Зачем в Казань прилетел «самолет Судного дня»?

03 июля 2016
Аналитика

В международном аэропорту «Казань» собрался более чем странный пасьянс из самолетов. Среди привычных Боингов и Эйрбасов можно увидеть и более редкие машины. Вот Ил-62, на котором зимой прошлого года прилетал в Москву в атмосфере секретности президент Сирии Башар Асад. Рядом – гигантский Ан-124 «Руслан» на длительной стоянке. Неподалеку – два военно-транспортных Ил-76М. Но самым неожиданным бортом является Ил-80 –«самолет Судного дня»! Таких выпущено всего четыре штуки, и, по данным «Казанского репортера», ни один из них раньше не был в Казани, тем более в гражданском аэропорту. Все эти самолеты стоят рядом. «Казанский репортер» попытался выяснить, что свело все эти воздушные суда в гражданский аэропорт столицы Татарстана. Пикантности ситуации добавляет то, что секретные самолеты на этот раз как бы невзначай продемонстрировали прессе. Правда, заметили «наживку», похоже, немногие.

Фотосессия в аэропорту, официальной заявленной целью которой было «привлечение студенческой молодежи Республики Татарстан в сферу авиационной фотожурналистики», оставила целую россыпь интригующих вопросов. Похоже, самое время сопоставлять незначительные детали бытия и с головой окунуться в рассуждения на тему «Теории заговора».

Мероприятия на таких режимных объектах, как аэропорты, в наше непростое время редкость. Особенно если они не связаны с приездом каких бы то ни было VIP-персон, спортивных команд, заполучивших кубки, или звезд эстрады всемирной величины. Впрочем международный аэропорт «Казань» такие праздники для любителей авиации и фотографии иногда устраивает.


Зазывая на «праздник авиации», работники аэропорта изначально указывали на наличие в программе неких изюминок. День для парней с дорогими камерами сложился удачно, светило солнце, пели птички, в том числе и железные. Бросающимся в глаза рефреном встречи фотографов с техникой стали фототочки около гиганта АН-124 «Руслан», вставшего в аэропорту на длительную стоянку. Самый крупный в мире серийный грузовой самолет действительно производит на публику неизгладимое впечатление.

Впрочем, для большинства фотокоров контакт с «изюминками» случился уже в уютной редакции, на этапе обработки фотографий и изучения бортовых номеров отснятой техники. К примеру, на картинках из казанского аэропорта журналисты «Казанского репортера» обнаружили Ил-62М. О том, что самолет особенный говорит характерный «горб» правительственной спецсвязи. Судя по бортовому номеру (RA-86539) , участвовавший в спецоперации по доставке «несломимого» президента Сирии Башара Асада из охваченного огнем Дамаска в Москву прошлой зимой. Подробности этого перелета отследили энтузиасты, специализирующиеся на авиации.

Рядом идентифицировались два неординарных военно-транспортных воздушных судна Ил-76. Историки авиации вспомнят, что такой же в ночь с 18 на 19 августа 1996 года приземлился в Казани. Тогда Владимир Шарпатов и Газинур Хайруллин смогли организовать побег из талибского плена и привести машину в родную гавань.

Однако жемчужиной фотоколлекции в полной мере можно считать по каким-то причинам оказавшийся на картинках так называемый «самолет Судного дня». Ил-80 – секретный воздушный пункт стратегического управления, построенный на базе Ил-86. Именно поэтому на борту самолета и красуется имя базовой модели. Всего таких выпущено 4 экземпляра, однако этот, судя по всему, самый-самый. Это первый и, вероятно, единственный борт второго поколения, прошедший модернизацию и оснащенный комплексом технических средств второго поколения «Звено 2». В декабре прошлого года АО «Объединенная приборостроительная корпорация» передала Ил-80 RF-93645 Министерству обороны России. Именно этот борт сейчас и находится в казанском аэропорту. Однако что делает один из самых секретных самолетов мира в гражданской гавани – непонятно.

Воздушные суда данной специализации находятся в распоряжении только двух стран мира: России и США. Летательный комплекс Ил-80 в первую очередь предназначен для поддержания связи между различными регионами страны, управления ударным вооружением в максимально экстремальных условиях и перемещения высшего руководства государства, то есть самолет станет штабом на самый крайний случай, если наземные пункты связи уничтожены. Помимо огромного «горба», особенно бросается в глаза отсутствие иллюминаторов. Сделано это для того, чтобы снизить воздействие поражающих факторов ядерного взрыва. В час X самолет готов принять президента страны и высшее военное командование. Еще одна яркая деталь экстерьера – топливная штанга. Благодаря автономной системе дозаправки в воздухе машина может находиться в полете трое суток.


СПРАВКА ПО Ил-80 Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.
Второе поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
«Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск», - приводит слова заместителя генерального директора Объединенной приборостроительной корпорации Сергея Скокова официальный сайт корпорации. – Помимо России, авиационную технику такого уровня выпускают только в США – у американских военных аналогичный комплекс получил название самолета Судного дня».


Что «самолет Судного дня» делает в Казани и по каким причинам был продемонстрирован СМИ – вот главные вопросы, которые задал себе корреспондент «Казанского репортера» в ходе подготовки данного материала.

Первый звонок – в Аэропорт «Казань», руководителю пресс-службы Аделю Гатауллину. Такой набор самолетов на территории аэропорта Гаталуллин назвал «совпадением, ради которого ничего не подгадывалось»; кроме того, официальный аэропорт «не знает владельца и предназначение Ил-80» и не дает по этому вопросу каких-либо развернутых комментариев. А вот реакция на Ил-62 (самолет Башара Асада) была более открытой: «По поводу Башара Асада вы своим звонком открыли мне глаза, ничего об этом не знал, самому сейчас стало интересно».

Второй логичный звонок – в строгую до сухости или в сухую до строгости пресс-службу Казанского авиационного производственного объединения имени С.П.Горбунова. Ответ короткий: «Завод этими самолетами не занимается». Работники предприятия, управляющие контактами со СМИ, даже предостерегли нас от отправки письменного запроса, упорно настаивая, что вся история не по их душу.


Ряд звонков в пустоту. Авиационные специалисты, должностные лица и историки авиации разводят руками. Причем так разводят, что не поймешь, чего в этом больше – страха, правды или преданности делу.

Наиболее терпеливым и открытым собеседником из собранного микро-пула авиационных интересантов оказался Антон Бортяков, председатель первичной профсоюзной организации «КАПО-Авиа».

По словам авиационного специалиста, некоторые пойманные в фотообъективы самолеты как минимум проходят в Казани процедуру технического обслуживания. «Ничего экстраординарного в присутствии в гражданском аэропорту Казани указанных вами самолетов нет. «Руслан» прилетает раз в месяц и забирает вертолеты Ми-8 для заказчиков. По другим самолетам ведутся регламентные работы. Компания «КАПО-Авиа» имеет в аэропорту свою лабораторию, арендует бетонные площадки, у компании имеется авиационно-техничиская база. К обслуживаемым самолетам могут попадать, в том числе, и приглашенные профильные специалисты из других регионов России. Проводится тестирование систем. Такое случается… В прилет В.В.Путина в аэропорту вообще выстроилась вся история гражданской авиации».

Впрочем, несмотря на открытость к прессе, даже Бортяков по отдельным вопросам ссылался на закрытость информации. Так, к примеру, авиатор отреагировал на тему модернизации Ил-80, по слухам проводившуюся с участием казанских авиастроителей.

Сама модернизация, к слову, не секретна. Пресс-релиз о ее прохождении самолетом Ил-80 размещен на официальном сайте Объединенной приборостроительной корпорации. В нем, в частности, говорится о том, что работы по первому бортовому комплексу технических средств (БКТС) ведет нижегородское НПП «Полет». Бортовые номера машины с сайта Ростеха и казанского аэропорта совпадают.

Еще один источник в авиаотрасли на условиях анонимности сообщил, что самолет в Казань прибыл на техобслуживание, которая проходит под контролем Министерства обороны России. Казанские специалисты на эти работы будут допущены только после соответствующей проверки спецслужб, так что пока Ил-80 ждет своего часа. Эта версия выглядит весьма правдоподобной, однако существуют и другие. В условиях ограниченной информированности можно строить самые смелые гипотезы:

– Казань участвовала в проекте и хочет продемонстрировать это;

– Казань каким-либо образом претендует на участие в проекте разработки воздушного пункта стратегического управления третьего поколения. О том, что он будет, уже официально заявлено;

– Казань (специалисты и технический комплекс) доводит машину, исходя из нареканий, появившихся после прохождения модернизации.

Следует понимать, что с развалом СССР авиационный комплекс, имевший в свое время четкое деление на фирмы по именам легендарных конструкторов, фактически прекратил свое существование. Стареют оборудование и кадры, смена на заводы и в КБ идет по остаточному принципу. В стране скоро уйдут на пенсию первые авиационные специалисты, ни разу в своей жизни не поучаствовавшие в создании новых типов самолетов.

В этих условиях под крупные проекты по стране, как по сусекам, собираются остатки былой гвардии. На этом фоне визиты в Казань неожиданных видов авиационной техники, нуждающейся в обслуживании и модернизации, не выглядят чем-то странным и неуместным.

Антон Глухов, Антон Райхштат.

Новости от партнеров
Материалы по теме
«Великие имена России». Предлагаем свои варианты названий для аэропортов Татарстана
01:10, 10 октября
Общество
​Каспий приобрел статус. Что дальше?
01:08, 8 августа
Мнение
​Новые направления подготовки КФУ обеспечат выпускников работой в крупнейших компаниях и госструктурах
04:06, 6 июня
Общество
Афганистан –​​ взгляд в прошлое: Накануне войны
01:11, 11 ноября
Аналитика

Комментарии

  1. Зуфар 2 года назад
    Думаю место этим самолетам на аэродроме авиазавода, они и летели туда. А он не работает круглосуточно, как гражданские. И если самолеты летели в Казань в ночное время их приземлили в аэропорту, а утром должны были сделать перелет. И просто совпало с заранее запланированным мероприятием (споттингом).
  2. Александр 2 года назад
    Я видел как один из них,по моему именно ИЛ-80,пролетал над Казанью,в районе Казан -Арены.
    В 6-7 вечера.
  3. Ушлый год назад
    У кого то наступает ссудный день, только их нигде не ждут