Судья: «Мир у нас и так нестабилен – все на нервах»

22 июля 2016
События

Сегодня, 22 июля, Авиастроительный районный суд Казани признал виновным 26-летнего Владимира Максимова в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждении ненависти, приговорив его к двум годам и двум месяцам колонии строгого режима. «Казанский репортер» наблюдал за судебными заседаниями.

Рассмотрение дела Владимира Максимова началось вчера, а в суд оно было передано за десять дней до этого. Сегодня обвиняемый уже выступил с последним словом, а судья вынес приговор. Скоротечность процесса объясняется особым порядком – обвиняемый полностью признал свою вину и раскаялся.

КОЛОВРАТ, «АЗОВ» И КОММУНИСТЫ

Рассмотрение дела проходило в особом порядке: доказательства на заседаниях не исследовались. Максимов полночью признал свою вину, сказав, что хотел лишь «потроллить» других пользователей соцсети «ВКонтакте».

Согласно материалам дела, Владимир Максимов на протяжении двух лет, с 2014-го по май 2015 года, разместил на своей странице во «ВКонтакте» несколько аудиофайлов, которые, согласно лингвистической экспертизе, содержали слова, выражения и высказывания, унижающие достоинство граждан. Кроме того, содержание текстов способно спровоцировать возникновение межнациональной ненависти и вражды, сообщили следователи.

С сентября 2015 и до задержания Максимов, согласно материалам следствия, писал на своей странице и оставлял комментарии, в которых оскорблял мусульман, кавказцев, евреев, коммунистов и угрожал им. Максимов называл себя приверженцем ультраправых взглядов и сторонником украинского батальона «Азов», который воевал с ополченцами ЛНР и ДНР.

В конце апреля Максимова задержали и обвинили по части 2 статьи 280 (публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности) и части 1 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) УК РФ.

В документах дела, как пишет издание Kazanfirst, множество эпизодов. В частности, обвиняемый опубликовал тексты песен право-экстремистской группы «Коловрат», в которых лингвисты увидели признаки так называемого «языка вражды».

За два года своей интернет-активности Максимов успел оскорбить мусульман и ополченцев ДНР и ЛНР, которых он называл сепаратистами; евреев и коммунистов; кавказцев и мигрантов. Угрожал убийствами и другими тяжкими последствиями.

«ВЫ ЧТО, НЕ ПОНИМАЕТЕ – ЕГО УЖЕ НЕ ОТПУСТЯТ»

...Вчера, 21 июля, за двадцать минут до начала процесса сидят на скамейке двое – пожилой мужчина в белой рубашке с короткими рукавами и светлых брюках и женщина средних лет в темной длинной тунике. Знакомятся. Он – адвокат обвиняемого, она – мать.

– Жаль, что мы с вами заранее не познакомились, – говорит ей адвокат.

– Да, жаль. У него [сына] хорошие характеристики с работы и от соседей. Он взрослый мужчина, в бытовом плане хороший. Я 14-летнюю дочь с ним постоянно оставляла, когда мы на дачу уезжали. Никаких проблем никогда не было.


– Да, я знаю, читал характеристики.

– Когда я пришла к следователю забирать телефоны и другую технику, он мне сказал: «Вы что, не понимаете – его уже не отпустят».

– Да. Дело такое, – согласился адвокат.

В зал судебного заседания Максимова завели в наручниках и в сопровождении полицейского. Молодой человек улыбался. Вошли адвокат, мать и еще двое молодых людей – друзья обвиняемого. Судья Радик Гараев, увидев слушателей, поинтересовался, кто есть кто. Узнав, что, кроме журналиста и матери, есть еще и друзья, он приказал им выйти из помещения.

– Идите отсюда. Ходят по судебным заседаниям и смотрят, как делать не надо. На работу лучше устройтесь, чем по судам ходить, – категорично заявил Гараев.

Молодые люди, не сказав ни слова, удалились. Судья перешел непосредственно к процессу, попросив обвиняемого подтвердить личность.

Казанец Владимир Максимов последние пять лет работал стропальщиком на одном из казанских предприятий. Устроился он туда сразу после того, как отсидел. Отбывал наказание с августа 2008 по декабрь 2010-го в колонии общего режима. За что именно сидел обвиняемый, суд не сообщил. Вышел Максимов по УДО.

После непродолжительного оглашения материалов дела (без доказательств), стороны перешли к прениям. Максимов заявил, что признает себя виновным, и попросил минимального наказания.

– Например обязательные работы, на воле я больше пользы принесу, – попросил судью обвиняемый.

Прокурор Абрамов запросил у суда для обвиняемого три года колонии строгого режима. Столь строгое наказание он мотивировал рецидивом.

На этом первое судебное заседание завершилось...

С УЧЕТОМ «ОСТРОЙ ЗЛОБОДНЕВНОСТИ»

Сегодня, 22 июля, процесс по делу Максимова продолжился. Обвиняемый выступил с последним словом.

– Я прошу о назначении минимальной меры наказания. Я исправился и больше не чувствую ненависти. Ни к коммунистам, ни к мигрантам. Я больше пользы принесу на свободе, – почти полностью повторил свою речь в прениях Максимов.

Судья, выслушав обвиняемого, удалился в совещательную комнату.

– Как ты? – спрашивает мать.

– Ништяк, – улыбаясь, отвечает ей Максимов.

– Но дома все-таки было бы лучше, – с сожалением отмечает она.

Через несколько минут судья возвращается.

– Суд приговорил Максимова к одному году и шести месяцам по части 1 статьи 282 УК РФ и к двум годам по части 2 статьи 280 УК РФ. Путем частичного сложения назначить Максимову наказание в виде двух лет и двух месяцев с отбыванием наказания в колонии строгого режима с лишением права заниматься деятельностью с использованием СМИ и интернета на два года, – заявил судья Гараев. – При определении наказания суд учитывал острую злободневность, понимаете. Мир у нас и так нестабилен – все на нервах.

ЭКСТРЕМИЗМА СТАЛО БОЛЬШЕ

Согласно данным Центра экономических и политических реформ, с 2011 года в России выросло количество осужденных по 282 статье УК России – со 137 до 414 человек. Так, по части 1 статьи 282 в 2011 году осудили всего 82 человека, в 2015-м – уже 369 человек.

Исследователи отмечают, что в 2015 году стали чаще судить по части 2 статьи 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности совершенные с использованием СМИ и интернета) – 19 человек в 2015-м и только четыре в 2014-м.

Ассоциация «Агора» также отмечает рост числа осужденных интернет-пользователей и сообщает, что по сравнению с 2014 годом в 2015 году возросло количество случаев привлечения пользователей интернета к уголовной ответственности – со 132 до 203 человек.

Источник: центр «Сова» / www.sova-center.ru

Интересен и разброс по социальным сетям. По данным центра «Сова», который следит за применением антиэкстремистского законодательства в России, в 2015 году за посты и репосты во «ВКонтакте» к уголовной ответственности привлекли 119 человек. Для сравнения: за пост на фейсбуке преследовали одного человека, а в «Одноклассниках» – троих. В 2016-м новости о новых уголовных делах появляются почти каждый день.

Регина Хисамова.

Комментарии

  1. Искандер 5 лет назад
    Мало дали
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!