Online кладбища: посадить цветы, поставить свечку и покрасить ограду

09 августа 2016
Общество

Memorial.pro – сервис, позволяющий ухаживать за могилой дистанционно, заработал в тестовом режиме. 160 тысяч захоронений на 13 кладбищах города попадают под действие сервиса. Теперь те, кто уехал из Казани, или те, кто слишком занят, смогут заказать услуги по благоустройству и содержанию могил. «Казанский репортер» разбирался в рынке online-услуг на кладбищах.

Поиск могилы, уборка и утилизация мусора, очищение места захоронения от ненужной растительности, полив и уход за цветами, чистка и омовение памятника, выравнивание грунта, окраска и восстановление ограды и скамьи – все это обойдется в 10 тысяч рублей. Заказчику пришлют фотографии могилы до начала работ и после.

За 8 тысяч рублей можно получить все то же самое, кроме окраски и восстановления ограды и скамьи, а также посадки цветов весной, летом и осенью. За 5 тысяч рублей услуги еще скромнее – поиск могилы, уборка и утилизация мусора, очищение места захоронения от ненужной растительности, а также полив и уход за цветами три раза в год.

Как уверяют авторы проекта на своем сайте, такие услуги востребованы среди тех, у кого нет времени, чтобы следить за состоянием могил родственников, или тех, кто уехал далеко от города.


Сегодня проект презентовал на деловом понедельнике Рифат Ханнанов, начальник управления информационных технологий и связи.

– При участии одной из казанских IT-компаний в прошлом году мы приступили к реализации масштабного проекта по учету и поиску мест захоронения. Данные о захоронениях вносятся в базу ежедневно, параллельно идет наращивание базы за счет более старых захоронений (сейчас информация о захоронениях только с 1980 года). В ближайшие годы мы планируем добавить геолокацию. Сейчас в тестовом режиме запущен стартап, позволяющий дистанционно заказать самые разные услуги – от возложения букетов в конкретный день до комплексного годового обслуживания. Этот проект уникален для России и имеет большой потенциал. Система гибкая в плане масштабируемости и позволяет вносить в нее данные вне зависимости от географического положения, – рассказал Ханнанов.

Начальник управления также отметил, что Минстрой России намерен создать единую базу захоронений. Вместе с тем, он попросил поддержать инициативу и выступить с ней перед Правительством Татарстана, чтобы республика стала пилотным регионом. «Есть все шансы для привлечения федеральных субсидий на эти цели», – отметил он. Мэр Казани Ильсур Метшин одобрил инициативу и заявил, что проект, представленный сегодня, – важный шаг на пути внедрения информационных технологий в жизнь людей.

– Те, кто живы, цените тех, кто ушел, знайте могилу. Это из области морали. Это тема не делового понедельника, а проповеди или пятничного намаза, выступления в храме, синагоге. Это то, с чем сталкиваются люди. Я очень рад, что мы являемся пионерами, – подчеркнул мэр Казани. – Во всяком случае, я не слышал, что в каком-то городе это было реализовано. Очень много людей, которые переезжают, но у них есть естественное желание ухаживать за могилами родных, а возможности приезжать каждую весну или осень – нет. Если мы сможем это реализовать, благодаря информационным технологиям, это очень важно.

Отметим, что проект Memorial.pro реализован на основе открытых данных, публикуемых мэрией Казани на портале cemetery.kzn.ru. «Это особенность выделяет проект на фоне аналогов – в распоряжении портала находятся данные о 160 тысячах захоронений, осуществленных на 13 кладбищах, что позволяет клиентам сервиса выбрать место захоронения и отслеживать статус заказа», – сообщают в мэрии.

МОГУТ И ДРУГИЕ

Городские власти решили не отдавать привилегии только одному разработчику, заявив, что другие компании имеют право также воспользоваться набором данных и реализовать свой собственный проект с похожим функционалом. Пока в городе официально только Memorial.pro предоставляет свои услуги, пусть и в тестовом режиме. Разработчиком выступило ООО «ХЭДМЭЙД». Сайта у компании нет, телефон, указанный в интернете, не отвечает, поэтому поговорить с ними не удалось.

Отметим, что ООО «ХЭДМЕЙД», созданная в 2012 году, уже дважды получала госконтракты от казанских властей. 22 сентября 2015 года МКУ «Дирекция по конкурентной политике и закупкам Казани» заключила контракт на сумму 11,9 млн рублей с компанией на разработку и внедрение муниципальной информационной системы управления закупками города Казани. В декабре прошлого года «ХЭДМЕЙД» снова получила госконтракт от МКУ «Управление информационных технологий и связи Казани», теперь на 201 тысячу рублей, на внедрение автоматизированной системы управления потоками посетителей.

Есть еще несколько сервисов, со схожими услугами. Так что компания «ХЭДМЕЙД» далеко не пионер, некоторые компании работают и по Казани. Одна из них работает в целом по России – «Забота после». Список услуг немного другой. Помимо комплексной уборки (5 тысяч рублей), они осуществляют поиск заброшенного захоронения (4 тысячи рублей), возложение живых цветов к памятной дате (2 тысячи рублей), отдельную фотосъемку места захоронения (1,8 тысячи рублей).

Нашелся еще и паблик «Анибус-Казань», который предоставляет схожие услуги, но с 2014 года он не обновлялся.

В мире и в России компании такого плана начали появляться в конце 2000-х. Первая – в Нижнем Новгороде.

20-летний студент нижегородского Политеха Михаил Свердлов задался целью решить проблему поиска старых захоронений и уже десять лет занимается каталогизацией кладбищ. Поначалу это была волонтерская работа, но потом молодой человек решил мотивизировать свое увлечение и создал проект «Ле дор ва дор» (в переводе с иврита – «Из поколения в поколение»). Чуть позже проект стал называться Pomnim.pro и включал, в том числе, услуги по уборке могил.

К прошлому году база проекта превысила 1,5 млн захоронений. Свердлов смог получить инвестиции Фонда развития интернет-инициатив – 800 тысяч рублей. Сейчас Pomnim.pro работает по всей России и в странах СНГ. В одном из интервью Свердлов рассказал, что в Казани каталогизацию одного из местных кладбищ получилось сделать за счет местной еврейской общины. Свердлов намерен развивать свой бизнес через франшизу. Ее стоимость должна составить один миллион рублей. В стоимость войдут: IT-система, маркетинговые материалы, инструкции и база оцифрованных могил.

Формы работы подобных сервисов по стране различны, как и стоимость услуг. Отметим, что презентованный сегодня сервис один из самых дорогих в Казани и в целом по стране. Кроме того, некоторые из подобных проектов предоставляют не только пакетные, но и индивидуальные услуги – зажжение суточной лампады, подготовку захоронения к зиме, заказ молебна «За упокой» и другие.


Регина Хисамова.

Комментарии