​Выборы попадут в сеть

11 августа 2016
События

На предстоящих в сентябре выборах в Госдуму на избирательных участках Казани и всех городов-миллионников могут быть установлены веб-камеры. Об этом накануне заявила председатель российского Центризбиркома Элла Памфилова. Инициативу, по ее словам, поддержал премьер-министр России Дмитрий Медведев, окончательное решение будет принято в ближайшее время. Опрошенные «Казанским репортером» лидеры региональных отделений партий такую идею поддержали, однако уточнили, что веб-камеры необходимо установить на всех избирательных участках Татарстана. Эксперты же видят в таком предложении желание власти провести легитимные выборы без скандалов, однако ставят под сомнение будущие решения судов на основе видеозаписей с нарушениями. В ЦИК Татарстана инициативу Памфиловой поддержали и заявили, что на обеспечение казанских участков веб-камерами понадобится примерно 70-80 миллионов рублей.

Накануне глава Центризбиркома России Элла Памфилова на очередном заседании комиссии сделала если не сенсационное, то обнадеживающее для оппозиции и удивившее российских губернаторов заявление. Речь шла об установке веб-камер на избирательных участках с трансляцией в интернете. Для начала Памфилова напомнила, что руководители 15 регионов «сами изыскали те или иные возможности и планируют применять средства видеонаблюдения в помещениях для голосования».

Памфилова, выступая на заседании Центризбиркома 13 июля, сказала следующее:

– Никак не хочу обижать коллег предыдущего состава ЦИК, но если стояла такая задача, мы все понимаем, что это довольно дорогое удовольствие. Тогда надо было выходить с инициативой для того, чтобы средства из федерального бюджета были внесены в прошлом году в бюджет. Естественно, сейчас у нас нет никакой возможности такие средства (от четырех до пяти миллиардов рублей) просто взять и изыскать. Поэтому мы пошли по другому пути, – сказала тогда Памфилова, говоря об инициативе некоторых губернаторов самостоятельно находить средства на установку веб-камер.

Вчера глава российского Центризбиркома неожиданно для многих заявила, что ЦИК «решил на этом не останавливаться и предпринял дополнительные шаги совместно со «всеми заинтересованными ведомствами».

– Совместно с «Ростелекомом», с Минкомсвязи мы проработали возможности применения средств видеонаблюдения с трансляцией, в том числе в интернете, на выборах депутатов Госдумы нового созыва дополнительно в городах, численностью населения более одного миллиона человек, – сообщила Памфилова. В число этих городов вошла и Казань.

По словам Памфиловой, уже «есть предварительная договоренность с председателем правительства России Дмитрием Медведевым», который «в принципе поддержал» обращение российского ЦИКа и «предпринял все необходимые меры для того, чтобы было дано соответствующее распоряжение всем ведомствам, чтобы эта инициатива была осуществлена». Еще вчера Памфилова должна была дополнительно обсудить вопрос с Медведевым – одна из проблем заключается в «весьма сжатых сроках».

– Я бы хотела надеяться, что всеобщими усилиями нам удастся это решить. Если это получится, мы охватим не менее 35 миллионов избирателей. Мы оптимизировали все расходы – это оказалось не так много, – подчеркнула Памфилова, уточнив, что об итогах встречи с Медведевым расскажет журналистам завтра, 12 августа.

Ранее глава Центризбиркома Татарстана Экзам Губайдуллин в беседе с журналистом «Казанского репортера» говорил, что «если российское правительство примет решение о необходимости установки веб-камер и выделит на это средства, то никаких проблем не будет – установим».

КАК ПОЯВИЛИСЬ И КАК ИСЧЕЗЛИ ВЕБ-КАМЕРЫ

В первый и пока последний раз по всей стране веб-камеры на избирательных участках были установлены в 2012 году на выборах президента России – это стало следствием зимних протестов 2011-2012 годов. Тогда властям такое решение аукнулось, в том числе татарстанским. Участники казанской коалиции «За честные выборы» проанализировали видеозаписи со всех участков в Татарстане и выявили сотни нарушений, в том числе вбросы бюллетеней. Кроме того, подсчитав каждого избирателя, опустившего бюллетень в урну, и потом сравнив их с официальными данными, они обнаружили расхождение в 35–50% на 97 избирательных участках.

Активисты обращались в правоохранительные органы, суды, но успеха не добились – ни одного уголовного дела так и не было заведено. «Даже те лица, которые вбрасывали бюллетени в Татарстане, избегают уголовной ответственности. Вбросы избирательных бюллетеней следственный комитет не признает преступлением», – говорил ранее лидер коалиции в Татарстане Игорь Веселов.

Татарстанские политики уже предпринимали попытки добиться установки веб-камер на избирательных участках. Так, в 2014 году перед выборам в Госсовет республики член фракции КПРФ Артем Прокофьев вносил соответствующий законопроект, однако в дело вмешался президент Татарстана Рустам Минниханов, который направил в региональный парламент отрицательный отзыв на законопроект коммунистов. Тогда президент мотивировал это тем, что денег на покупку, установку оборудования и трансляцию нет в бюджете республики.

В заключении Минниханова говорилось о том, что видеонаблюдение на всех 2 800 участках Татарстана обойдется в 300,7 миллиона рублей, тогда как в законопроекте Прокофьева сумма была несколько ниже – 220 миллионов рублей.

В 2012 году реализация проекта по видеонаблюдению в Татарстане стоила 185 миллионов рублей. Оппозиционеры тогда недоумевали – почему нельзя было установить те же веб-камеры, ведь закупленное оборудование после выборов 2012 года должно было находиться на балансе «Ростелекома» – предприятия, которое являлось исполнителем проекта.

Журналисты тогда выяснили, что веб-камеры, которые использовали в 2012 году, пылятся на складах «Ростелекома».

– Все, что нужно – это поставить камеры на УИКи. Если будет заказ на это, то мы сделаем, – рассказывала в 2014 году Снежана Иванова, пресс-секретарь «Ростелекома» в Приволжском федеральном округе. – В других регионах уже была такая практика после президентских выборов. Пока к нам не обратились с запросом от государственных органов Татарстана, мы не можем комментировать стоимость. Но логично, что при наличии необходимой инфраструктуры и камер, цена должна быть меньше 300 миллионов.

В итоге большинством голосов членов фракции «Единая Россия» законопроект Прокофьева был отклонен.

В прошлом году на выборах президента республики веб-камеры также не устанавливались. Глава ЦИК Татарстана Экзам Губайдуллин тогда пояснил, что это не предусмотрено законодательством и «на это надо бюджетные деньги».

Несистемная оппозиция также не раз требовала установки веб-камер. Об этом они заявляли на многочисленных митингах на эту тему. В частности, на митинге оппозиции 26 июля руководитель регионального отделения партии «Яблоко» в Татарстане Руслан Зинатуллин заявил, что власти отказываются от практики видеонаблюдения, ссылаясь на большие затраты.

– Наверное, там очень большие откаты, потому что на самом деле камеры куплены еще в 2012 году, они хранятся на складах, а все коммуникации подведены, необходимо только деньги на монтаж камер и их подключение. Смысл этого в том, что они не хотят, чтобы мы обнаружили все фальсификации. Они опять хотят все это провернуть, сфальсифицировать, поэтому мы выражаем протест и требуем установки камер на избирательных участках, – подчеркнул Зинатуллин.

НЕ ТОЛЬКО В КАЗАНИ, НО И ВО ВСЕМ ТАТАРСТАНЕ

«Казанский репортер» опросил лидеров региональных отделений партий и экспертов об их отношении к предложению главы российского Центризбиркома.

Руководитель регионального избирательного штаба «Единой России» Юрий Камалтынов поддержал инициативу Памфиловой.

– Партия «Единая Россия» всегда выступала и выступает за максимальную открытость и прозрачность любых выборных процедур, поэтому к инициативе ЦИК об установке веб-камер на избирательных участках относимся вполне положительно. Если будут изысканы финансовые и технические средства, почему бы их и не установить, – сказал Камалтынов.

Председатель татарстанского отделения партии «Справедливая Россия» Рушания Бильгильдеева рассказала, что «приветствует любую форму контроля в день голосования», но подчеркнула, что «веб-камеры необходимо установить не только в городах с численностью населения более одного миллиона человек, а во всех населенных пунктах».

– Это необходимо для того, чтобы мы могли в случае каких-то жалоб подтвердить их видеозаписями. То, что говорят наши власти о том, что денег на камеры нет, – просто отговорка – камеры остались с 2012 года, их просто нужно установить, – заявила Бильгильдеева.

Глава реготделения ПАРНАСа Марсель Шамсутдинов согласился с Бильгильдеевой в части установки веб-камер на всех участках, поскольку «это существенно повлияет на достоверность и чистоту выборов».

– Я предприниматель и не привык верить на слово. Когда есть доказательство, что выборы прошли честно, тогда они легитимные и законные. Если нет веб-камер, то у нас в Татарстане возникают большие сомнения относительно чистоты выборов. Я вижу стремление федеральной власти, чтобы предстоящие выборы были легитимными, чтобы не было никаких сомнений в законности избранной власти. Власть сейчас нуждается в легитимности выборов, – поделился мнением Шамсутдинов.

Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ, глава избирательного штаба партии в республике Артем Прокофьев приветствовал такую инициативу, но призвал дождаться окончательного решения в этом вопросе.

– Установка веб-камер позволит сделать выборы более прозрачными. Одна из главных проблем на предстоящих выборах, на мой взгляд, – это доверие к их результатам и легитимность будущих депутатов Госдумы. С этим, по моему мнению, наблюдаются определенные проблемы. Но я думаю, что на разных уровнях может быть противодействие этому процессу, потому что не все будут приветствовать такое решение, – констатировал Прокофьев.

Лидер татарстанского «Яблока» Руслан Зинатуллин поддержал идею Памфиловой, но выступил с предложением устанавливать веб-камеры во всех городах с населением более 50 тысяч человек.

– Мы всегда выступали за то, чтобы веб-камеры устанавливало именно государство, чтобы у нас были не голословные доказательства нарушений, чтобы суды не могли нам отказывать. А установка веб-камер может повлиять на доказательства фальсификаций – это будут уже официальные данные, – заявил Зинатуллин.

Заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев поделился мнением, что в вопросе установки веб-камер на избирательных участках важную роль может сыграть не только Элла Памфилова, «но и давление общественности, которое оказывалось на российский Центризбирком». По словам эксперта, «как ни странно федеральная власть заинтересована в честных и прозрачных выборах».

– Каких-то значимых непарламентских движений, которые могли бы прийти и сломать существующую систему, сейчас не существует. Та оппозиция, которая есть, – это вполне лояльная оппозиция, которая будет оспаривать результаты выборов лишь на каких-то конкретных участках, – предположил Сергеев. – Система в лице, допустим, Вячеслава Володина заинтересована в честных выборах даже, может, больше, чем региональные власти.

Кроме того, Сергеев подчеркнул, что один из главных вопросов заключается в том, какие решения будут приниматься по итогам исследования видеозаписей с возможными нарушениями.

– Не факт, что можно будет добиться исправления нарушений, предоставив видеозапись. Комиссия и суды могут сказать, что никаких нарушений на видео не видят. Но это все равно значительный сдвиг. Это означает, что власть не хочет каких-то больших скандалов и тем более движений в связи с оспариванием результатов выборов, – резюмировал Сергеев.


Член ЦИК Татарстана с правом совещательного голоса от партии «Яблоко» Артур Гибадуллин сообщил, что положительно относится к инициативе Памфиловой, поскольку в Казани «проживает треть всех избирателей Татарстана».

– В тех территориальных избирательных комиссиях, которые я посетил на этой неделе, не было никаких проблем с ознакомлением с документами. Все члены комиссии спокойно показывали все необходимые документы, что может говорить о том, что либо избирательные комиссии Татарстана заняли некую другую позицию, либо не хотят конфликтов и скандалов, – предположил Гибадуллин. – Если все же они хотят реально провести честные выборы, то считаю, что ЦИК Татарстана должен выйти с инициативой к руководству республики и хотя бы оборудовать видеокамерами избирательные участки, где количество избирателей превышает тысячу человек, а в идеале, конечно, все участки. Камеры остались еще с выборов президента в 2012 году, их необходимо найти и использовать, в результате чего мы сможем сэкономить миллионы бюджетных средств.

Председатель ЦИК Татарстана Экзам Губайдуллин заявил «Казанскому репортеру», что «очень важно, чтобы выборы прошли открыто, гласно и легитимно», и «всячески поддержал» инициативу Эллы Памфиловой.

Кроме того, он отметил, что «видеооборудование, применявшееся в 2012 году на избирательных участках, не передавалось на баланс избирательной комиссии», поскольку «после завершение выборов оно осталось в ПАО «Ростелеком».

– Согласно коммерческому предложению ПАО «Ростелеком», общая стоимость оказания услуг по организации видеонаблюдения с избирательных участков и интернет-трансляции на портале www.webvyboryedg.ru в Татарстане составит свыше 397 миллионов рублей. По Казани у нас таких расчетов нет. В Казани 449 избирательных участков, и для обеспечения их веб-камерами может понадобиться примерно 70-80 миллионов рублей, – резюмировал Экзам Губайдуллин.


Вадим Мещеряков.

Комментарии

  1. Зуфар 7 лет назад
    70-80 миллионов разделить на 449 участков получится 156-178 тысяч рублей. Они и тут распилить решили? Вообще уже охренели.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!