Новый телеканал «Татарстан-24», поглотивший «Эфир-24» и ТРК «Казань», по сути, призван стать локомотивом пропагандистской машины в РТ, к его платформе подключится сеть районных телевизионных пунктов. Ожидаемый запуск 1 апреля не состоялся: процедура получения федеральной лицензии на вещание – дело не скорое.
Если включить телевизор на кнопке ТРК «Казань», сейчас можно увидеть картинку, которая еще полгода назад показалась бы невероятной. Заставки, студии, ведущие – ничто не напоминает о привычном телеканале, все «эфировское», вернее «Эфира-24». Впрочем, если присмотреться, ситуация становится еще более запутанной: корреспонденты-то с ТРК «Казань». Миграция тележурналистов с канала на канал вещь обыденная, однако не в таком же масштабе!
Тем временем жизнь на сайте ТРК «Казань» замерла 26 июня. Именно тогда вышла в свет последняя программа «Республика. Итоги недели». 22 июня сотрудники этого канала переехали в здание «Эфира» на Пролетарскую, 17. Тем временем сайт нового телеканала сообщает, что это все еще «Эфир-24», Но под эфировским логотипом в верхнем правом углу экрана появилась едва заметная надпись «Татарстан».
Причиной таких метаморфоз стало решение создать новый телеканал «Татарстан-24» на базе «Эфира-24» и ТРК «Казань». Последнюю ждала незавидная участь закрытия. О слиянии с фактической ликвидацией ТРК «Казань» «Казанский репортер» написал первым еще 1 февраля этого года. С начала года в телевизионной отрасли вообще произошли существенные перемены: «Казань» закрыта, часть сотрудников ушла вместе с бывшим гендиректором Мадиной Тимерзяновой на ТНВ, другая часть влилась в «Эфир» для работы на новом канале. Столь революционным изменениям предшествовал переход Андрея Кузьмина с должности руководителя пресс-службы президента РТ на пост гендиректора АО «Татмедиа» в самом конце 2015 года.
Обсуждаем с коллегами последние нюансы запуска нового телеканала "Татарстан-24" Уже скоро!!!! Следите за эфиром!
Фото опубликовано Андрей Кузьмин (@andrey_kuzmin_tatmedia)
В этом раскладе не хватает только одного – самого телеканала «Татарстан-24». Официально он должен запуститься вот-вот. По крайней мере, еще 11 мая Андрей Кузьмин написал в Instagram: «Обсуждаем с коллегами последние нюансы запуска нового телеканала "Татарстан-24" Уже Скоро!!! Следите за эфиром!». Правда, похоже, придется еще подождать. По данным «Казанского репортера», лишь к 17-18 июля появится информация о рассмотрении заявки по регламенту. Никаких гарантий, что все пройдет как по маслу. Москва может придраться к любой запятой, там своих бюрократов хватает. При лучшем раскладе лицензия у нового канала будет в августе. А если нет? Как, в каком статусе тогда будет работать «Татарстан-24» на выборах в Государственную Думу?
Тем временем, сложилась напряженная ситуация среди сотрудников KZN. Де юре канал еще жив, его лицензия на вещание действует до конца 2016 года. А де факто – закрыт. Нет ясности в судьбе сотрудников, сейчас они в подвешенном состоянии, в смятении. Многие подавлены: кто-то уже уволился, подался пытать счастья в Москве. Часть людей влилась в коллектив «Эфира», часть – в ТНВ, кто-то вовсе ушел в никуда.
Эмоционально очень непросто сейчас коллективу ТРК «Казань». Так, 22 июня на своей личной страничке в социальной сети Фейсбук Елена Веселова написала: «Сегодня закрыли ТРК «Казань». Я проработала там немного, всего 5 лет. Есть те, кто отдал этому каналу по 10-15 лет! Но почему-то даже я, отработавшая там недолго и пришедшая уже под конец, ощущаю себя осиротевшей. Как будто ушел кто-то близкий, и его уже не вернуть. И очень мерзко на душе, словно мы все кого-то предали...».
Можно только представить, что чувствует сейчас вынужденная наблюдать со стороны за гибелью выпестованного ею детища бывший гендиректор телерадиокомпании «Казань», а ныне заместитель генерального директора ТНВ Мадина Тимерзянова.
– Обсуждать уход с телевизионного рынка «KZN» для меня крайне сложно и в то же время – некорректно. Канал де факто ликвидирован. Простите, мне больно. Я отказываюсь от комментариев.
Закрылись в минувшие выходные и обе программы известного аналитика Леонида Толчинского – «Республика. Итоги недели» и «Интервью недели с Леонидом Толчинским». Причина та же – объединение телеканалов. Судя по всему, ему места в эфире «Эфира» не нашлось. «Казанский репортер» задал аналитику вопрос о перспективах новоявленного канала.
– Оставим в стороне субъективные факторы. Но у происходящего на телевизионном рынке республики есть вполне объективные причины, – сказал Толчинский. – Первая – это подготовка к неминуемому появлению третьего мультиплекса. Все региональные телекомпании, если думают о будущем, начинают серьезную оптимизацию. Цель – формирование сильных, самодостаточных игроков на рынке. В нашем случае мы тоже видим работу на укрупнение путем формирования частно-государственного партнерства. Путь известный, не уникальный. Вопрос, какой контент и какого качества, для какой именно целевой аудитории будет предложен новым каналом, и кто в этом партнерстве все же будет определяющим. В конце концов, успех зависит от этого. Но на эти вопросы должны ответить учредители. Свою роль, безусловно, играет и сокращение рекламного рынка, что движет всеми игроками. Слияние может позволить создать своего рода единую рекламную диспетчерскую, что даст возможность аккумулировать соответствующие потоки и поднять общую капитализацию. Впрочем, здесь надо помнить, что в конечном счете реклама идет под качественный контент. Тут, конечно, надо удержаться от иллюзий, ведь вполне возможны и пессимистические сценарии развития ситуации. Когда, например, компании укрупнятся, а рекламный рынок не вырастет, собственный контент развития не получит, господдержка окажется недостаточной, а федеральные правила в очередной раз изменятся. В таком и подобных вариантах, это может стать лишь оттягиванием неизбежного.
Телеканал «Татарстан-24» создается как государственно-частное партнерство. Опрошенные нами действующие лица, а мы побеседовали со всеми участниками процесса, официально пока скупы на комментарии. Не сообщается, например, как распределятся доли учредителей канала: 50 на 50 или 51 процент все-таки у государства и 49 – у частного медиабизнеса? Насколько равноценны их вложения в ресурс? Что дороже – обеспечение лицензии (которую сейчас чрезвычайно трудно и дорого получить) или материальная база, на которой создается «Татарстан-24»?
Основную ставку «Татарстан-24» собирается делать на информационную составляющую. Борьба за доли и рейтинги будет серьезной. Придется поднимать практически с нуля новый бренд. Логотип «Эфира», пусть и с приставкой «24» хорошо известен зрителю. Телеканал Андрея Григорьева давно и прочно занимает лидирующие позиции в Казани. А вот над имиджем «Татарстана-24» еще придется всерьез попотеть, наверняка поначалу журналистов будут путать в сотрудниками ГТРК «Татарстан» и «Вестей-24». Возникают вопросы о форме подачи материала, будет ли это классическая «эфировская школа» или стилистика сюжетов будет больше напоминать продукцию «Татмедиа»? Смотреть сутки напролет озвученные пресс-релизы министерств и ведомств – занятие, знаете ли, для мазохистов. Сплошной новостной поток может стать лидером эфира, но только в случае, если контент уникален (иными словами, авторство принадлежит каналу, новости не заимствованы) и оформлен безупречно с точки зрения качества (картинка, звук, монтаж). Для создания такого уровня новостей понадобятся десятки профессионалов. С ними, как известно, в стране напряженка, и журналистика – не исключение.
И, конечно, ключевым остается вопрос: а кто же будет «рулить» процессом и кому дадут карт-бланш – ставленникам Андрея Григорьева или команде Марины Коноваловой? От выбора зависит вся судьба нарождающегося теледетища республики. Тем временем стало известно о некоторых кадровых решениях. Руководить информационным вещанием нового телеканала будет Алексей Кулешов, один ключевых сотрудников эфировской службы новостей. Еще одна любопытная деталь в копилку фактов: «Эфир-24» переоформил кабельную лицензию, а «Татарстан-24» свою лицензию еще не получил. Поэтому сейчас вещание идет под двумя брендами – «Эфира» и «KZN».
Много вопросов хотелось бы задать инициаторам создания нового канала. Но они хранят молчание либо отговариваются обтекаемыми фразами. Генеральный директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин приоткрыл завесу тайны о численности штата нового канала:
– Ну, а что тут рассказывать? Ждем, когда получим федеральную лицензию. Надеемся получить ее в течение месяца. Планы – да, грандиозные: новостные выпуски будут идти каждый час, формируется большая команда – не менее 60 человек. Но мы пока договорились прессе ничего не рассказывать. Проявим, коллеги, терпение. Право на первое интервью будет у Шамиля Садыкова, генерального директора информационного агентства «Татар-информ».
Ушел от определенности и учредитель телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев:
– А что вы меня спрашиваете о «Татарстане-24»? Я к нему, как и к работе «Эфира», отношения не имею, я только учредитель. Расспросите лучше Марину Коновалову, она точно в курсе дела.
Генеральный директор телерадиокомпании «Казань» Марина Коновалова, являющаяся, согласно регистрационным документам, и руководителем «Татарстана-24», ответила «Казанскому репортеру» довольно сдержанно:
– Сегодня факт, что «KZN» вещает на своей же эфирной частоте. Зарегистрировано новое СМИ – телеканал «Татарстан-24». Получена лицензия на кабельное вещание в республике. О судьбе и деталях сейчас говорить преждевременно. Давайте сначала откроем республиканский канал под брендом «Татарстан-24», потом будем говорить, обсуждать.
Между тем, переходный период рано или поздно закончится. Сомневаться в том, что телеканал «Татарстан-24» будет запущен, не приходится, что рождает еще один вопрос: какую роль в республиканском эфире идеологи медиаполитики в Татарстане отводят ТНВ? Возможно, он так и останется отдушиной для национального вещания, судя по всему, плод соединения «Эфира-24» и ТРК «Казань» будет вещать только на русском языке.
Комментарии