Скоро в Казани, по всей видимости, появится еще одна крупная ритейлерская сеть федерального уровня – «Лента». Учитывая наличие в городе значительного количества площадей, пригодных для организации торговых точек, это может привести к повышению конкуренции на данном рынке и падению цен на товары повседневного спроса, считает инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани Руслан Жуков.
На рынке продажи товаров повседневного спроса (FMCG) Татарстана, да и России в целом, в последнее время складывается двоякая ситуация. С одной стороны, становятся хорошо заметны признаки самого настоящего отраслевого кризиса. На фоне снижения реальных доходов и плавного роста безработицы граждане продолжают сохранять сберегательную модель потребления. В частности, в стремлении сформировать денежную «подушку безопасности» на случай ухудшения ситуации в экономике покупатели отказываются от приобретения не только товаров длительного пользования, но даже некоторых пищевых продуктов. Помимо этого, продукты с длительным сроком хранения в последнее время все реже покупают впрок.
Неудивительно, что на этом фоне оборот розничной торговли в Татарстане даже с учетом так называемого эффекта низкой базы (после падения в предыдущие годы) в первой половине 2016 года в реальном выражении просел еще на 1,1% относительно первого полугодия 2015 года. При этом ситуация в регионе все-таки выглядит заметно лучше общероссийской. Так, по официальным оценкам Росстата, оборот розничной торговли в целом по РФ за полугодие просел гораздо более значительно – на 5,7%.
Между тем стало известно, что торговая сеть «Лента» скоро откроет свой первый магазин в Казани. По сообщениям СМИ, структуры, аффилированные с «Лентой», приобрели с аукциона акции Ново-Савиновског
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно посмотреть, как в городе устроен рынок ритейла. Сейчас в Казани работает 10 крупных торговых центров с общей площадью торговых помещений около 60 тысяч квадратных метров. Для города с населением более 1,2 млн человек, на первый взгляд, это не очень много – в том же Петербурге подобных торговых центров в пересчете на число жителей заметно больше. Однако по всем видам торговых площадей под торговлю в городе в теории может быть отдано до 1000-1100 кв. м на 1000 жителей, что гораздо выше среднерыночных показателей по РФ: 600–850 кв. м.
Таким образом, выходящим на рынок ритейлерам нужно быть готовым к падению покупательского трафика по мере ужесточения конкуренции, тем более – на падающем в целом рынке. В подобных условиях выживут только ритейлеры с лояльной к покупателям ценовой политикой. Например, та же «Лента» работает в формате бюджетного продуктового ритейла и в этом отношении похожа на «Магнит» и «Пятерочку», продавая широкий спектр товаров повседневного спроса.
Казанским покупателям новый ритейлер может быть интересен своей специфичной маркетинговой стратегией, предусматривающе
Поэтому появление нового сильного игрока в невысоком ценовом сегменте будет на руку потребителям, которые выиграют от обострения конкуренции и в условиях сложной экономической конъюнктуры смогут сэкономить на повседневных товарах. К тому же для многих покупателей сократится путь до ближайшего торгового центра.
Руслан Жуков, инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани.
Комментарии