​Налетай –​ подешевеет!

17 августа 2016
Мнение


Скоро в Казани, по всей видимости, появится еще одна крупная ритейлерская сеть федерального уровня – «Лента». Учитывая наличие в городе значительного количества площадей, пригодных для организации торговых точек, это может привести к повышению конкуренции на данном рынке и падению цен на товары повседневного спроса, считает инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани Руслан Жуков.

На рынке продажи товаров повседневного спроса (FMCG) Татарстана, да и России в целом, в последнее время складывается двоякая ситуация. С одной стороны, становятся хорошо заметны признаки самого настоящего отраслевого кризиса. На фоне снижения реальных доходов и плавного роста безработицы граждане продолжают сохранять сберегательную модель потребления. В частности, в стремлении сформировать денежную «подушку безопасности» на случай ухудшения ситуации в экономике покупатели отказываются от приобретения не только товаров длительного пользования, но даже некоторых пищевых продуктов. Помимо этого, продукты с длительным сроком хранения в последнее время все реже покупают впрок.

Неудивительно, что на этом фоне оборот розничной торговли в Татарстане даже с учетом так называемого эффекта низкой базы (после падения в предыдущие годы) в первой половине 2016 года в реальном выражении просел еще на 1,1% относительно первого полугодия 2015 года. При этом ситуация в регионе все-таки выглядит заметно лучше общероссийской. Так, по официальным оценкам Росстата, оборот розничной торговли в целом по РФ за полугодие просел гораздо более значительно – на 5,7%.

Между тем стало известно, что торговая сеть «Лента» скоро откроет свой первый магазин в Казани. По сообщениям СМИ, структуры, аффилированные с «Лентой», приобрели с аукциона акции Ново-Савиновского рынка. Планируется запуск собственного магазина, уже идет набор сотрудников. Не станет ли открытие нового гипермаркета той самой последней каплей, которая приведет к слишком сильному росту конкуренции? И если конкуренция действительно сильно обострится, то чего от этого ждать казанским покупателям?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно посмотреть, как в городе устроен рынок ритейла. Сейчас в Казани работает 10 крупных торговых центров с общей площадью торговых помещений около 60 тысяч квадратных метров. Для города с населением более 1,2 млн человек, на первый взгляд, это не очень много – в том же Петербурге подобных торговых центров в пересчете на число жителей заметно больше. Однако по всем видам торговых площадей под торговлю в городе в теории может быть отдано до 1000-1100 кв. м на 1000 жителей, что гораздо выше среднерыночных показателей по РФ: 600–850 кв. м.

Таким образом, выходящим на рынок ритейлерам нужно быть готовым к падению покупательского трафика по мере ужесточения конкуренции, тем более – на падающем в целом рынке. В подобных условиях выживут только ритейлеры с лояльной к покупателям ценовой политикой. Например, та же «Лента» работает в формате бюджетного продуктового ритейла и в этом отношении похожа на «Магнит» и «Пятерочку», продавая широкий спектр товаров повседневного спроса.

Казанским покупателям новый ритейлер может быть интересен своей специфичной маркетинговой стратегией, предусматривающей предоставление специальных индивидуальных скидок владельцам дисконтных карт. При этом «Лента» очень внимательно относится к изучению спроса: анализирует чеки и формирует свой ассортимент, исходя из покупательских предпочтений.

Поэтому появление нового сильного игрока в невысоком ценовом сегменте будет на руку потребителям, которые выиграют от обострения конкуренции и в условиях сложной экономической конъюнктуры смогут сэкономить на повседневных товарах. К тому же для многих покупателей сократится путь до ближайшего торгового центра.


Руслан Жуков, инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани.

Комментарии