что касается самолета Ту-214 – основной упор делается на оборонный заказ. Ведь на платформе 214-го разработано множество модификаций, включая очень удачный самолет оперативно-страт
Напротив расположился также стенд с макетом регионального самолета Ту-324, пока это проектная машина, которая еще не видела неба. Кстати, его "старший брат" Ту-334, тоже имел весьма затянувшийся путь от проекта до полета. Разработка самолета началось в конце 80-х, а первый полет в феврале 1999 года. Хоть самолет и получил сертификат типа СТ-231, а весной 2005 года было подписано постановление Правительства РФ об организации производства на КАПО им. Горбунова, в серию машина так и не пошла.
На выставке я стал свидетелем разговора чуть не на повышенных тонах представителя «Туполева» с директором Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Сергеем Емельяновым, который состоялся в присутствии замминистра торговли РТ Мингалеева. На все вопросы и доводы болеющего за свое дело заслуженного авиатора, что, мол, нам не хватает совсем немного средств на освоение производства, а вы за три года закупили импортных аналогов 334-го на гораздо большие суммы, Сергей Владимирович лишь кивал головой. Типа: «Денег нет, но вы держитесь».
Здесь надо отметить один факт. Ныне принято кивать на 90-е годы, что они послужили причиной развала промышленности России. Но! На примерах КМПО и «Туполева» можно понять, что в 90-е как раз и велись разработки с испытаниями, однако в середине нулевых из-за отсутствия финансирования и даже малейшего интереса к отечественному авиапрому со стороны руководства страны, все работы были прекращены. Хотя нефтедоллары полились тогда рекой, им нашли более мутное применение. И сегодня мы имеем то, что имеем.
Имеем мы и многоцелевой самолет-амфибию «Альбатрос» с шасси на воздушной подушке – самый большой летательный аппарат на выставке АКТО. Интересная машина с надуваемыми резиновыми понтонами глиссирующей формы имеет взлетный вес 3,7 тонны, дальность полета 850 км и один двигатель Pratt & Whitney. Началась разработка самолета в 90-х на нижегородском авиазаводе «Сокол», тогда же построили и первые образцы «Динго», как он тогда назывался. Востребованность такой машины высока, однако нулевые годы для самолета прошли бесcлавно. И вот теперь права на производство самолета-амфибии вместе со всей конструкторской документацией и единственным опытным образцом приобрело ЗАО «Казанский вертолетный центр», ранее поставлявшее комплектующие для Ми-8. Может, у них получится?
Похоже, что в большой авиации дела идут неплохо лишь у Казанского вертолетного завода, входящего в холдинг «Вертолеты России». Сегодня предприятие выпускает широкую гамму боевых, транспортных и гражданских вертолетов, а также машины специального назначения вроде пожарных, а грандиозный стенд встречал посетителей выставки в главном павильоне. На стенде было представлено лишь три макета, посему там было немноголюдно. Но два «живых» вертолета нового поколения АНСАТ на входе в павильон вызывали неизменный интерес публики. Эти машины, выпускаемые во множестве вариантов, отличались приборными панелями: если на одной был щиток с привычными аналоговыми приборами и двумя экранами навигационной системы, то другая щеголяла полностью цифровой панелью с большими дисплеями.
ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Производители комплектующих, контрольно-измер
Вот представленный на выставке Казанский электротехнический завод, входящий в оборонный комплекс и в концерн «Радиоэлектронные технологии», занимается разработкой, производством и модернизацией различных модификаций корабельных и наземных средств опознавания. Да на здоровье, поскольку война для нас – это главное. Да, забыл. Они переносной мангал еще производят.
Удивила экспозиция «Тасмы», поскольку все казанцы сейчас знают эту площадку как технопарк. Оказывается, там еще остались производственные помещения знаменитой «Кинопленки» и на них выпускают, в частности, пленки для аэро- и космической фотосъемки. Поскольку ни одна «цифра» не способна выдать такого разрешения. А вот про разрешение мне не сказали – военная тайна.
Порадовал большой стенд «Авиационного детского творчества», где были представлены действующие и летающие модели самолетов различных классов. Детишки, создавшие такие прекрасные самолетики, явно гордились своим творчеством. Только вот школьников среди посетителей, выбирающих свой путь в жизни, я не заметил. Может, просто у них каникулы?
И напоследок. Один мой друг спросил: «Какие космические технологии на казанской выставке?!». Были! Самарский Ракетно-техничес
Да и торсовый робот от московского НПО «Андроидная техника», в первую очередь, предназначен для обучения космонавтов точному манипулированию системами корабля в тяжелых условиях. Космический скафандр, он ведь такая вещь: не на ту кнопку ткнешь – и хана всей экспедиции…
Фарит Валиуллов.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Комментарии