О вопиющем случае нарушения санитарных норм, действующих правил, профессиональной этики, а может, и закона рассказали «Казанскому репортеру» друзья женщины, умершей в РКБ. Тело покойной более двух суток хранилось в морге, где не работали холодильные установки. Врачи говорят, что проблема носит систематический характер, Минздрав республики начал проверку.
Ольга Балобанова умерла 23 июля. Смерть молодой женщины после родовой травмы потрясла всю семью. Две ее маленькие дочки, муж, друзья и родственники готовились к похоронам дома, в поселке городского типа Камские Поляны, что в 190 км от Казани. Тело оставили в морге РКБ.
Ольгу привезли домой 26 июля, за день до похорон. Перед тем, как забрать, уточнили, не нужны ли дополнительные процедуры, ведь везти предстояло по жаре около 4 часов, а хоронить – лишь на следующий день. Но в РКБ заверили, что, наоборот, трогать ее не нужно, надо спокойно везти.
Вечером того же дня семья вынуждена была испытать еще один шок. Изо рта покойной полезли черви. Близкая подруга, которую тоже зовут Ольга, с мужем поехали в морг исправлять путаницу в документах и заодно попросили пригласить человека, который бальзамировал тело. Подумали, дело в этом, и заранее засняли на видео, как выглядело тело, чтобы было доказательство. Но оно не потребовалось:
– Вы нас извините, у нас там температура плюс 10 градусов. Я вам могу показать, если хотите, там мухи летают, – сообщила друзьям покойной сочувствующая сотрудница отделения.
– Спасибо, не нужно.
– Мы сами с этим боремся, но заведующему отделением и главврачу [все равно]... Каждый год нам обещают, что будут делать ремонт, что все сделают... Есть детский холодильник, поэтому небольшие тела, два-три, не больше, мы иногда туда кладем. Был случай, когда мальчика забрали полностью зеленого, его даже бальзамировать родственники отказались. Просто закрыли и увезли.
С 23 по 26 июля в Казани держалась жара под 30 градусов. Температура, которая должна быть в морге, – плюс два. По правилам судебно-медицинской экспертизы, «...трупы должны храниться в условиях, препятствующих развитию гнилостных изменений». Применение каких-либо консервирующих веществ запрещается, за исключением нескольких особых случаев. Следят и за сохранностью вещей покойного – «...при необходимости судебно-медицинский эксперт поручает санитару морга осуществить конкретные мероприятия, направленные на предупреждение порчи доставленных предметов (просушить одежду, развесить одежду на манекенах и т.п.)».
Разлагаться тело начинает сразу после смерти, так как иммунитет уже не останавливает бактерии от размножения и повышенная температура только ускоряет процесс. В случае с Ольгой это обернулось еще и дополнительными хлопотами. Близким пришлось заказывать новый гроб, поскольку за день тело увеличилось на 20 сантиметров.
– Плюс десять температура ни в коем случае быть не должна. Вы сами попробуйте, купите мясо на рынке, оставьте его на столе при плюс 10 и посмотрите, что с ним станет уже через сутки, – прокомментировал ситуацию врач скорой помощи Максим Новиков.
Для республики характерна еще одна особенность – правоверного мусульманина нужно похоронить в день смерти до захода солнца. Поэтому тут не возникает вопроса о длительной передержке. Однако в РКБ съезжаются больные со всей республики, поэтому проблема не только актуальна, но и типична для тех случаев, когда тела вынуждены оставлять в патологоанатомическом отделении дольше, чем на сутки.
Мы позвонили в пресс-службу РКБ. Оказалось, что там не знают об этой проблеме, и порекомендовали оставить жалобу на сайте. Однако после звонка в Минздрав РТ, республиканская больница прислала ответ.
«Патологоанатомическое отделение РКБ имеет соответствующее холодильное оборудование и находится в исправном состоянии. В конкретном случае имелись организационные недоработки со стороны администрации отделения. В настоящее время завершается служебная проверка по данному вопросу и будут приняты кадровые решения», – прокомментировал ситуацию заместитель главврача РКБ Марат Мазитов.
Человек, который был рядом с Ольгой Балобановой на протяжении ее лечения и который после организовывал похороны – близкая подруга Ольга Давыдова, сказала, что родственники обратились бы в суд, если бы были уверены, что больница несет ответственность за сохранность тел:
– Конечно обратились бы. Ведь там были маленькие дети, ее дети. Хорошо, что дочка не подошла в этот момент. Когда нам в больнице сказали, что холодильника в морге нет, мы не стали дальше разбираться. Это рассказала нам рядовая сотрудница, при чем тут она? Почему не спустилась смотреть на мух? Я вообще первый раз забирала тело из морга, и спуститься еще и к мухам я бы не смогла.
Вероятно, на ситуацию повлияла устоявшаяся в эти дни жара, возможно, рефрижераторы которые имеются в отделении просто не справляются с летним зноем... Официального ответа и уж тем более извинений близким Ольги Балобановой никто не предоставил, так что им только и остается, что строить догадки и попытаться пережить череду потрясений, которые обрушились на семью.
Елена Догадина.
Комментарии