...И лодка по имени «​Солнце​»

18 июля 2016
События

Экспедиция «По следам балтийских шкоутов» стартовала от Адмиралтейской слободы Казани. Флот небольшой – всего пять парусников, чьи капитаны представляют Федерацию парусного спорта Республики Татарстан и Свияжского центра водного туризма. Путешествие продлится 11 дней.

Яхтсмены пройдут историческим путем флотилии, которая три столетия назад отправилась в дальний путь от верфи Бишбалта. Слобода с таким названием является предшественницей Казанского Адмиралтейства, учрежденного указом Петра Первого в 1718 году. Однако сейчас эта территория в Адмиралтейской слободе Кировского района татарстанской столицы настолько запущена и малопривлекательна, что мало кто из современных жителей Казани подозревает, какие здесь в XVIII веке творились большие дела – российский флот, по сути, создавался.

Если смотреть издалека, с трассы, трудно догадаться, что на дамбе Волжского залива намечается что-то торжественное и заслуживающее повышенного внимания. На церемонии присутствовало не так уж и много публики: 20 участников экспедиции, их соратники по страсти к яхтингу, жены и дети членов экипажей, пара чиновников, несколько случайных зрителей да журналисты. Похоже, романтика парусного спорта совсем не входит в круг насущных интересов жителей Адмиралтейской слободы. Не было даже пронырливых пацанов, вот что странно. Видимо, о «торжественном старте», о котором оповещала редакцию пресс-служба администрации Кировского и Московского районов, знал очень узкий круг посвященных.


Официальная часть церемонии длилась недолго. Минуты три слегка косноязычно говорил о светлом будущем Адмиралтейской слободы и парусного спорта в республике бывший замминистра по делам молодежи и спорту РТ и также без пяти минут бывший депутат Государственной Думы шестого созыва Ильдар Гильмутдинов. Его вежливо дослушали, но так и не поняли, когда это будущее настанет. Под конец депутат и вовсе запутался, не сумев правильно произнести традиционное напутствие, которое предназначается речным или морским путешественникам. Ему на выручку пришел замглавы Кировского и Московского районов Казани Петр Королев, который четко произнес три короткие фразы: «Ваша экспедиция стартует в преддверии 300-летия с момента учреждения Петром Первым Казанского адмиралтейства. Эта акция – дань памяти всем строителям [верфи]. Семь футов под килем!».

Затем под тематическую подборку песен на «морскую» тематику все дружно выпили по глотку шампанского, закусили арбузом, дыней и конфетами. По данным агентства «Татар-информ», поддержка экспедиции обошлась району в 25 тысяч рублей. Не густо. Основные заботы, по всей видимости, легли на плечи самих путешественников. А они, как известно, фанаты своего дела.

У яхт разный норов и – говорящие имена: «Солнце», Hanter («Охотник»), «Зилант», «Печенег», «Старушка Дженис». А яхта руководителя экспедиции Павла Тиняева и вовсе зовется «Степан». Мы выяснили, почему: оказалось, в честь Степана Разина. Брутально!

«Казанский репортер» поговорил с Павлом Тиняевым перед стартом:

– Информация о вашем выходе появилась совсем недавно. Эта экспедиция сформировалась неожиданно?

– Мы давно намеревались пройти этим маршрутом, – пояснил «Казанскому репортеру» Павел Тиняев, – просто ждали подходящих условий. Надо было оттолкнуться от события, и вот все совпало. Триста лет назад здесь, на казанской верфи, для Балтийского флота были построены шкоуты. В XVIII-XIX веке этот вид парусного судна был повсеместно распространен, популярен, если можно так сказать. Мы пойдем через остров-град Свияжск, Макарьевскую пустынь, Нижний Новгород, Марьин Посад. Хотим внимательно изучить реку и ее береговую линию, будем искать места у берега, где могли останавливаться в пути корабли, вышедшие в 1718 году из верфи Бишбалты. Волга за эти столетия совершенно не изменилась, я уверен, тут и тысячу лет назад все было так же, как сейчас. Собираемся не только фотографировать свой путь, но и рисовать эскизы. У нас в группе два художника – я и Марат Губайдуллин, создатель известного образа и скульптуры Зиланта. Если погодные условия будут благоприятными, обернемся за десять дней. Ошвартуемся по возвращении у причала яхт-клуба «Локомотив».

– Говорят, вы планируете кругосветное путешествие?

– В кругосветку пойдем, когда Адмиралтейскую слободу построим. И если уж говорить о концепции реконструкции слободы и ее развития, то я с ней в корне не согласен. Смотрю не только как яхтсмен, то есть человек заинтересованный, а с профессиональной точки зрения. По своему образованию я архитектор, градостроитель. И мне непонятно, почему проект модернизации и развития слободы совершенно оторван от Волги? Ведь реставрировать будут лишь ту историческую территорию, которая находится за дамбой. Это нелогично и нецелесообразно. Бишбалта участвовала в формировании Адмиралтейской слободы, и развивать ее надо именно вместе с рекой.

Отметим, что среди участников команды есть и дети. Так, на борту «Степана» в экспедицию отправился и сын капитана – Вася Тиняев. Причем не пассажиром, а матросом! Это его первый большой поход, и он готовился к нему самым серьезным образом. Белоручкам же на яхте не место. В свои десять лет мальчик может управлять небольшой парусной лодкой. Растет он, по словам мамы Елены, помощником отцу: постоянно ходит с ним в лодочный гараж на яхтенную базу, где и обучается премудростям яхтенного дела, а также шкурит, чистит, чинит.

Воспитательную роль парусного спорта нельзя переоценить. Мальчишки такие серьезные, собранные, прямо мужички. Например, команда Олега Сосновского (капитана четырехместной яхты по имени «Солнце») состоит из его 17-летнего сына Глеба и десятилетнего племянника Андрея.

– Да, мы втроем, никакого нытья, команда бодра и готова к любым испытаниям, и у нас все получится, – поделился с «Казанским репортером» Олег Сосновский.На «Солнце» мы этим же составом ходили до Болгара в прошлом сезоне. После экспедиции «По следам балтийских шкоутов» хотим с ребятами еще до Ульяновска пройти, а возможно, и до Кронштадта.

Кстати, идущая параллельно трассе дамба в Адмиралтейской слободе совершенно не приспособлена для массовых мероприятий. Это первое, на что обращаешь внимание. Нет нормальной площадки, нет спуска к реке и хотя бы условного причала. Присутствующие на подготовке к старту зрители вереницей вытянулись вдоль высокой бетонной стенки на узкой дорожке, а яхтсмены спускались к воде по почти вертикальному склону и затем по тросам взбирались на лодки. Ну, чисто альпинисты!

Своим оригинальным мнением на этот счет с «Казанским репортером» поделился Юрий Бродниковский, возглавлявший в течение нескольких лет Федерацию парусного спорта РТ:

– А что вы удивляетесь? В Африке, знаете ли, тоже большой потенциал имеется, однако… О чем это говорит? Об отсутствии культуры использования водных ресурсов. При такой огромной акватории, как у нас, никто не рассматривает ее с точки зрения экономической выгоды. Она пуста! А ведь расстояние, например, от Камского Устья в сторону Чистополя, больше, чем от Италии до Греции. Это крупнейшая акватория Европы. Но наши водные пространства недооценены, они не развиваются, не используются в полной мере. Тогда как в Европе ориентированная на использование внутренней акватории индустрия приносит больше доходов, чем горнолыжный спорт. В Англии вкладывать в яхтенный спорт выгоднее, чем в футбол (доходы в полтора раза больше). В странах Скандинавии прирост в этом виде бизнеса каждый год составляет 15-20 процентов.

Человек знает мотор всего чуть более ста лет, а до этого мир развивался, используя именно водные артерии. Как мы могли так быстро все это забыть, забросить? Век назад в речном порту Казани ни одного места не было свободного, акватория кишела кораблями. А сейчас – пустыня, речная пустыня. Ну, ладно, яхт, но и лодок не стало. Подчистую уничтожено это направление. И вот сравните: на одном озере в Баварии до 10 тысяч лодок находится!

Обладая колоссальными водными ресурсами, Татарстан не пользуется ими так, как мог бы. Мы уже пять лет поднимаем вопрос воды как отрасли. Но, похоже, у нас в республике это никому не интересно. Вот вы сейчас удивились, что к месту, где яхты стоят, невозможно спуститься. Нет инфраструктуры, хотя и она бывает разной. Можно миллиард на набережную потратить и по факту изолировать реку от людей. А можно и рационально подойти, как в той же Швеции, – четыре бочки, две доски, вот тебе и пирс.

Ольга Юхновская.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

  1. кучум 7 лет назад
    Интересный репортаж об интересном мероприятии !!! Спасибо !!!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!