Альберт Гильмутдинов о перспективах российского авиапрома, плюсах западных санкций и переносе Ту-144 из Авиастроительного района

13 августа 2016
Мнение

«Казанский репортер» продолжает аудиопроект «Послушайте!», в котором раз в неделю беседует с общественниками, политиками и экспертами о главных, по их мнению, событиях недели в Татарстане, России и мире. Сегодняшний гость – ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов – рассказал о перспективах российского авиастроения, плюсах западных санкций и переносе самолета Ту-144 с улицы Дементьева на новое место обитания.

Родился в Казани. Окончил Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина по специальности «физика» и Академию народного хозяйства при Правительстве России по направлению «Основы коммерциализации технологий», Академию народного хозяйства при правительстве России по программе «Магистр государственно-общественного управления». С 1984 по 2000 год – младший научный сотрудник, ассистент, доцент кафедры общей физики КГУ. С 1991 по 1998 год – приглашенный профессор в университетах и исследовательских центрах Канады, США и Европы. С 2000 по 2007 год – профессор кафедры общей физики КГУ. С 2007 по 2008 год – заместитель министра образования и науки Татарстана. С 2009 по 2012 год – министр образования и науки Татарстана. С 2012 по 2013 год – и.о. ректора Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева (КНИТУ-КАИ). С марта 2013 года – ректор КНИТУ-КАИ.

Альберт Гильмутдинов:

– Лично для меня самое главное событие, с которого началась рабочая неделя, – день рождения моей первой и пока единственной внучки. Второе событие – выставка аэрокосмических технологий и координационный совет по развитию машиностроения. Третье событие – праздник «Я выбираю небо» в Куркачах.


О ПЕРСПЕКТИВАХ РОССИЙСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ

– Российские перспективы я оцениваю очень оптимистично. Я уверен, что у нашей страны очень яркое будущее, и эта уверенность основана на очень простой вещи – у нас очень талантливый народ. Я знаю, о чем говорю, потому что в 90-е годы я работал в Северной Америке, Европе и Азии. Я знаю изнутри молодежь всего мира. Я могу точно сказать, что наш один аспирант стоит двух заморских. Это самое главное богатство нашей страны, просто с ними нужно хорошо поработать и хорошо их обучать. Как это ни банально звучит, богатство – это не нефть и газ, а в невероятно талантливые люди, а в XXI веке это самое главное. И это точно так же преломляется в авиакосмической отрасли.

Я был практически на всех предыдущих выставках и могу сказать, что прогресс колоссальный. Растет как количество экспонатов, так и качество. Я очень далек от примитивного оптимизма, я прекрасно знаю, сколь сложно в стране развиваются инновации, но тем не менее идет развитие. И как это ни парадоксально, введение западных санкций принесло серьезные сложности в экономике, но если сложить на чаше весов все плюсы и минусы, я думаю, что плюсы от санкций перевешивают. Наконец мы отошли от этой нефтегазовой халявы и вплотную осознали, что либо мы будем сами развивать свои самые современные технологии, либо у нас не будет будущего. И этот момент истины наступил именно благодаря санкциям и кризису.

Почему авиакомпании не приобретают российские самолеты? Sukhoi Superjet, несмотря на противоречивые высказывания, реально очень хорошая машина. Профессионалы это признают, она соответствует всем высочайшим требованиям, которые предъявляются к машинам этого класса в этой сверхконкурентной среде, и мы этим требованиям удовлетворяем, хотя ее нужно модернизировать и развивать. Конкуренты тоже не спят.

У нас есть и другие хорошие машины – это Ту-204, Ту-214, Илюшины, но они были очень хорошими для предыдущего десятилетия. Поэтому нужны новые разработки. Например, самолет МС-21, уже скоро он выходит на летные испытания – проделана огромная работа. Сейчас в стране совместно с Китаем разрабатывается широкофюзеляжный самолет. Пока идет работа на стадии проектирования. Ситуация не так плоха, как может показаться, если учесть, что позиции авиастроения России на рынке военных самолетов чрезвычайно сильны.

То, что большинство авиакомпаний мира предпочитают зарубежные самолеты, объясняется очень просто. В самом начале 90-х годов развалилась огромная страна – СССР. Произошла революционная смена политической системы, экономического уклада, то есть мы стали жить в других условиях. Конечно, все грохнулось. И в такой сложнейшей сфере как авиастроение слом социально-экономического уклада не мог пройти безболезненно. У нас были великолепные самолеты, но они были такими для своего времени, а когда все грохнулось и нужно было создавать новые линейки, мы находились в глубочайшем кризисе. Мы потеряли минимум 15 лет, и сейчас мы потихоньку восполняем эту яму.

ОБ АВИАЦИОННОМ ПРАЗДНИКЕ «Я ВЫБИРАЮ НЕБО» В КУРКАЧАХ

– Самые потрясающие ощущения. Там я встретился с огромным количеством студентов КАИ, было очень приятно. Молодежь очень интересуется этим праздником, с удовольствием участвует во всех мероприятиях на этом празднике.

Самое главное – там демонстрировались полеты нашей авиации – тех самолетов и вертолетов, которые производятся в Казани. Это Ту-214 – великолепнейший самолет, который продемонстрировал чудеса пилотирования. Это просто чудо! Бомбардировщик Ту-95 летал, Ту-160 – красавец, такая мощь, такая красота. Под конец вышли наши легендарные вертолеты – Ми-8. Это было очень красиво.

О ПЕРЕНОСЕ ТУ-144 ИЗ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО РАЙОНА НА УЛИЦУ АМИРХАНА

– Поставлена задача, чтобы до конца этого года машина стояла на новой площадке в так называемом КАИ-граде между двумя зданиями вуза – вторым и восьмым в сторону улицы Амирхана. Это очень непростой проект, хотя, казалось бы, взял, перенес и поставил. Он весит под 100 тонн, у него огромные размеры, по городу он точно не проедет, соответственно его необходимо демонтировать, разобрать крылья, снять двигатель. Вся проектная работа сделана, огромная подготовительная работа проведена. Сейчас самолет начинают разбирать. Мы договорились, что за разборку самолета будет отвечать наш авиационный завод.

Проект очень не дешевый. Помочь материально в разборке самолета взялся Казанский авиационный завод – это порядка 10-15 миллионов рублей. Нам нужно спроектировать основу, провести коммуникации для нового места. Этот проект нам разработало тоже как спонсорский вклад ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» – эта работа стоит порядка трех-четырех миллионов. Транспортировка обойдется минимум в три-пять миллионов рублей. Также необходимо подготовить базу, куда мы будем устанавливать самолет – это работа стоит шесть-восемь миллионов. Поэтому только привезти и поставить будет стоить не один десяток миллионов рублей. Но мы это собрали благодаря помощи разных источников. Потом мы его должны покрасить, скорее всего, это будет весной или летом, когда сойдет снег. Дальше внутри этого самолета мы хотим открыть интерактивный технический музей для детей. Это будет музей внутри сверхзвукового Ту-144.

Послушать выпуск целиком можно и в iTunes.

Вадим Мещеряков.


Предыдущие выпуски:

Выпуск №1: Искандер Ясавеев о вырубке сквера у КФУ, отставке Ильшата Гафурова и риторике Владимира Путина.

Выпуск №2: Александр Сидякин о кризисе, татарском языке и должности президента РТ.

Выпуск №3: Наталия Фишман о личных итогах уходящего года.

Выпуск №4: Артем Прокофьев о трагедии в Лениногорском районе, проблемах бюджета, должности президента РТ и выборах в Госдуму.

Выпуск №5: Никита Ишмуратов о форуме «Опоры России», уборке казанских дворов и открытии девятой планеты.

Выпуск №6: Игорь Веселов об ужесточении избирательного законодательства и бездействии правоохранительных органов во время кампании.

Выпуск №7: Рафаэль Хакимов о курсе рубля и цене на нефть, институте президентства и итоговых коллегиях министерств.

Выпуск №8: Светлана Захарова о запрете снюсов, ужесточении бракоразводного процесса и выборах в Госдуму.

Выпуск №9: Тимур Тимуршин о скандале в Кукморе, платных парковках во дворах и татарстанском виски.

Выпуск №10: Ксения Владимирова о «Молодой гвардии», сторонниках «Единой России» и выборах в Госдуму.

Выпуск №11: Сергей Сергеев о Горбачеве, изменениях в ЦИК России и писателе-фантасте Иване Ефремове.

Выпуск №12: Рамиль Хайруллин о платных парковках, лоббировании изменений в ОСАГО и проблемах безопасности дорожного движения в городе.

Выпуск №13: Анатолий Фомин о гражданском обществе, реакции политиков на теракты в Брюсселе и протестах против повышения платы за проезд в Казани.

Выпуск №14: Антон Глухов о своем агентстве «Промрейтинг», акцизах на топливо и новой Tesla 3.

Выпуск №15: Ян Гордеев об оптимизации «РБК-Татарстан», «панамском досье» и возможных трудностях в год водоохранных зон.

Выпуск №16: Оксана Саргина о новом туристическом бренде республики Visit Tatarstan.

Выпуск №17: Альберт Бикбов о сорвавшихся переговорах ОПЕК, первых экономических итогах 2016 года и политических изменениях в стране.

Выпуск №18: Артем Силкин об открытии новых объектов на острове-граде Свияжск.

Выпуск №19: Адина Кульмасова об акции «Бессмертный полк», российской студвесне и слете добровольных народных дружинников.

Выпуск №20: Марсель Шамсутдинов о предложении увеличить финансирование государственных СМИ в РТ, саммите Россия-АСЕАН и проблемах в Демкоалиции.

Выпуск №21: Рустам Батров о Болгарской исламской академии, сближении с мусульманскими странами и доме-музее Марджани.

Выпуск №22: Айгуль Горнышева о переходе в ТЮЗ, работе в исполкоме Казани, конфликте в театре и форуме по защите детей от вредоносной информации.

Выпуск №23: Тимур Нагуманов о встрече Рустама Минниханова с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор».

Выпуск №24: Олеся Балтусова о «Том Сойер Фесте», судьбе «Полукамушков» и татарстанском внутреннем туризме.

Выпуск №25: Табрис Яруллин о республиканском ифтаре, «пакете Яровой» и татарской альтернативной музыке

Выпуск №26: Леонид Толчинский о «пакете Яровой», налаживании отношений с Турцией и развитии журфака КФУ.

Выпуск №27: Руслан Зинатуллин о «пакете Яровой», задержании Никиты Белых и выборах в Госдуму.

Выпуск №28: Валентина Каменькова о самовыдвиженцах, обучении членов комиссий и соглашении с уполномоченным по правам человека.

Выпуск №29: Айдар Хабутдинов о попытке государственного переворота в Турции.

Выпуск №30: Мидхат Курманов об уголовном деле сына, допуске российских спортсменов на Олимпиаду и выборах в Госдуму.

Выпуск №31: Елена Закиева о приезде представителей немецкого благотворительного фонда, будущем приюте для собак и проблемах коммуникации с властями.

Новости от партнеров
Материалы по теме
Red Bull Air Race, Казань-2019. Расписание
12:06, 6 июня
Мнение
«Калька» крушения Ту-22М3 в истории о технической отвёртке в тяге управления
02:01, 1 января
Мнение
«Пора заканчивать «пляску на костях» в связи с катастрофой Ту-22М3 в Оленьей»
05:01, 1 января
Мнение
​«​Стрижи» пролетели: как минобороны зазывало казанцев в армию​. Фоторепортаж
08:10, 10 октября
Мнение

Комментарии