Поющие сердцем

Стоит 18-летнему певцу выйти на сцену, как все девушки в зале тают. И ничего, что за всю песню он не произносит ни звука.

В жестовой песне одновременно сложная и простая схема. Включают песню (не минус), исполнитель в точности должен артикуляционно повторить за голосом, сохранив все паузы, настроение, придерживаясь ритма. Главный инструмент – руки, которые параллельно показывают жесты: то быстро, то медленно. Первое, что нужно усвоить – тотальная глухота встречается крайне редко.

Поющие сердцем © Олег Иванов

- Остатки слуха все равно есть. Все равно воспринимаются басы, ритм, вибрация, - объясняет сурдопедагог, Инна Симонова, - понятно, что это – обособленный жанр, но он - красивый, и нас часто приглашают в Казани выступать.

Инна искала работу после музыкального училища и пришла в коррекционную школу-интернат I-IIвида им. Ласточкиной концертмейстером. Хоровой дирижер по образованию быстро выучила жесты. Вела ритмику с 1-5 классами, помогала подтанцовке на школьных мероприятиях. В основном у Инны занимаются слабослышащие, есть и 2 глухие сестры. Недавно девушки были проимплантированы и тоже стали слабослышащими. Старшая пока не различает музыку и начало слов. Приходится все время просчитывать – когда пойти, когда поднять руки, сделать жест.

Поющие сердцем © Олег Иванов

- Дело тут не столько в потере слуха, сколько в чувстве ритма врожденном. Без чувства ритма никуда не денешься. Нужно, чтобы ученик попадал со всеми в такт одновременно и абсолютно одинаково. Это достигается многочасовыми репетициями. Текст выучить наизусть глухому или слабослышащему ребенку сложнее – словарный запас меньше, но это нарабатывается с опытом. Еще артикуляция должна быть идентичной голосу. Например, глухая девочка поет букву «о» вместо «а» - она произносит так, как написано. Но мы-то, слышащие, заменяем эти гласные.

Глебу выбрали песню Муслима Магомаева «Ты моя мелодия», очень красивую и сильную. Но оперный голос легенды парню просто не подходил – на сцене все должно быть гармонично. Тогда педагог нашла вариант в исполнении Валерия Ободзинского, который исполнил еще и важный 3-й куплет песни. Про Магомаева тут же забыли.

- Жесты – это смысл песни. Например, песня о любви для взрослых. «Две волны другу друга нежно обнимают, две любви одним огнем в ночи сияют…». Весь текст иносказательный. Что за две волны? Естественно, это два человека. Мы не буквально показываем волны, мы показываем две реки, которые впадают друг в друга. Тем более, что по жестам они движутся в одну сторону, а по тексту нужно наоборот. Бывает, что в контексте фразы тот или иной жест просто не подходит – его нужно заменить и найти тот, который в руки будет красивее ложиться.

Музыку на занятиях включают так громко, что в машине Инна уже ничего не слушает, да и вообще все лето отдыхает от звуков и восстанавливает слух. Кроме школы в городе жестовым вокалом занимаются во Всероссийском обществе глухих (ВОГ) – в организации ветеранов все очень активные, есть и те, кто занимается жестовым пением. Кто-то учится этому самостоятельно.

Ребята показывают номер, с которым взяли 1-е место на Фестивале жестовой песни в Волгограде. «Казань своим «Снегом» заставила нас плакать!»- сказали тогда члены жюри. Судят подобные конкурсы очень строго: на участников смотрит художественный руководитель Театра мимики и жестов из Москвы. Дорогие костюмы, синхронная подтанцовка, профессионально поставленные номера – все серьезно.

Поющие сердцем © Олег Иванов

Глеба тогда нарядили в военную форму, а 11-летнюю Иришку – под школьницу и вручили большого плюшевого мишку. Казалось бы, как можно удивить песней Киркорова «Снег»? Но голоса, которые не используют, а скорее раскрывают ученики, наполняются их личными эмоциями, актерской игрой, дополнительным смыслом в жестах.

- Я рассказывала им множество историй о войне, показывала эти трагичные кадры, все, что угодно, чтобы вытрясти душу и объяснить, что им чувствовать.

В песне Киркорова повторяется строчка «Только знай, что в конце пути». Глеб показывает ее сначала как «В конце жизни», потом как «После смерти». Иногда в попсовые композиции закладывается больше, чем было. Но если песня совсем слабая, ее преподаватель никогда не одобрит – если смысла нет, то и показывать незачем.

Поющие сердцем © Олег Иванов

Иришка всегда бойкая на сцене, выступает уже 3 года, хотя признается, что стоять перед залом страшновато. Она, смущенно оглядываясь на фотографа, спрашивает у Инны Валентиновны

- Зачем петь?

- Статью писать будут.

- Что будут делать?

- Резать тебя будут!

- Агаааа!

Саше 13, она, похоже, не боится ничего. Обычно слушает рэп, но сейчас с удовольствием исполняет «Журчат ручьи» с Ирой. Девочки не стоят на месте, танцуют, кружатся, как будто для них весна уже наступила.

Поющие сердцем © Олег Иванов

Спрашиваю, что они любят слушать.

- Про школу! Про маму! «Журчат ручьи»! «Снег»!

В будущем девочки обязательно хотят связать жизнь с музыкой или театром.

- Нужно быть артистичным, иметь харизму, - говорит Инна, - у Глеба память плохая, дашь ему учить текст – ни за что не запомнит. Я даю сразу с жестами, тогда запоминает смысл. И даже если спотыкается и половину не помнит на выступлении, и всем видно, что он ошибся, все равно завоевывает внимание зрителя. Всегда нужно завоевывать. Откуда мы знаем, как становятся настоящими артистами? Наверное, так, через свой характер.

Новости от партнеров
Материалы по теме
​Артём Варгафтик: «Люди не привыкли к тому, что правда может выглядеть просто»
Englishman in Казань: Стинга на сцене «​​Татнефть арены​»​ арестовали и судили
​Рождённая в момент исполнения современность
09:10, 10 октября
Специальный репортаж
​Не футболом единым. Чем заняться в дни ЧМ–2018

Комментарии