Поющие сердцем

Стоит 18-летнему певцу выйти на сцену, как все девушки в зале тают. И ничего, что за всю песню он не произносит ни звука.

В жестовой песне одновременно сложная и простая схема. Включают песню (не минус), исполнитель в точности должен артикуляционно повторить за голосом, сохранив все паузы, настроение, придерживаясь ритма. Главный инструмент – руки, которые параллельно показывают жесты: то быстро, то медленно. Первое, что нужно усвоить – тотальная глухота встречается крайне редко.

Поющие сердцем © Олег Иванов

- Остатки слуха все равно есть. Все равно воспринимаются басы, ритм, вибрация, - объясняет сурдопедагог, Инна Симонова, - понятно, что это – обособленный жанр, но он - красивый, и нас часто приглашают в Казани выступать.

Инна искала работу после музыкального училища и пришла в коррекционную школу-интернат I-IIвида им. Ласточкиной концертмейстером. Хоровой дирижер по образованию быстро выучила жесты. Вела ритмику с 1-5 классами, помогала подтанцовке на школьных мероприятиях. В основном у Инны занимаются слабослышащие, есть и 2 глухие сестры. Недавно девушки были проимплантированы и тоже стали слабослышащими. Старшая пока не различает музыку и начало слов. Приходится все время просчитывать – когда пойти, когда поднять руки, сделать жест.

Поющие сердцем © Олег Иванов

- Дело тут не столько в потере слуха, сколько в чувстве ритма врожденном. Без чувства ритма никуда не денешься. Нужно, чтобы ученик попадал со всеми в такт одновременно и абсолютно одинаково. Это достигается многочасовыми репетициями. Текст выучить наизусть глухому или слабослышащему ребенку сложнее – словарный запас меньше, но это нарабатывается с опытом. Еще артикуляция должна быть идентичной голосу. Например, глухая девочка поет букву «о» вместо «а» - она произносит так, как написано. Но мы-то, слышащие, заменяем эти гласные.

Глебу выбрали песню Муслима Магомаева «Ты моя мелодия», очень красивую и сильную. Но оперный голос легенды парню просто не подходил – на сцене все должно быть гармонично. Тогда педагог нашла вариант в исполнении Валерия Ободзинского, который исполнил еще и важный 3-й куплет песни. Про Магомаева тут же забыли.

- Жесты – это смысл песни. Например, песня о любви для взрослых. «Две волны другу друга нежно обнимают, две любви одним огнем в ночи сияют…». Весь текст иносказательный. Что за две волны? Естественно, это два человека. Мы не буквально показываем волны, мы показываем две реки, которые впадают друг в друга. Тем более, что по жестам они движутся в одну сторону, а по тексту нужно наоборот. Бывает, что в контексте фразы тот или иной жест просто не подходит – его нужно заменить и найти тот, который в руки будет красивее ложиться.

Музыку на занятиях включают так громко, что в машине Инна уже ничего не слушает, да и вообще все лето отдыхает от звуков и восстанавливает слух. Кроме школы в городе жестовым вокалом занимаются во Всероссийском обществе глухих (ВОГ) – в организации ветеранов все очень активные, есть и те, кто занимается жестовым пением. Кто-то учится этому самостоятельно.

Ребята показывают номер, с которым взяли 1-е место на Фестивале жестовой песни в Волгограде. «Казань своим «Снегом» заставила нас плакать!»- сказали тогда члены жюри. Судят подобные конкурсы очень строго: на участников смотрит художественный руководитель Театра мимики и жестов из Москвы. Дорогие костюмы, синхронная подтанцовка, профессионально поставленные номера – все серьезно.

Поющие сердцем © Олег Иванов

Глеба тогда нарядили в военную форму, а 11-летнюю Иришку – под школьницу и вручили большого плюшевого мишку. Казалось бы, как можно удивить песней Киркорова «Снег»? Но голоса, которые не используют, а скорее раскрывают ученики, наполняются их личными эмоциями, актерской игрой, дополнительным смыслом в жестах.

- Я рассказывала им множество историй о войне, показывала эти трагичные кадры, все, что угодно, чтобы вытрясти душу и объяснить, что им чувствовать.

В песне Киркорова повторяется строчка «Только знай, что в конце пути». Глеб показывает ее сначала как «В конце жизни», потом как «После смерти». Иногда в попсовые композиции закладывается больше, чем было. Но если песня совсем слабая, ее преподаватель никогда не одобрит – если смысла нет, то и показывать незачем.

Поющие сердцем © Олег Иванов

Иришка всегда бойкая на сцене, выступает уже 3 года, хотя признается, что стоять перед залом страшновато. Она, смущенно оглядываясь на фотографа, спрашивает у Инны Валентиновны

- Зачем петь?

- Статью писать будут.

- Что будут делать?

- Резать тебя будут!

- Агаааа!

Саше 13, она, похоже, не боится ничего. Обычно слушает рэп, но сейчас с удовольствием исполняет «Журчат ручьи» с Ирой. Девочки не стоят на месте, танцуют, кружатся, как будто для них весна уже наступила.

Поющие сердцем © Олег Иванов

Спрашиваю, что они любят слушать.

- Про школу! Про маму! «Журчат ручьи»! «Снег»!

В будущем девочки обязательно хотят связать жизнь с музыкой или театром.

- Нужно быть артистичным, иметь харизму, - говорит Инна, - у Глеба память плохая, дашь ему учить текст – ни за что не запомнит. Я даю сразу с жестами, тогда запоминает смысл. И даже если спотыкается и половину не помнит на выступлении, и всем видно, что он ошибся, все равно завоевывает внимание зрителя. Всегда нужно завоевывать. Откуда мы знаем, как становятся настоящими артистами? Наверное, так, через свой характер.

Комментарии