«ОГЭ мы будем проводить так же, как ЕГЭ»

19 июля 2016
Общество

Согласно результатам ЕГЭ-2016, татарстанские выпускники стали лучше разбираться в русском языке и математике и хуже – в физике, химии и немецком. Количество нарушений во время проведения единого госэкзамена по сравнению с прошлыми годами падает, однако того же нельзя сказать о сдаче основного госэкзамена. По мнению министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова, количество выявленных нарушений при сдаче ОГЭ «закономерно», поскольку министерство ставит перед собой задачу проводить этот экзамен на тех же условиях, что и ЕГЭ.

Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов для начала напомнил, что в этом году Кабинет министров республики принял распоряжение, которое регулирует взаимодействие министерств и ведомств, участвующих в организации ЕГЭ.

– Нами была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители МВД по республике, Минздрава, представители Ростелекома и управления спецсвязи, – сказал Фаттахов.

Он сообщил, что в период проведения ЕГЭ в Татарстане работало 90 пунктов проведения единого госэкзамена – все они были оборудованы стационарными металлорамками и видеонаблюдением в режиме онлайн.

Кроме того, для обеспечения «открытости и прозрачности процедур проведения государственной итоговой аттестации» в Татарстане организовали систему общественного наблюдения. По словам Фаттахова, в качестве общественных наблюдателей аккредитовали свыше тысячи человек.

Всего в этом году ЕГЭ сдавали более 16 тысяч татарстанских выпускников – это на две тысячи меньше, чем годом ранее.

– Как и в предыдущие годы, на ЕГЭ востребованными остаются такие предметы, как обществознание – его сдавали 7 286 выпускников, физика – 4 887, биология – 2 941 и химия – 2 409, – перечислил Энгель Фаттахов.

По его словам, в этом году, в отличие от прошлого, средний балл ЕГЭ «практически по десяти предметам (кроме физики, химии и немецкого языка) выше республиканских результатов 2015 года».

– Особенно нас радуют результаты по русскому языку – 73 балла – это хороший результат для нашей национальной республики. Есть хорошая динамика по профильной математике, это тоже нас радует. Значительное снижение баллов наблюдается по немецкому языку (на 7,7 балла) и химии (на 4,1 балла), – констатировал Фаттахов.

Особо остановимся на результатах ЕГЭ по обязательным для получения аттестата предметам – русскому языку и математике. Как ранее рассказал Фаттахов, средний балл по русскому языку составил 73 балла (в прошлом году – 69,2), тогда как в 2009 году он составлял лишь 54,5 балла. Наивысший средний балл по этому предмету нынче зафиксировали в Бугульминском районе – 81,9 балла, а наименьшие – в Мамадышском, Апастовском, Кайбицком, Пестречинском, Спасском муниципальных районах. «Тюлячинскому, Алькеевскому, Муслюмовскому, Актанышскому районам удалось ситуацию поправить», – похвалил министр.


Что же касается среднего балла по математике, то он по сравнению с 2009 годом вырос с 41,9 до 53 баллов (в прошлом году – 50,2).

– Доля татарстанских выпускников, не преодолевших минимальные пороги на ЕГЭ по русскому языку, математике профильного уровня, информатике, обществознанию, географии, истории снизилась; практически осталась на прежнем уровне по английскому, немецкому, французскому языкам. Вместе с тем резко возросло количество неудовлетворительных результатов по литературе – на 2,5 балла, химии – на 6,9 балла и физике – на 2,3 балла, – признался Фаттахов.

По его данным, доля выпускников, которые не получили аттестат, «значительно сократилась по сравнению с 2015 годом – с 0,8 до 0,2: если в прошлом году таких выпускников было 138, то в этом лишь 31. «Лидерами» по количеству не получивших аттестат стали Верхнеуслонский (1,3%), Кировский (0,9%), Менделеевский (0,8%) и Елабужский (0,8%) районы.

Кроме того, Фаттахов с гордостью сообщил об увеличении количества «стобалльников» по русскому языку – с 57 до 88, по математике профильного уровня – с двух до 16, по информатике – с пяти до восьми, биологии – с трех до четырех, географии – с трех до шести. Отметим, что сократилось число «стобалльников» по химии – с 24 до 8 и физике – с девяти до трех.

Эти результаты, однако, носят лишь предварительный характер, поскольку апелляцию подали свыше 1300 выпускников Татарстана – решения по ним пока находятся в работе.

Выяснить, насколько татарстанские выпускники преуспели или, наоборот, не оправдали надежд в целом на фоне России, не удалось. В мае 2014 года Владимир Путин подписал указ «О внесении изменений в перечь показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов России», согласно которому из перечня исключили пункт о региональных результатах ЕГЭ. В Рособранадзоре в просьбе предоставить данные по России журналисту «Казанского репортера» отказали, ссылаясь именно на этот указ президента.

Энгель Фаттахов на сегодняшнем брифинге также рассказал и о результатах основного государственного экзамена (ОГЭ). По его словам, процедура его проведения «максимально приближена к процедуре проведения ЕГЭ». Министр отметил значительное ухудшение результатов ОГЭ по сравнению с прошлым годом.

– В этом году результаты ОГЭ в Татарстане по 10 из 13 предметов ниже республиканских показателей 2015 года. Ну, это объективно, я перед началом этих экзаменов сказал, что мы будем делать упор на экзамены ОГЭ, обеспечение объективности, поэтому такой результат для нас считаю закономерным. Вместе с тем замечу, что 2,5% выпускников девятых классов остались пока без аттестата, – уточнил Фаттахов.

Перейдя к теме нарушений во время проведения экзаменов, Фаттахов проинформировал, что всего было составлено 23 протокола об административных нарушениях на физлиц по части 4 статьи 19.30 КоАП России – «Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации».

Фаттахов уточнил, что четыре протокола составили на участников ЕГЭ, 11 протоколов – на участников ОГЭ в пунктах его проведения и восемь – на участников ОГЭ по результатам офлайн видеонаблюдения. Нарушения зафиксировали в Московском районе Казани, Чистопольском, Буинском и Зеленодольском районах Татарстана. В результате этого из-за нарушений были аннулированы четыре работы.

На брифинге уточнили, что двое выпускников смогли пронести на экзамен мобильный телефон, а двое – шпаргалки. Тенденция по нарушениям «была значительно меньше». За шпаргалки и большие справочные материалы, которыми пытались воспользоваться «в определенных местах», дети были удалены с экзамена, а впоследствии их работы аннулировали без права пересдачи в этом году.

На вопрос корреспондента «Казанского репортера», с чем связано такое количество нарушений на ОГЭ, Энгель Фаттахов ответил, что это «закономерно». По его словам, в этом году впервые создали специальную комиссию с участием общественных наблюдателей.

– Просматривали в офлайн режиме все процессы проведения ОГЭ. Если мы где-то обнаруживали какие-то нарушения, то по этим фактам выносили решения. Для нас это важный опыт. Мы работаем на следующий год, чтобы все знали, что ОГЭ мы будем проводить так же, как ЕГЭ, – констатировал министр.

Отметим, что в беседе с корреспондентом «Казанского репортера» мать одного из казанских девятиклассников рассказала, что в этом году на экзамене учителя сами предлагали детям воспользоваться шпаргалками, чтобы результат ОГЭ в целом по школе был высоким. Сын нашей собеседницы, однако, от такой поддержки отказался, как и еще несколько учеников. О такой проблеме на сегодняшнем брифинге не упоминали.

Журналисты также подняли тему количества поданных апелляций на результаты ЕГЭ. Выяснилось, что самое большое количество жалоб было подано по результатам экзамена по обществознанию – удовлетворили лишь две из них: в обоих случаях оценку повысили на один балл. Как сообщили на брифинге, порядка 70% жалоб остаются неудовлетворенными.

Фаттахов также прокомментировал информацию о том, что выпускников девятых классов неохотно принимают в 10 класс, ссылаясь на различные основания: от плохих результатов до нехватки финансирования. По данным Фаттахова, жалобы родителей на такие нарушения действительно были.

– Ни у кого нет никаких законных оснований не принимать наших детей в 10 класс, какие бы результаты у них ни были по итогам основной школы. Нет никаких оснований ни у одного директора и ни у одного начальника отдела образования отказывать в приеме ребенка в 10 класс. По этому поводу мы проводили специальное совещание, на котором разъяснили, что такого быть не должно. В каждом случае мы постарались оперативно реагировать на такие факты. Я считаю, что это недоработка наших начальников отделов образования и директоров школ, – заявил Фаттахов.

На уточняющий вопрос «Казанского репортера», что делать тем детям, в чьих школах есть профильные классы и по закону школа имеет право проводить конкурс на зачисление в 10 класс, Фаттахов уточнил, что «есть и обычные школы», где не имеют права отказать ребенку в приеме в 10 класс.

Ни родителей, ни детей никто не имеет права лишать возможности поступления в 10 класс. В то же время существует понятие «профориентация», и зачастую родители путают: их детей не выгоняют, а ориентируют, – уточнила руководитель пресс-службы Минобра РТ Алсу Мухаметова. Учителя, оценивая знания учащихся, стремление к обучению, рекомендуют детям продолжить обучение в образовательных организациях среднего профессионального образования. Обучающихся 10–11 классов готовят для поступления в вузы. Слабому ученику будет сложно обучаться и преодолеть минимальный порог на едином государственном экзамене по обязательным предметам. Данный выпускник может остаться без аттестата.

Кроме того, министр образования и науки Татарстана уточнил, что в прошлом году 53% девятиклассников не стали переходить в 10 класс. По мнению Фаттахова, министерство в этом году ожидает увеличение этого показателя.

– Идет положительные динамика. Почему? Мы знаем, что в последние годы выпускники вузов не могли трудоустроиться. Мы ставим задачу, чтобы после девятого класса дети и родители определялись, куда они пойдут дальше, – сказал Фаттахов.


Вадим Мещеряков.

Комментарии