«Это напоминает сталинский 37-й год»

27 июля 2016
События


Накануне в Казани, в сквере филармонии, прошел митинг против «пакета Яровой» и за установку веб-камер на избирательных участках, как это было на выборах президента России в 2012 году. Участники митинга сравнивали нынешнее время с репрессиями 1937 года, требовали отменить «пакет Яровой» и отставки главы ЦИК Татарстана Экзама Губайдуллина. Кроме того, в итоговой резолюции митинга его участники призвали главу аппарата президента республики Асгата Сафарова не вмешиваться в избирательную кампанию. За митингом наблюдали корреспонденты «Казанского репортера».

За 20 минут до начала митинга в сквере у Татарской государственной филармонии участников предстоящей акции практически нет. Лишь организатор митинга, глава республиканского отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин заканчивает подготовительные работы, а сотрудники полиции пошагово обходят весь сквер в поисках возможных нарушений.

Недалеко от сквера стоит полицейский автозак ярко оранжевого цвета – мало ли что! Ближе к заявленному времени (18 часов) к скверу подходят десятки людей. В руках у них плакаты и флаги России. Этот митинг, будь жители Казани менее инертными, мог бы собрать сотни, если не тысячи людей, поскольку его тема за последние месяцы затронула, пожалуй, подавляющее большинство – это принятие «пакета законов Яровой».

Если кто-то до сих пор не понял, чем грозит его принятие для каждого жителя страны, напомним, что теперь в Уголовном кодексе России появилась новая статья – «несообщение о преступлении». Кроме того, увеличилось количество уголовных статей, по которым можно судить 14-летних преступников.

Помимо этого, в том случае, если сотрудники ФСБ при исполнении своих обязанностей уничтожили либо повредили имущество граждан, государство не обязано выплачивать им компенсацию.

Пожалуй, главное нововведение, которое затронет каждого, касается обязательного хранения телефонными операторами всей переписки абонентов в течение одного года. Некоторые руководители операторов уже выступили с заявлениями о том, что им придется повысить тарифы на связь в два-три раза.

С критикой «пакета Яровой» выступил первый президент Татарстана, а ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев. Он заявил, что закон приняли в спешке, и сообщил, что после принятия пакета антитеррористических мер поступает огромное количество обращений от верующих. Речь идет об одном из положений пакета – регламенте миссионерской деятельности.

– Нельзя не согласиться с необходимостью борьбы с терроризмом. Но есть вопросы. 147 депутатов голосовали «против». В законе есть неточности. Каким-то конфессиям такие изменения подходят, а иным – нет. Как провести у себя дома ифтар? Без молитвы это никак. Как читать никах, как поминать? В законе сказано – кладбища и мечети. Но сколько раз читается намаз? – задался вопросами Шаймиев на последней летней сессии Госсовета Татарстана в конце июня.

На вчерашнем митинге Руслан Зинатуллин, кстати, заявил, что прошедший на прошлой неделе крестный ход, согласно поправкам Яровой, является незаконным.

Несмотря на недовольство общественности Госдума, а позже и Совет Федерации одобрили «пакет Яровой». Некоторые возлагали надежды на президента России Владимира Путина, который откажется подписывать закон. Но надежды не сбылись, и 7 июля поправки в антитеррористическое законодательство были подписаны.

«ТАРИФЫ ЯРОВОЙ. ГОВОРИ МЕНЬШЕ, ПЛАТИ БОЛЬШЕ»

«Закон Яровой: 2016=1937», «Депутат Яровая! Внимание! Ст. 24 Конституции РФ: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается», «Президент Путин! Требуем отменить антиконституционный, антинародный «пакет законов Яровой», «Тарифы Яровой. Говори меньше, плати больше», «Мы не хотим платить за «информационный Гулаг». С такими плакатами стоят участники митинга, которые выступили против принятых Госдумой «поправок Яровой».

Первым выступил председатель татарстанского отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин. Он сходу заявил, что Госдума заблуждается в том, что, «если будут записывать все разговоры, то сразу выявят террористов», поскольку «на самом деле это приведет лишь к тому, что увеличатся затраты сотовых операторов».

– Эти расходы скажутся на нас – на людях, которые пользуются сотовой связью, интернет-услугами, которые будут платить в несколько раз больше, – заявил Зинатуллин.

Кроме того, он напомнил о том, что поправками в закон «снижается порог привлечения к уголовной ответственности и что это напоминает сталинский 37-й год».

Вторая тема вчерашнего митинга касалась далеко не «пакета Яровой», но также всегда живо обсуждаемой темы – недоверия избирательным комиссиям Татарстана. Зинатуллин напомнил, что комиссии из года в год «совершенно безнаказанно» занимаются фальсификациями на выборах.

– Органы власти, полиция, прокуратура и следственный комитет совершенно не реагируют на эти нарушения. Почему они этого не делают? Потому что, если они будут реагировать, то фальсифицировать будет некому. В вышестоящей избирательной комиссии вместо того, чтобы разбираться в этих фактах, также покрывают фальсификаторов, – констатировал Зинатуллин.

Что касается установки веб-камер на избирательных участках, то Зинатуллин поделился мнением, что власти отказываются от практики видеонаблюдения, ссылаясь на большие затраты. «Наверное, там очень большие откаты, потому что на самом деле камеры куплены еще в 2012 году, они хранятся на складах, а все коммуникации подведены, необходимо только деньги на монтаж камер и их подключение», – отметил глава татарстанского отделения «Яблока».

– Смысл этого в том, что они не хотят, чтобы мы обнаружили все фальсификации. Они опять хотят все это провернуть, сфальсифицировать, поэтому мы выражаем протест и требуем установки камер на избирательных участках! – подчеркнул Зинатуллин.

Напротив него стоят участники митинги, в руках у которых плакаты на выборную тему. «Председатель ЦИК РТ Губайдуллин, почему ЦИК РТ боится веб-камер?», «Требуем установки веб-камер на избирательных участках».

Отметим, что председатель Центризбиркома России Элла Памфилова в середине июля выразила надежду, что «самые проблемные и конкурентные участки будут обеспечены видеокамерами». По ее словам, некоторые руководители регионов вышли с инициативой установить веб-камеры, чтобы «к ним не было никаких претензий и обвинений в том, что у них применяется административный ресурс».

В ответ на это глава ЦИК Татарстана Экзам Губайдуллин ответил, что «в Татарстане камеры устанавливать не будут» поскольку в бюджете не предусмотрены на это затраты.

Следом на митинге выступил глава регионального отделения ПАРНАСа Марсель Шамсутдинов. Он в привычной для себя манере говорил о том, что «мы должны быть инициаторами всех мирных протестных акций, чтобы изменить жизнь нашей страны в лучшую сторону». По его словам, российским бюджетом «распоряжаются не избиратели, а те узурпаторы, которые захватили власть и изображают видимость демократии».

– Мы протестуем против этого наглого, грабительского закона Яровой и говорим, что цивилизованный выход из этого – прийти самим, сагитировать друзей и соседей и рассказать, что есть цивилизованный способ выхода из этой ситуации – выборы, – предложил Шамсутдинов. – Если мы пройдем в Госдуму, мы первым делом поставим вопрос об отмене этих поправок Яровой

Председатель Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Фарит Закиев вышел с предложением обратиться в Конституционный суд России. По мнению главы ВТОЦ, «пакет Яровой» противоречит главному закону страны. Кроме того, Закиев потребовал отправить в отставку главу татарстанского Центризбиркома Экзама Губайдуллина и выразил «недоверие» ЦИК РТ и участковым избирательным комиссиям.

Лидер коалиции «За честные выборы» в Татарстане Игорь Веселов в своем выступлении назвал участников митинга «смелыми» людьми, поскольку сегодня «все законы, которые принимает Госдума, направлены на запугивание людей». По его словам, «пакет Яровой» не является «исключением» в этом вопросе.

Веселов рассказал, что многие пункты закона «неисполнимы», однако «этот закон депутаты приняли, и он уже существует».

– Нам сейчас будут говорить, что этот закон ни чьих прав не нарушает, потому что мы ничего не записываем, ничего не храним. На самом деле выборочно всегда ведется и прослушивание, и запись, и в нужный момент все наши данные публикуются. Поэтому данный закон необходимо немедленно отменять, – заявил Веселов.

Что же касается темы выборов, то Веселов констатировал: «...проведение честных выборов в Татарстане сегодня невозможно», поскольку «нет ни одной предпосылки к тому, что фальсификаций не будет».

– Меня настораживает один вопрос: почему президент Татарстана не принимает никаких мер к тому, чтобы пресечь эти преступления? Более того, он возглавляет список «Единой России», в пользу которой в основном и проводятся фальсификации. Не буду спорить, существуют фальсификации и в пользу других партий, но изначально процент голосов за каждую партию предопределен до проведения выборов, и поэтому если будут фальсификации, это ударит как по имиджу президента, так и по имиджу Татарстана. На сегодня у нас нет ни единого шанса противостоять этому произволу, – поделился мнением Игорь Веселов.

Для того, чтобы «выборы были честные», он предложил «возбудить ряд уголовных дел по довольно-таки известным преступлениям». Веселов для примера напомнил, как в 2012 году на избирательном участке №127 «председатель комиссии и ее члены под веб-камеры вбрасывали избирательные бюллетени». Помимо этого, лидер коалиции «За честные выборы» призвал отправить в отставку руководителя следственного управления следственного комитета России по Татарстану Павла Николаева. По мнению Веселова, этим ведомством «разработана схема невозбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с фальсификациями итогов голосования».

– Схема настолько проста, что доводит до абсурда любое заявление. Когда вы приносите заявление с доказательствами, следственный комитет возвращает данное заявление и пишет, что в данном сообщении не содержится сведений о преступлении. И начинается долгая тяжба. В конечном итоге заявление направляют в ЦИК РТ, откуда поступает ответ о том, что данное заявление не подведомственно их рассмотрению. После этого материал не рассматривается вообще, – рассказал Веселов.

Он процитировал ответ Павла Николаева, что «вброс большого количества избирательных бюллетеней одним лицом не является преступлением», поскольку «вбрасывал не субъект преступления, не субъект участковой избирательной комиссии».

– В следующий раз мы ему приносим видеозаписи, где члены комиссии вбрасывают эти бюллетени. Следственный комитет ведет доследственную проверку – ответ тот же самый, только в обосновании указывается, что члены комиссии, просмотрев данную запись, себя не узнали. Данное решение существует на бумаге. Существует странная последовательность – все лица, которые выносили такие процессуальные решения, уходят на повышение. Ни одно уголовное дело не возбуждено, – заключил Веселов.

На митинге выступил и Минтимер Шаймиев, правда, не лично, а при помощи современных технологий. Организаторы включили аудио-запись выступления госсоветника на сессии Госсовета, где он раскритиковал «пакет Яровой».

Завершилась вчерашняя акция принятием резолюции. В ней участники, в частности, потребовали установить веб-камеры на избирательных участках Татарстана, уволить Павла Николаева, запретить вмешиваться в избирательную кампанию руководителю аппарата президента Татарстана Асгату Сафарову, признать не соответствующим Конституции «пакет Яровой» и «прекратить практику оказания давления на сотрудников и руководителей контролируемых органами госвласти структур».

Митинг прошел без происшествий, в нем приняли участие не более 60 человек.


Вадим Мещеряков.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!