Сходим в последний рейс и всё…

Ранее на территории России таких катастроф не случалось, чего не скажешь о Советском союзе. Достаточно вспомнить гибель теплохода «Александр Суворов». 5-го июня 1983 года в 21:40 теплоход на полном ходу зашёл под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию. По разным данным тогда погибло не менее 176 человек. Судно было восстановлено и по сей день обслуживает туристов из разных городов и стран. Другой лайнер «Адмирал Нахимов» 31-го августа 1986 года в 23 часа 20 минут потерпел крушение в 15 км от Новороссийска, тогда погибло 423 человека.

«Казанский репортер» встретился с помощником прокурора города Казани Нуруллиным Ильдаром, который поддерживал государственное обвинение в деле теплохода «Булгария». Ильдар рассказал нам о ходе громкого дела и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться следствию.

Ищейки провели кропотливую работу, проанализировали десятки экспертиз, в том числе в отношении погибших. Основной задачей было проведение судоводительской и инженерно-технической экспертизы. Тут и возникла первая серьезная проблема. Проведенная в рамках предварительного следствия экспертиза не была принята судом, поскольку проводивший её эксперт по окончании работ скончался и не успел завизировать бумаги своей подписью. Были вызваны новые эксперты из Нижнего Новгорода, но увидев предстоящий объем работы, они отказались от задания.

Теплоход «Булгария» © Никита Перфильев

Следствию пришлось начать поиски очередной группы экспертов. Выяснилось, что в России только четыре места, где можно найти нужных специалистов. Выбрали спецов из Государственного университета речного и морского флота имени Адмирала Макарова. В суде они дали согласие на проведение работ и получили доступ к материалам дела. Экспертиза продолжалась 1,5 месяца, при этом сотрудникам приходилось работать как в Казани, так и в Санкт-Петербурге. Многие выводы оказались идентичными с первой экспертизой, которая была отвергнута судом. Благодаря тому, что эксперты обладали дополнительным юридическим образованием, удалось расширить круг поставленных перед ними вопросов.

Дополнительные трудности были вызваны тем, что большинство потерпевших по делу проживает за пределами Татарстана. Они находились в шоковом состоянии и испытывали психологическое расстройство, что вызывало трудности в общении, в том числе и на суде. На судебных заседаниях постоянное дежурство вели врачи. И к их помощи постоянно приходилось прибегать: были сердечные приступы и психические расстройства. Некоторые в последствии не захотели являться в суд, и с согласия сторон были оглашены их предварительные показания. Здание суда не могло вместить количество всех потерпевших, по этой причине слушания проводили в доме культуры.

Теплоход «Булгария» © Никита Перфильев

Защита тоже пыталась «вставлять палки в колеса», настаивая на проведении детального осмотра судна в присутствии потерпевших с выездом на место нынешнего хранения останков теплохода. Тем самым они хотели посеять сомнения, что судно было правильно осмотрено. По понятным причинам следствие и потерпевшие были против, суд их мнение поддержал и отказал защите. Дополнительную экспертизу запросил адвокат Хаметова, который решил, что его клиент психически не здоров. Судебно-психологическая экспертиза заняла определенное время, но положительных результатов не дала.

На скамье подсудимых могло оказаться больше людей, там мог сидеть Храмов Александр Григорьевич — начальник отдела Волжского управления Госморречнадзора. Но, 22-го августа 2011 года он совершил самоубийство. На тот момент по делу Храмов проходил в качестве свидетеля и являлся руководителем двух осужденных - Тимергазеева и Семенова.

Первоначально обвинение не исключало тот факт, что Светлана Инякина может быть всего лишь подставным лицом, а истинные виновники остаются за кадром, но детальное изучение дела развеяло подобные домыслы. Она взяла на себя ответственность за эксплуатацию судна, что было прописано в соответствующем договоре с собственником теплохода. Фирмы, занимающиеся реализацией путевок, не понесли какой-либо ответственности, так как Светлана предоставила им все необходимые документы, а перепроверять её деятельность у них полномочий не было.

Теплоход «Булгария» © Никита Перфильев

Андрей Крамаренко, руководитель группы по подъему теплохода «Булгария», провел по собственной инициативе независимую экспертизу и сделал научное обоснование гибели теплохода. Он был допрошен на суде и его показания легли в основу обвинительного приговора. Крамаренко пояснил, что у теплохода был постоянный крен, который превышал допустимые нормы. Выходить в рейс с такими отклонениями было запрещено. Причиной крена могли послужить нарушенная балансировка судна и переполненные цистерны с фекалиями. Они давно не сливались.

Что же могло стать основной причиной гибели теплохода и такого количества пассажиров? Как таковой конкретной причины нет, есть их совокупность. Тут и ненадлежащее техническое состояние судна — требовался срочный капитальный ремонт и штормовой фактор — был сильный боковой ветер. Капитан предпринял маневр, связанный с резким разворотом судна, предполагают, что он предвидел надвигающуюся беду и попытался направить теплоход ближе к берегу.

Ильдар рассказал, что изучал историю теплоходов проекта «Россия 785», всего было построено 36 подобных судов и на данный момент они все выведены из эксплуатации. Судьба многих из них закончилась трагично. По некоторым инцидентам он пытался найти потерпевших или свидетелей, чтобы поговорить с ними и провести какие-то параллели с татарстанской трагедией, но, увы, прошло много времени и концы были потеряны.

Трагедия привела к разобщению многих семей, родственникам погибших причинены большие страдания. При этом ни один из пятерых осужденных вину свою в предъявленных обвинениях не признал, а должного раскаяния не последовало. Обвинение с приговором не согласно. О гуманности приговора от 3-го июля 2014 года, который вынес судья Московского районного суда Республики Татарстан Якунин Сергей Николаевич вы можете судить сами:

Инякиной Светлане назначено наказание по ст. 143 (Нарушение требований охраны труда) ч. 2 УК РФ 2 года и 6 месяцев, по ст. 238 (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) ч. 3 УК РФ 9 лет и 6 месяцев лишения свободы. По совокупности ей дали 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Дополнительно ей запретили 3 года заниматься деятельностью в сфере оказания туристических услуг. На данный момент Светлана отбывает наказание на территории Чувашии.

Ивашову Якову назначено наказание по ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) ч. 3 УК РФ 5 лет лишения свободы. Дополнительно он не сможет 3 года занимать должности в органах надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта. В соответствии с п. 4 ст. 2 Постановления Государственной Думы ФС РФ «Об объявлении амнистии в связи с двадцатилетием принятия Конституции РФ» от 12.12.2003 Ивашов освобожден от назначенного наказания.

Хаметову Рамилю назначено наказание по ст. 263 (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена) ч. 3 УК РФ в виде лишения свободы на 6 лет и 6 месяцев в исправительной колонии общего режима. Дополнительно ему запретили 3 года заниматься деятельностью, связанной с управлением и эксплуатацией пассажирского и грузового водного транспорта.

Тимергазееву Иреку назначено наказание по ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) ч. 3 УК РФ виде лишения свободы сроком на 6 лет. Дополнительно он не сможет на протяжение 3 лет занимать должности в органах, надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта.

Теплоход «Булгария» © Никита Перфильев

Семенову Владиславу назначено наказание по ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) ч. 3 УК РФ в виде 5 лет лишения свободы, дополнительно ему запрещено 3 года занимать должности в органах, надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта.

Кроме того, решением суда постановлено взыскать с осужденных суммы исковых требований потерпевших, которые были удовлетворены частично. Часть средств взыскали путем ареста имущества осужденных. У кого-то забрали автомобиль, а кого-то арестовали банковский счет.

Совершенно ясно, что у каждого из осужденных была своя роль в данном преступлении. Среди них невозможно выделить кого-то основного, но очевидно, что начало всему положила Светлана Инякина, которая стремилась как можно быстрее «отработать» сезон и заработать деньги. Для нее было нецелесообразно ставить судно на ремонт, ведь неудачливой предпринимательнице надо было срочно отдавать накопившиеся долги. Уговаривая капитана, она сказала «сходим в последний рейс и всё…». Так и получилось. Рейс стал последним, как для самого теплохода «Булгария», так и для большинства его пассажиров. Мы искренне надеемся, что речной маршрут станет последним и для пятерых осужденных по делу «Булгарии», и они больше никогда не будут работать в сфере, связанной с перевозками людей.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!