Потенциально зависимы

27 июля 2016
Общество

Движение в защиту прав избирателей «Голос» провело исследование административной зависимости территориальных избирательных комиссий (ТИК) по всей России. Согласно итогам, все шесть ТИКов в Татарстане перед выборами в Госдуму имеют «высокий уровень потенциальной административной зависимости» из-за большого количества представителей районных администраций в комиссиях и сотрудников организаций, близких к партии власти.

Движение в защиту прав избирателей «Голос» подготовило доклад о состоянии избиркомов российских субъектов и территориальных избирательных комиссиях, участвующих в организации предстоящих этой осенью выборов депутатов Госдумы. Над докладом работали ведущий эксперт движения Виталий Ковин, член совета «Голоса» Аркадий Любарев и региональные долгосрочные наблюдатели.

Эксперты в своем докладе напомнили, что, по закону, организатором выборов депутатов Госдумы является Центральная избирательная комиссия России, а определенная часть полномочий передается избирательным комиссиям субъектов федерации и окружным избирательным комиссиям (ОИК). Авторы доклада указали, что «принципиально важными являются состав, профессионализм и независимость деятельности региональных избирательных комиссий, а также тех территориальных избирательный комиссий (ТИК), на которые возложены полномочия окружных комиссий».

«Голос» проанализировал составы территориальных избирательных комиссий и частично комиссий российских субъектов, которые участвуют в организации выборов депутатов Госдумы. В 11 российских регионах, среди которых и Татарстан, полномочия всех окружных избирательных комиссий возложили на ТИКи – напомним, в республике образовано шесть одномандатных округов, ход голосования в которых контролируют шесть ТИКов.

«Такой вариант возложения полномочий ОИК также вполне обоснован и разумен», – подчеркнули эксперты «Голоса». Они отметили, что важное значение имеет численный состав ТИКа, квалификация ее членов и авторитет в обществе (или хотя бы отсутствие за ней шлейфа скандалов).

«Кроме того, для участников выборов, особенно со стороны оппозиционных партий и кандидатов, а также для общественных наблюдателей и независимых экспертов принципиально важным является представление о степени «потенциальной административной зависимости» и управляемости ТИК, на которые возложены функции ОИК. Эта зависимость проявляется, прежде всего, в наличии в составах избирательных комиссий членов, которые либо могут быть подвергнуты административному воздействию со стороны региональной и местной власти, либо сами являются ее представителями и прямыми сторонниками», – заключили авторы доклада.

К потенциально «административно зависимым» членам комиссий закон относит государственных и муниципальных служащих, «чья численность не должна превышать половины от состава комиссии». По мнению экспертов «Голоса», «практика показывает, что «административно зависимыми» членам комиссии являются лица, замещающие государственные и муниципальные должности, сотрудники государственных и муниципальных учреждений, особенно их руководители, сотрудники аппаратов избирательных комиссий, члены комиссий, выдвинутые в их состав «партией власти» (ЕР) или тесно связанными с ней общественными организациями (ОНФ, «Молодая гвардия»)». Кроме того, к потенциально «административно зависимым» «Голос» отнес «сотрудников предприятий, принадлежащих влиятельным политикам из правящей партии».

«Совокупное превалирование в составах комиссий данного рода членов создает предпосылки для установления административного контроля над деятельностью избирательных комиссий, лишает их независимости, самостоятельности и коллегиальности в принятии решений. Таким образом, движение «Голос» считает принципиально важным обратить внимание на долю «административной составляющей» в составах комиссий, на которых возложены полномочия ОИК», – констатировали авторы доклада.

Эксперты «Голоса» проанализировали и территориальные избирательные комиссии Татарстана. Согласно докладу, все шесть ТИКов в республике «состоят всего из восьми членов комиссий, при этом в их состав входит от четырех до шести сотрудников различных администраций, аппаратов комиссии или работников бюджетных учреждений». Кроме того, «к ним, в том числе, относятся председатели, заместители и секретари комиссий».

«Таким образом, «потенциальную административную зависимость» ОИК №26-31, можно оценить как «высокую». Все шесть ТИК, согласно расчетам «административного рейтинга», также относятся к «высоко административно зависимым» комиссиям», – резюмировали эксперты.

По итогам исследования, Татарстан занял первое место среди регионов, «в которых сосредоточены наиболее административно-зависимые ТИК, на которые возложены полномочия ОИК».

В основе расчета лежала оценка «потенциальной административной зависимости» каждого члена избирательной комиссии. Каждому члену комиссии присваивалось значение от 0 до 1,5 «административных баллов» в зависимости от возможности административного воздействия на него со стороны лиц и структур, обладающих властными и административными полномочиями. Далее баллы всех членов комиссии суммировались в «административный индекс комиссии». Сам «административный коэффициент» высчитывался с учетом общего количества членов комиссий.

Кроме того, согласно результатам исследования, ТИК Альметьевского одномандатного округа стала «лидером» среди всех комиссий в России по уровню «потенциальной административной зависимости» – административный коэффициент в этом округе составляет 100. В первой семерке также ТИК Нижнекамского округа (4 место), ТИК Московского одномандатного округа (6 место), ТИК Набережночелнинского округа (7 место). На 23 строчке оказалась территориальная избирательная комиссия Приволжского округа, а на 24-ом – ТИК Центрального округа.

«При этом, мы прекрасно сознаем, что выявленная административная зависимость того или иного члена комиссии так и может остаться потенциальной, и никогда не быть реализована на практике. Тем не менее, само наличие возможности (прежде всего, связанной с их основным местом работы) оказать административное давление на члена комиссии может оказаться либо фактором, стимулирующим его к определенным действиям, либо сдерживающим фактором в его деятельности в составе комиссии», – пояснили в «Голосе».

Помимо этого, эксперты отметили, что «весьма часто реальная «административная зависимость» и ангажированность члена комиссии может объясняться не только и не столько его формальными служебными связями, а неформальными отношениями (родственными, дружескими, клиентскими и даже коррупционными), что, естественно, крайне сложно установить на основе информации открытых источников».

Отметим, что в марте этого года оппозиционные партии уже высказывали свое недовольство методикой формирования территориальных избирательных комиссий. Так, татарстанское отделение партии «Коммунисты России» обращалось в Верховный суд республики с иском об оспаривании постановления Центризбиркома РТ о формировании территориальных избирательных комиссий.

Напомним, согласно решению Центризбиркома от 10 декабря 2015 года, из 520 членов ТИКов по 65 квот имеют представители «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, по три – «Патриотов России», «Родины», «Ветеранов России», Аграрной партии. У «Коммунистов России» и «Яблока» – по одному члену ТИК. Остальные члены комиссий назначены по предложению других субъектов – муниципалитетов (62 члена), прошлых составов ТИКов (60 членов), собраний избирателей по месту учебу, работы и жительства (68 членов). Еще 56 мест в территориальных избирательных комиссиях отвели движению «Татарстан – новый век».


Верховный суд республики иск комроссов тогда оставил без удовлетворения, а председатель партии «Яблоко» в Татарстане Руслан Зинатуллин заявил, что ЦИК Татарстана «пытается не допустить представителей оппозиционных партий вообще на участки в качестве членов комиссий».

Координатор движения «Голос» в Татарстане Михаил Тихонов рассказал «Казанскому репортеру», что всех членов комиссии в республике назначают «по единой схеме как под копирку».

– Именно из-за этого в Татарстане все шесть ТИКов имеют «высокий уровень потенциальной административной зависимости». Если посмотреть другие регионы, то там такого нет. По этой схеме председатель комиссии чаще всего назначен представительным органом муниципального образования, заместитель – это, как правило, комиссия предыдущего состава, секретарь обычно представляет «Единую Россию». Административная зависимость идет у руководства комиссии, независимого человека в руководстве ни одной комиссии в Татарстане нет, – заявил Тихонов.

Лидер коалиции «За честные выборы» в республике Игорь Веселов высказал мнение, что татарстанские территориальные избирательные комиссии «сто процентов зависят от местных органов исполнительной власти, в данном случае от глав администраций районов».

– Я не понимаю, что же должно случиться, чтобы ЦИК Татарстана не назначил ставленников администрации. Очевидно, что Центризбирком республики в данном вопросе действует не самостоятельно, а лишь утверждает представленные главами администраций районов кандидатуры. Территориальные комиссии в данной цепочке фактически являются буфером между кандидатами и УИКами, потому что нарушения в участковых комиссиях обжалуются в вышестоящие комиссии (ТИКи), а они, вместо того, чтобы провести объективное рассмотрение жалобы, выносят решение без каких-либо исследований, – рассказал Веселов.

Доктор политических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев поделился мнением, что результаты проведенного исследования в части Татарстана – «банальные», поскольку «последние 20-25 лет это ни для кого не секрет».

Получить оперативный комментарий в Центризбиркоме Татарстана «Казанскому репортеру» сегодня не удалось.


Вадим Мещеряков.

Комментарии

  1. Велимир Ивкович 7 лет назад
    "Согласно докладу, все шесть ТИКов в республике «состоят ВСЕГО из восьми членов комиссий, при этом в их состав входит от четырех до шести сотрудников различных администраций, аппаратов комиссии или работников бюджетных учреждений». Кроме того, «к ним, в том числе, относятся председатели, заместители и секретари комиссий»."

    Они почему-то посчитали только тех, кого им выгодно считать. В каждом по 8, а не всего 8. Может в этой оговорке и есть ключ к пониманию "исследования". 8 из 48 гораздо правдоподобней. Название организация получила в честь команды для собак. Кто-то отдал приказ - голос! - значит нужно облаять.

  2. Ярослав 7 лет назад
    Велимир, какая часть фразы "от четырех до шести сотрудников" вам непонятна? В каких-то комиссиях 4 из 8 членов потенциально административно зависимы, на их взгляд, в каких-то 6 из 8.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!