Головокружение от абстракции

01 июля 2016
Культура

Вот она, сила искусства! Абстракции довели до тошноты и головокружения некоторых посетителей Галереи современного искусства на концерте электроакустического композитора из Москвы Николая Попова и мультимедийного артиста из Милана Эндрю Квинна. Электрошаманы, ни дать, ни взять!

Концерт Николая Попова и Эндрю Квинна последним июньским вечером состоялся в Казани в рамках I международного фестиваля «Абстракция без границ», об открытии которого «Казанский репортер» уже рассказывал своим читателям. Вечеринка в стиле «Матрица» стала для большей части публики неожиданным испытанием. Как оказалось, далеко не все зрители оказались морально готовы к восприятию абстракционистских опытов.

Вот оно как бывает! Сама не увидела бы – не поверила. И ладно, если бы голова кружилась от счастья, от перенесенного катарсиса. Дело обстояло ровно наоборот. В зале будто сгустилась тяжелая энергия, стало душно, тревожно. Уже после третьего опуса кое-кто из публики, как говорится, по стеночке покинул утонувший в темноте зал. Мерцающие клетки, кровавые паучки, вообще очень много красного цвета, стрелки и заборы, какие-то мембраны, похожие на соты Вселенной, медузы, всепожирающие щупальца… Музыка – вкрадчивая, зомбирующая. Зрелище, короче, было шаманское, колдовское. Интуитивно иные посетители восприняли его как опасность. Подобные техники, впрочем, давно используют ловцы человеческих душ. Композитор и художник в данном случае выступили адептами Великой Пустоты. А что в ней, в этой Пустоте, добро ли, зло?..

И кто же эти демиурги? Обычные люди! Композитор Николай Попов, педагог и исследователь, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС). А еще он победитель множества различных престижных конкурсов, в том числе Открытого Всероссийского конкурса композиторов имени А.Г.Шнитке. Сочинения Николая Попова исполнялись в России, Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, США, Чехии, а также на многих фестивалях.

После концерта композитор Николай Попов рассказал «Казанскому репортеру»:

– Люди до сих пор воспитываются преимущественно на классических стандартах и живут представлениями двухсотлетней давности об искусстве и красоте. Я уже привык к этому непониманию, продолжая творить мир, каким его вижу. Вы сегодня стали свидетелями не импровизации, которая обычно хорошо подготовлена, на ваших глазах происходил творческий акт. Мы действительно создавали восемь пьес, каждая из которых длилась восемь минут. В этих сочинениях есть смысл, идея, концепция. Имея представление, что именно появится на экране, сам все равно удивляюсь: каждый раз изображение не похоже на то, что мы играли и создавали накануне. Конечно же, первична моя музыка, а образы и символы Эндрю создает и подбирает под ее воздействием. Кстати, в Казани выступаю второй раз за эту декаду, я участвовал в открытии фестиваля «Абстракция без границ». А до того был у вас в 2011-ом вместе с Сергеем Безруковым на презентации его фильма «Реальная сказка», музыку к которому писал я.

Что касается второго «волхва» абстракционистской вечеринки – Эндрю Квинна, то он показался нам милым, стеснительным человеком, витающим в собственных облаках. Этот мультимедиа-художник родился в Австралии, однако давно перебрался в Италию, живет и творит в Милане. Эндрю работал над спецэффектами ряда культовых фильмов, таких, как «Матрица» (многократно множащийся мистер Смит – его затея), «Расхитительница гробниц», «Чернильная душа», «Нирвана»… Последние годы увлекся мультиэкранными видеоинсталляциями на больших пространствах, включая планетарии. Весной 2014 года занесла судьба Эндрю Квинна в Россию. Он принял участие в проекте «Ожидание. 1914 и сто лет спустя», который организовал ансамбль «Студия новой музыки». И – понеслось: Москва, Екатеринбург, Томск, Казань и так далее. Теперь австралийский итальянец достаточно частый гость в нашей стране. Их творческий тандем с Николаем Поповым оказался довольно продуктивным, они выступают вместе в среднем два-три раза в год. Благо, страна большая, а любознательные по природе своей россияне доброжелательно принимают диковинных пилигримов-абстракционистов.

– Ох, какое счастье, мы вырвались оттуда! – воскликнула модно одетая девушка, буквально выскочившая из зала в сопровождении троих друзей. – Я прямо испугалась, так мне плохо стало, затошнило-закрутило-зашатало. Дайте-ка, отдышусь на свежем воздухе…

Больше компания юных хипстеров в зал не вернулась. Положив руку на сердце, опусы Попова-Квинна сложны для восприятия широкими массами. Обреченные на элитарность, идеи их с трудом пробиваются сквозь коросту провинциального пристрастия к классическим константам. Потому как «наш» человек ищет в творчестве свет и надежду. А про тоску и обреченность ему не надо рассказывать. Тьма ведь и так стоит плотной стеной вокруг, так для чего же добровольно нырять в нее?


Ольга Юхновская.

Комментарии

  1. Александр 4 года назад
    Что бы предметно комментировать, нужно посмотреть это своими глазами. Могу лишь сказать, что безусловное влияние на психику в таком формате подачи образов конечно же есть. Можно грубо сравнить с ночными клубами. Так называемая клубная музыка и световые эффекты делают своё дело. Здесь наверняка всё сложнее, с претензией и позицией. Пусть будут. Им только не надо классические виды искусства называть устаревшими. Классика - это то, что не подвержено старению. Повторяю: я там не был, но не думаю, что увидев, получил бы удовольствие сравнимое, к примеру, с работами Рустема Салихова, которые я воспринимаю напрямую - сердцем. Пусть будет любая форма искусства. А время рассудит, кто умрёт, а кто переживёт века и останется вечно молодой классикой. Уж извиняюсь за пафос.
  2. Альберт 4 года назад
    В некоторых жанрах совр. искусства ставится целью именно воздействие на нервную систему человека через рецепторы органов чувств. Ещё в 60-е годы прошлого века этим успешно занимался оп-арт. Если кто-то готов предоставить свой мозг для этого - флаг в руки. Я - не готов.