Кряшены едут на Питрау даже из Таиланда

19 июля 2016
Культура

Уходящий корнями в глубь столетий, Питрау – особо почитаемый кряшенский праздник. После 1917 года Питрау находился на нелегальном положении весь ХХ век. Народный праздник вернулся к нам лишь 17 лет назад. С тех пор на знаменитой поляне села Зюри Мамадышского района собираются кряшены со всех концов Татарстана и России.

КРЯШЕНСКИЙ ПИР НА ВЕСЬ МИР

Совершенно четкое осталось впечатление у автора этих строк: по размаху мамадышский Питрау явно масштабнее казанского Сабантуя. С 1999 года кряшены земли татарстанской отмечают свой ритуальный праздник в селе Зюри Мамадышского района. В соответствии с православной традицией (кряшены исповедуют православие, как минимум, пять столетий) Питрау приходится на день Петра и Павла, он отмечается в первый после церковного праздника выходной. Нынче он выпал на субботу, 16 июля.

Музыка на гигантской поляне (только в длину она достигает двух километров) звучала уже с полудня, завершались последние приготовления, и к 16 часам стартовала детская программа, на парковке не осталось ни одного места. А нарядный гостевой поток, как полноводная река, никак не иссякал до позднего вечера.

К 17 часам на вертолете прибыл президент Татарстана Рустам Минниханов. Сначала он посмотрел на скачки и лишь затем выдвинулся на праздничную поляну вместе с главными устроителями Питрау – главой «Ак Барс Холдинга» Иваном Егоровым, главой Мамадышского района Анатолием Ивановым, в их компании также были директор департамента сельского хозяйства ПТО «Нижнекамскнефтехим» Анас Миннахметов, руководитель исполкома совета Ассамблеи народов Татарстана Николай Владимиров и другие официальные лица.

У центрального входа президента встречали пять девушек в национальных костюмах кряшен, у каждой – поднос в руках: чак-чак, фрукты, каравай, кряшенские пельмени (в виде подковки и довольно крупные) и пресные лепешки с картофелем. Отщипнув по кусочку от каждого блюда, Рустам Минниханов пошел «в народ». А дежурившие у парадного входа, как минимум, три часа девушки явно проголодались и тоже решили отведать вкуснятины.

– И куда теперь эти яства? Сами скушаете? – прервал начало трапезы «Казанский репортер».

– Сейчас угостим весь коллектив, который встречал президента, – смутились кряшенские красавицы. – Ой, а вы тоже пробуйте, это очень вкусно!

– Благодарим, и хотели бы, да не можем, мы только из-за стола, после праздничного бэлиша никакая дегустация невозможна.

Молодежь понимающе засмеялась. Действительно, праздничный обед на Питрау в доме кряшен – это пир на весь мир. Пять раз подадут пельмени, мясо, пироги, а на пороге спросят: а давайте еще раз чаю попьем?

Итак, волшебная поляна Питрау в длину растянулась на два километра! Если ты попал сюда впервые, то думаешь, что пребываешь в сказочном мире. Во-первых, все ходят в необыкновенно красивых народных костюмах, во-вторых, работает масса ярких аттракционов, площадь оформлена броско, получается некий сельский луна-парк.

Рустам Минниханов обошел каждый кряшенский дом, среди которых неожиданно оказалась и палатка представителей республики Саха. У этого диковинного павильона президент задержался чуть дольше, на шведском столе стояли кумыс, разные его производные и деликатесные изделия из мяса жеребят. Чуть позже «Казанский репортер» уточнил у представителя сельскохозяйственного потребительского кооператива «Манчаары» Альберта Егорова, мол, вы-то как в кряшенский праздник вписались?

–Якуты тоже тюрки, – гордо ответил Альберт Егоров, – а татары, как мы знаем, тоже конину любят. Правда, Рустам Нургалеевич ничего у нас не попробовал, но ему было интересно. В понедельник состоится дегустация нашей продукции, ее проводит «Ак Барс Холдинг». Вас тоже приглашаем.

После якутов Минниханова обступили кряшены Лаишевского района. У них без рыбы – никак. Рядом с палаткой дымился котел с ароматной ухой, на столах лежала запеченная рыба пяти видов, в том числе судаки и громадная щука.

– И какова судьба ухи после обхода президента? – спросили мы хозяев.

– Теперь кушать будем сами и других угощать. Присоединяйтесь!

Отметим, что едва ли не в каждом кряшенском доме журналистов пытались угостить мясом, рыбой, выпечкой и напоить травяными чаями с медом. Все – бесплатно. На Питрау так заведено: коммерческие киоски стоят отдельно, не вмешиваясь в общую национальную картину.

А президент уже поднимается на главную сцену, его видят и слышат все, поскольку речь транслируется на огромном плазменном экране:

– От всей души поздравляю вас с замечательным праздником Питрау! С давних времен кряшены бережно хранят уникальные состязательные, песенно-игровые и обрядовые традиции, впитавшие в себя древнетюркские и христианские мотивы. Питрау, возрожденный на гостеприимной земле Мамадыша, который по праву называют «праздником цветов», заиграл новыми красками. Он давно завоевал сердца представителей разных национальностей и вероисповеданий, стал достоянием не только нашей республики, но и всей России. Питрау занимает одно из самых видных мест в калейдоскопе народных праздников, проводимых в Татарстане. Вместе с вами мы тоже с нетерпением ждем Питрау. В советское время его не разрешали проводить, поэтому проводили ночной сабантуй. Сегодня Питрау – большой праздник республиканского масштаба, и мы всегда содействуем его проведению. Желаю Питрау и впредь притягивать в свой гостеприимный круг все народы Татарстана.

ПРАВНУК КРЯШЕНСКОГО СВЯТОГО

Главная особенность Питрау в том, что кряшены, как единая семья, собираются вместе. Для тех, кто ищет старых друзей или дальнюю родню, на главной фестивальной поляне Тырлау работает площадка «Димче Горпи почмагы», ее предназначение – помогать кряшенам в этих поисках. Такой выходит местный вариант службы «Жди меня».

В этом году на Питрау произошла тихая сенсация. Праздник посетил правнук протоиерея Петра Гаврилова, расстрелянного безбожной властью в 1937 году. Это единственный представитель священнослужителей из кряшен, которого в 2001 году причислили к лику святых новомучеников. Его 36-летний правнук, Александр Безбородько, впервые поклонился земле предков.

Петр Гаврилов родился в деревне Уткино Мамадышского района. Он служил на родной земле в разных приходах до 1918 года, пока не был вынужден уехать в Сибирь вместе с отступающими войсками Колчака. Петра Гаврилова арестовали в 1929 году, а в 1937-м расстреляли. В 2001 году Русская православная церковь причислила Гаврилова к ликам святых новомучеников. Правнук его, Александр, занялся изучением родословной относительно недавно. Он родился в Геленджике, работает преимущественно за рубежом, в том числе и в Таиланде.

Александр Безбородько – прямой потомок святого новомученика по материнской линии, его бабушка Ольга Петровна – младшая из детей Гаврилова. Судьба жестоко обошлась с их родом, семейные связи были утеряны и преданы забвению на годы, сохраняясь лишь в отголосках давних воспоминаний. И вот голос крови дал о себе знать. О том, какими путями правнук Гаврилова дошел до родины предков, «Казанский репортер» расскажет в отдельной публикации.

– Я потрясен, – сказал Александр корреспонденту «Казанского репортера». – Я встретил членов семьи, о которых не знал и которые также ничего не ведали о моем существовании. Теперь эти узы не прервутся. Я поклонился месту, на котором стоял дом моего прапрадеда и где жил прадед с семьей. Дом давно разрушен, это пустой участок, заросший бурьяном. Осталось лишь несколько камней от фундамента. Мы с супругой увозим немного земли, взятой отсюда. Я побывал в храме, где мой знаменитый прадед служил десять лет, с 1908 по 1918 год. У нас растет сын, ему восемь лет, мне очень важно передать ему знания о роде. Сегодня мы знаем о семи поколениях Гавриловых, поиски в архивах будем продолжать. Огромное счастье, что мы смогли с помощью земляков, в первую очередь благодаря учителю истории школы села Зюмри Владимиру Николаевичу Кузнецову, проследить нашу родословную. Сказать, что я потрясен поездкой в Мамадыш, мало. Меня переполняют чувства. Я сюда еще обязательно вернусь.

ПЕРВАЯ КРАСАВИЦА НЕ КУПИТ ШУБУ

На Питрау всегда выбирают первую красавицу из кряшенских девушек. Вместе с титулом и серебряной короной, которая передается победительнице конкурса следующего года, самая красивая кряшенка обычно получает премию в размере 50 тысяч рублей. В этом году победительницей в конкурсе «Кряшен чибяре» стала Татьяна Ефремова из Зеленодольска. Девушка мечтала, что купит шубку на эти деньги, но отец пообещал, что сам подарит. На радостях Татьяна объявила, что передаст 50 тысяч рублей детскому дому. Второе и третье места присвоены Юлии Дуваловой из Казани и Лиане Антоновой из Сарманова. Их премии – 25 и 20 тысяч.

Также на Питрау прошли традиционные скачки, состязания по национальной борьбе, метанию гири, армспорту, перетягиванию каната, лазанию на шест, бегу, турниры по шахматам, шашкам и другие традиционные игры. Титул абсолютного батыра Питрау-2016 завоевал Сергей Павлик из Димитровграда. Он получил в награду барана весом аж в 125 кило и легковой автомобиль! Обладателями ключей от машин по результатам жеребьевки стали Ринат Хайрутдинов из Балтасей и Булат Юнусов из Мамадыша.

Подсчитать, сколько народу побывало нынче на Питрау, не представляется возможным. Организаторы праздника сказали нам поутру, что на поляне присутствовало порядка 60 тысяч человек. Охотно верим.

Ольга Юхновская.

Материалы по теме
Платная медицина в Татарстане – «это нормально», но «вообще неправильно»
10:01, 1 января
Культура
Как Радий Хабиров в поисках денег поделил с Шаймиевым президентов США
01:01, 1 января
Культура
Минниханов в США. «Работать будут роботы? А кто будет за роботами присматривать?»
10:10, 10 октября
Культура
Совет по предпринимательству. Полная версия
04:04, 4 апреля
Культура

Комментарии

  1. владимир кузнецов 3 года назад
    Спасибо. Очень хороший материал.
  2. Зимфира 3 года назад
    Питрау всегда отмечали, даже в советские времена. Если не ошибаюсь, в Тюлячинском районе есть деревня Кряшен Тямти, вот там всегда был ночной Сабантуй в Петров день. Теперь Питрау громко проходиь в Зюри,т.к. есть.кому проводить с широким размахом. А раньше это был аутенттчный праздник, с таинствами и т.д.)
  3. Ольга Юхновская 3 года назад
    Зимфира, прочтите внимательнее текст репортажа. Никто не говорит, что в советское время Питрау не отмечали. Отмечали, но нелегально. Отсюда привнесена традиция ночных костров. Потому что не открыто праздновали.