​«Война» ГИБДД с байкерами завершилась арестами

14 июля 2016
События

Противостояние мотоциклистов и ГИБДД Казани сегодня ночью вышло на новый уровень – пятерых водителей задержали за «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» после того, как инспекторы приняли решение эвакуировать мотоцикл из-за его неисправности, а байкеры пытались этому воспрепятствовать. В результате ночных событий четверых задержанных суд арестовал на пять суток, а одного оштрафовал на тысячу рублей ввиду его травмы, полученной во время конфликта с сотрудниками полиции.

«КАК БУДТО МЫ НАХОДИМСЯ НА КАКОЙ-ТО ВОЙНЕ»

Сегодня ночью на проспекте Победы произошел очередной конфликт между казанскими байкерами и сотрудниками полиции. Как рассказал «Казанскому репортеру» очевидец происшедшего, все началось в районе полуночи. По его словам, мотоциклиста остановили сотрудники ГИБДД и приняли решение эвакуировать транспортное средство, поскольку у него якобы было неисправно рулевое управление.

– Дело в том, что неисправность рулевого управления может определить только технический инспектор. Из-за того, что инспекторы ГИБДД хотели эвакуировать мотоцикл без заключения эксперта, владелец мотоцикла и мотобратья начали этому сопротивляться, – рассказывает очевидец. – Сопротивлялись мы таким образом, что встали вокруг мотоцикла, чтобы они не смогли его эвакуировать. Дело дошло до небольшой потасовки, потому что сотрудники встали вокруг нас также кольцом, сцепившись локтями друг за друга, и начали по одному нас оттуда выдергивать.

По словам собеседника нашего издания, в этот момент сотрудники полиции «оттаскивали» одного из сопротивлявшихся и не заметили, как он зацепился ногой за отбойник. В результате этого мужчина получил серьезную травму, говорили даже о переломе.

В ГИБДД Казани, однако, эту информацию опровергли, заявив, что врачи диагностировали ушиб коленного сустава.

– Я не был непосредственным свидетелем этого, но люди из толпы говорили, что его толкнул сотрудник ГИБДД, и он упал на отбойник, – продолжает очевидец. – В процессе защиты мотоцикла троих людей также вытащили из толпы и отвели в машину полиции. Насколько я понял, то ли один из них, то ли четвертый – водитель мотоцикла. Им инкриминируют статью 19.3 КоАП России («неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»). После того, как мы около часа сопротивлялись, подошел один из главных и сказал, что, если мы будем оказывать сопротивление, они нас всех по этой статье будут закрывать.

По словам участника тех событий, в «разборке» принимали участие около 80 человек – 40 мотоциклистов и сочувствующих и столько же сотрудников ГИБДД, МВД и отряда специального назначения «Рысь».

– Когда сотрудники «Рыси» ходили с автоматами мимо нас, было неприятно, как будто мы находимся на какой-то войне. После того, как нескольких ребят утащили в «уазик», владелец мотоцикла решил сдаться и по-мирному, чтобы мотоцикл не сломали, сам его погрузил на эвакуатор, – объясняет очевидец.

В МВД по Татарстану рассказали свою версию событий. По данным инспекторов, вечером 13 июля сотрудники мото-патруля ГИБДД задержали на проспекте Победы четверых казанцев, которые управляли неисправными мотоциклами, что является нарушением закона (с. 12.5 КоАП России – «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).

В тот момент, когда сотрудники ГИБДД оформляли правонарушение, мотоциклисты, согласно пресс-релизу МВД, «попытались оказать сопротивление полицейским, при этом они вызвали к месту происшествия группу своих знакомых, которые пытались помешать полицейским».


«Чтобы избежать нарастающего конфликта, сотрудники ДПС, в свою очередь, вызвали дополнительные наряды полиции. Пятеро молодых людей, отказавшихся выполнить законные требования полицейских, были задержаны по статье 19.3 КоАП и доставлены в отдел полиции», – сказано в пресс-релизе.

ОТ СТРАШНОГО ДТП ДО ПОЛИЦЕЙСКОЙ ОБЛАВЫ

Облава сотрудников ГИБДД на мотоциклистов началась после страшного ДТП на проспекте Победы, которое произошло 12 июля. Тогда на большой скорости мотоцикл Yamaha врезался в правый бок «Калины». Водитель мотоцикла и пассажирка скончались на месте. По предварительной версии, автомобиль при повороте направо не уступил дорогу мотоциклу, который ехал на большой скорости.

После этого в социальных сетях мотоциклисты стали сообщать о том, что ездить по казанским дорогам стало невыносимо – сотрудники ГИБДД «тормозят» каждого водителя мотоцикла и под различными предлогами эвакуируют транспортное средство на штрафстоянку.

ГИБДД, однако, опровергла информацию о повальной облаве на мотоциклистов. Как ранее заявил изданию «Реальное время» заместитель командира полка ДПС ГИБДД Казани Михаил Савин, летом подобные рейды проводятся регулярно. В этом году к началу июля к административной ответственности привлекли 495 мотоциклистов, а на штрафстоянку поставили 118 транспортных средств.

Глава ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов в беседе с корреспондентом деловой газеты «БИЗНЕС Online» заявил следующее:

– Я не понял, за день их так задушили, что они жалуются? У нас каждый день столько машин ставится [на штрафстоянку]. Для нас нет разницы, мотоцикл или автомобиль. Мы пешеходов привлекаем точно так же к ответственности. Если он нарушает, мы что, должны их по головке гладить, что ли? Техническую неисправность мы проверяем потому, что машины правдами и неправдами техосмотр все же проходят, а мотоциклы не проходят. И мы всегда проверяли состояние транспортных средств. Если они считают, что здесь что-то неправильное, пусть обращаются в суд и обжалуют наши действия.


Очевидец (собеседник «Казанского репортера») ночных событий тоже считает, что в городе действительно объявлена облава на мотоциклистов.

– Статья, по которой они могут эвакуировать мотоцикл – это неисправное рулевое управление и тормоза, не считая пьянства за рулем. И они просто так эту статью пишут, хотя заключение должен дать эксперт. Все попытки понять, как инспектор определяет неисправность рулевого управления, ни к чему не приводят. Выходит так, что они просто на глаз определяют. По слухам, есть указание, чтобы эвакуировать все мотоциклы после девяти вечера. Последние два дня это подтверждают – у людей отнимают мотоциклы именно вечером, – сказал мотоциклист.

Он выразил мнение, что «необходимо писать коллективный иск к ГИБДД о превышении полномочий», однако для этого «нужна юридическая поддержка и финансирование».

«МЫ ОТКРЫТЫ, ДАВАЙТЕ БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ, ОБЩАТЬСЯ»

После ночных событий ГИБДД Казани собрало экстренную пресс-конференцию. В группе «Kazan bikers news. Мото новости. Казань» социальной сети «ВКонтакте» любители мотоциклов, узнав об этом, начали задаваться вопросами, могут ли и они прийти на встречу начальника ГИБДД Казани Игоря Новикова с журналистами.

Как выяснилось позже – могут.

За десять минут до начала пресс-конференции у здания «Татмедиа» молодой человек со шлемом в руках беседует с журналистами. Павел (именно так он представился) говорит, что не «может понять, для чего это применяется и что происходит».

– У любого инспектора спрашиваешь, с чем связано, они отвечают: «Нам сверху сказали», –отмечает он.

На вопрос журналиста «Казанского репортера», как сотрудники ГИБДД могут делать вывод о неисправности мотоцикла без специальных средств и привлечения сотрудников технадзора, Павел отвечает, что инспекторы заявляют, что у них есть на это право.


Начальник ГИБДД Казани Игорь Новиков на пресс-конференции подчеркнул, что ведомство «не против водителей автомобилей, мотоциклов, пешеходов, а против нарушителей правил дорожного движения».

– Если водитель мотоцикла или автомобиля будет ездить с положенной скоростью, никто не будет жаловаться на тот шум, который стоит. Мы открыты, давайте будем разговаривать, общаться, – предложил Новиков.

Он также сообщил, что в Казани зарегистрировано 1 835 авто-мототранспортных средств. И если за прошлый год на учет поставили 291 мотоцикл, то за шесть месяцев этого года «уже» 179.

Отвечая на вопрос журналиста нашего издания, на каком основании сотрудники ГИБДД могут самостоятельно принимать решение об исправности или неисправности мотоцикла, Новиков констатировал, что «сотрудник ГИББД наделен правом органолептическим методом, пройдя определенную подготовку, проверять в том числе и наличие технических неисправностей». Каким законом это регламентируется, Новиков не сказал.

Модератор пресс-конференции разрешила задать вопросы и представителям мото-сообщества. Так, одного из них интересовало, почему из-за нескольких гонщиков, мешающих гражданам спать по ночам, сотрудники ГИБДД пытаются найти нарушения у законопослушных мотоциклистов. По мнению байкера, сейчас «нарастает напряжение», а мотоциклисты «реально боятся выезжать на дорогу».

Другой мотоциклист заявил, что сотрудники ГИБДД незаконно удерживали его на дороге несколько часов, пытаясь найти хоть какие-то нарушения. Игорь Новиков на это ответил, что готов лично разобраться в ситуации, но после пресс-конференции. «Если мы будем вспоминать лихие 90-е и пытаться решить проблему силой против силы, ни к чему хорошему это не приведет», – отметил начальник ГИБДД Казани.

«СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГИБДД ПРОСТО ВЫНУЖДАЕТ НАРУШАТЬ ЗАКОН»

Пока в ИА «Татар-информ» шла пресс-конференция, сообщество «Kazan bikers news. Мото новости. Казань» выступило с официальным заявлением. Приводим его полностью (стиль и орфография оригинала сохранены).

«Мы, казанское мотосообщество, объединяем в себе разных людей, независимо от пола, религии, клубной или какой иной принадлежности. На мотоциклах ездят многие, начиная от студентов, заканчивая политиками и многодетными матерями. Мы такие же люди, такие же сыновья, дочери, отцы, матери, как и остальные. Хотим заметить, законопослушные люди: абсолютное большинство мотоциклов в Казани зарегистрировано, пилоты имеют все необходимые документы, включая категорию и страховку. Но, к сожалению, нас выставляют эдакими бунтарями и нелегалами, плюющими на всех. Про погибшего три дня назад Евгения во всех СМИ писалось, что он имеет 10 нарушений ПДД. Но ни одно издание не написало, что у водителя автомобиля, виновника ДТП, таких нарушений 17. Подобное отношение приводит к неадекватной реакции: вчера водитель расстрелял непонравившегося ему мотоциклиста.

Все началось задолго до смертельного ДТП с Евгением, с жалоб горожан на громкие выхлопы ночью. Просим обратить внимание на два момента.

Во-первых. Ежедневно выкатывается сотня-две мотоциклов. И, если бы на каждом стояла прямоточная выпускная система, рев стоял постоянный. Таких мотоциклов не так много, и одобрения у большинства мотосообщества они не получают, поскольку у многих у нас также есть дети. Мы понимаем, что город, прежде всего, нужен для комфортной жизни людей.

Во-вторых. Мотоциклы прошли государственный технический осмотр и допущены для езды по дорогам общего пользования. Многие сертифицированные для дорог мотоциклы имеют высокий уровень шума с завода. Это и понятно: длина выпускного тракта короче, чем у автомобиля, а мощность на единицу объема двигателя выше. Но, тем не менее, это мотоциклы, допущенные регламентами и ГОСТами для города. Это для тех, кто считает, что спортбайкам место исключительно на треке. Владельцы спортбайков, кстати, платят транспортный налог, в несколько раз превышающий налог на автомобиль (В РТ ставка транспортного налога на мотоциклы одна из самых высоких по России).

Изъятия техники на штрафстоянку под вымышленным предлогом является вопиющим нарушением прав. Предлоги именно вымышленные: тормозная система проверяется на стенде, а «рулевая рейка» в мотоциклах отсутствует конструктивно. Тем не менее, именно это пишут в протоколах и увозят технику на штрафстоянку. Поймите, что ни один здравомыслящий человек не сядет на мотоцикл с неисправными тормозами или рулем, т.к. от этого зависит его жизнь. Отсюда и недоумение у людей, имеющих все документы и ездящих на исправной технике, остановившихся по требованию инспекторов. Отсюда же и неподчинение законным требованиям об остановке. Своими действиями ГИБДД просто вынуждает нарушать закон. Подобные меры контрпродуктивны. Скрываясь от ДПС, мотоциклист подвергает опасности свою жизнь и жизни окружающих. И мы не хотим, чтобы на дорогах гибли наши друзья, дети, мужья и жены.

В руководстве ГИБДД РТ должны понимать, что подобные карательные меры не приведут к положительному результату. Если проблема существует, то мы должны решать ее сообща, в русле конструктивного диалога. И к этому диалогу казанское мотосообщество готово».

«СКОЛЬКО МОЖНО БЕСПРЕДЕЛА-ТО ЭТОГО?»

Узнав, что в 14.00 Приволжский районный суд Казани рассмотрит дела пятерых задержанных ночью на проспекте Победы, корреспондент «Казанского репортера» отправился туда.

За десять минут до назначенного времени возле здания суда стоят три человека, две девушки и парень, которые пришли поддержать друзей. В помещении людей побольше, но в основном –журналисты.

У зала №18 на скамейке сидит супруга задержанного байкера Романа ЛюхмановаКсения Михайлова.

– Сначала остановили друга. Мой супруг приехал на помощь поддержать его. Уже потом гаишники стали докапываться: удерживать документы в машине, не отдавать их. И тем не менее не составляли протокол, – рассказывает Михайлова. – Ждали, когда приедет начальник. Он приехал (у нас есть видеозапись) и ДПСнику на ухо говорит, что ему писать в протоколе и что делать. Первый мотоциклист сразу сдался, ему сказали, что мы у тебя все забираем, а завтра сам со штрафстоянки заберешь. Он и отдал мотоцикл, а мой супруг решил не отдавать, поскольку не был согласен с теми нарушениями, которые ему приписывали (неисправная рулевая и стук в вилке). То есть, сотрудник ДПС на глаз определил у неподвижного мотоцикла стук в вилке – в двух хромированных трубах, которые ведут от руля к колесу. Это физически невозможно!

На вопрос, как реагировал супруг Михайловой на законные действия полиции, она заявила, что «законных действий там не было».


– Ребята, зная свои права, просто окружили мотоцикл, а мой муж на него сел, так как с человеком не имеют право эвакуировать транспорт. Муж после того, как людей стали задерживать, решил самостоятельно загрузить мотоцикл на эвакуатор, потому что дошло до того, что сотрудники ДПС готовы были мотоцикл на кусочки разорвать, – вспоминает Михайлова. – Они его со всех сторон руками теребили, мотоцикл стоял под наклоном к земле, без подножки. Супруг на нем сидел, руками и ногами его удерживал. При этом сотрудники ДПС раскачивали мотоцикл, который весит 200 с лишним килограммов.


Через несколько минут в коридор вводят пятерых задержанных. Их тут же обступили журналисты. Антон Лузанов, которому во время ночных разборок повредили ногу, поделился мнением, что «в последнее время ГИБДД хватает не тех, кто нарушает, а тех, кто в законе».

– Сейчас все будут скидывать номера, ни один мотоциклист не будет останавливаться. А зачем? Никто не будет платить налоги и страховку, – говорит Лузанов. – Как можно говорить о том, что сотрудники ДПС имеют право сами на глаз определять неисправность, если они даже членораздельно сказать не могут, что сломано, включая ту же рулевую вилку у мотоцикла.

Лузанов также поясняет, как случилось, что во время разборок на проспекте Победы ему нанесли повреждение. Изначально в социальных сетях писали, что Лузанову сломали ногу, однако в травмпункте сделали вывод, что у него лишь ушиб колена.

– Сотрудники полиции создали два кольца ОМОНа вокруг мотоцикла. Я подхожу, один из сотрудников вталкивает меня в толпу, второе кольцо меня выбрасывает обратно. Один из сотрудников меня хватает за грудки и поворачивает к отбойнику. При этом я падаю и ударяюсь о столб отбойника, который там торчит, – рассказывает Лузанов. Если бы изначально сотрудник полиции подошел и сказал, что у них сверху команда ставить мотоциклы на штрафстоянку, мы бы пошли навстречу и отдали мотоцикл.

– У Антона не ушиб колена, потому что в травмпункте сделали только рентген, который не может показать разрыв связок. Он не может согнуть ногу, а я по себе знаю, что это разрыв связок. Потом поедем делать МРТ, – добавляет супруга Лузанова.

По словам Антона Лузанова, он уже написал заявление в следственный комитет по фактам превышения полномочий сотрудниками ГИБДД и полиции.


Роман Люхманов рассказал, что никакого сопротивления полицейским он не оказывал: «Мы просто стояли около мотоцикла». «Сколько можно беспредела-то этого?», – задается риторическим вопросом Люхманов.

«МЫ ЖИВЕМ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ»

Первым в зал заседания завели Александра Павлова, который приехал на помощь друзьям на автомобиле. В результате автомобиль также увезли на штрафстоянку. Люхманов ранее пояснил, что лишь у него сегодня ночью был мотоцикл, остальные приехали на машинах.

Судья Халиса Ахмадеева зачитала протокол, составленный сотрудниками полиции. В нем, в частности, говорится, что Павлов «не выполнил законные требования сотрудника полиции», а именно «при погрузке мотоцикла на эвакуатор оказывал препятствие, на неоднократные требования покинуть место оформления не реагировал и держал руками мотоцикл».

Павлов, выступая в суде, отметил, что «мы живем в правовом государстве», в связи с чем «все должны соблюдать закон, а действия сотрудников были незаконными».

– Они не имеют права на глаз определять неисправность транспортного средства, вследствие чего поставить мотоцикл на штрафстоянку. Это должен делать сотрудник технадзора с соответствующим образованием. Мы неоднократно просили его вызвать, чего сделано не было – все наши запросы игнорировали. Да, я стоял около мотоцикла, потому что считаю действия сотрудников полиции нелегитимными, – заявил Павлов.

По его словам, ключевое слово в инкриминируемой ему статье КоАП – «законное» [требование сотрудника полиции], а «если провести экспертизу мотоцикла, станет ясно, что он исправен».

Судья Ахмадеева в результате арестовала Павлова на пять суток. Согласно решению суда, «срок отбытия наказания исчисляется с момента задержания, то есть с 8.30 14 июля».

Еще трех задержанных, в том числе Романа Люхманова, суд также приговорил к пяти суткам ареста. Штрафом в одну тысячу рублей ограничился лишь Антон Лузанов из-за своего физического состояния. Как рассказала «Казанскому репортеру» супруга Люхманова Ксения Михайлова, суд приобщил видеозаписи к материалам дела, однако смотрел их без звука.

По словам Михайловой, все пятеро будут обжаловать сегодняшние решения суда. Кроме того, мотоциклисты будут обжаловать и административные дела по статье 12.5 КоАП России – «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».


Вадим Мещеряков.

Комментарии

  1. Soft 7 лет назад
    Полицейский произвол в действии... Только сплоченность мотосообщества позволила, НАКОНЕЦ-ТО, привлечь внимание к реальным проблемам.
  2. Иван 7 лет назад
    Можно много спорить об этом всем. Но больше всех неправы журналисты со своими заголовками про "байкеров". Где хоть одна нашивка байкерская на видео? Где байк? Если казанская проблема - прямотоки и спортаки, часто б\у или китай, то зачем все валить в кучу, если по факту нормальных байкеров в Казани мало (для "3-й столицы" России)? Зачем эта истерия про "войну байкеров с ментами"? Где совесть профессиональная?
  3. роман 7 лет назад
    Все будет как всегда все решения оставят без изменений, пройдено уже сами толкают на нарушения.
  4. Евгений 7 лет назад
    Ну что, братья/сестры? Пора снимать наверно нам свои номера и ездить без них...
  5. Евгений 7 лет назад
    Ну, что сказать, все пятеро неправы, нехер лезть. После отбывания ареста некто уже эти постановления не отменит. В чем была проблема, отдать мотоцикл, и после обжаловать действия в суде? Признать действия незаконными и уволить инспектора? и это было бы реально.
    А что теперь? вы правда думаете, что 5 человек щас отседит, после какойто районный судья, выпишит им денежное возмещение за незаконную отсидку?! да не смешите.
  6. Александр 7 лет назад
    Ментовской беспредел. Эти дпсники на русском языке разговаривать правильно нн могут,путают слова. Главный беспредельщик в кремле.
  7. Роза 7 лет назад
    Реально ментовской беспредел в совокупности с судейским.
    Парням в прокуратуру нужно подавать иск. Хотя, судя по ситуации, всё схвачено на всех уровнях, и толку не будет.
    Я бы ни за что не отдала свой байк. Всё, снимаю номера и больше ни разу не остановлюсь по требованию ДПС, хотя у меня всё в порядке с документами.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!