​Без рекламы и без велосипедов

30 июня 2016
Общество


Рекламу о скором открытии казанских велопрокатов убрали с велосипедных стоек. Таким образом исполком Казани отреагировал на жалобу велоактивиста Леонида Иванова. Однако ключевая претензия не была услышана: к началу второго летнего месяца туристы и местные жители все еще не могут воспользоваться прокатом велосипедов, с помпой открывшимся к Универсиаде. В компании-операторе велопроката заявили, что у них все готово, однако процесс тормозит мэрия Казани. В мэрии на запрос «Казанского репортера» сегодня не ответили.

Рекламу со слоганом «Улетаю на зимовку. Встретимся весной», убрали со станций казанского велопроката Veli’K. Об этом «Казанскому репортеру» сообщил велоактивист Леонид Иванов, который в начале июня подал жалобы в УФАС по Татарстану, исполком Казани и прокуратуру. В ответе исполкома (имеется в распоряжении редакции) сказано, что «в настоящее время в Казани развитию велодвижения уделяется большое внимание». Кроме того, «повышение уровня велокультуры, признание полезности и престижности поездок на велосипеде, учет интересов велодвижения во всех градостроительных планах способствуют более широкому использованию данного вида транспорта населением всех возрастов».

Однако, несмотря на столь помпезную речь, главная проблема осталась нерешенной: станции велопроката в Казани ко второму летнему месяцу так и не открылись.

– Открытые помпезно в июле 2013 года, к началу Универсиады, станции велопроката большую часть летнего времени не работают вовсе, – говорил «Казанскому репортеру» Леонид Иванов. Он уточнил, что велопрокаты «запускаются только к летним международным событиям, не выполняя полноценных функций городского транспорта».

Напомним, система проката велосипедов Veli’K заработала в Казани 1 июля 2013 года, в преддверии Универсиады. Тогда в республиканской столице по заказу администрации Казани и при поддержке Банка Казани установили семь автоматических велопрокатных пунктов с парком в 100 велосипедов. Спустя два года, в банке отреклись от велопроката и заявили, что финансовая организация «не участвовала, не участвует в проекте и не планирует». Летом 2013 года также рассказали и о финансовой составляющей – стоимость проекта составила около трех миллионов евро с окупаемостью не менее пяти лет.

Проблема с открытием велопроката для Казани не нова. И в 2014, и в 2015 годах станции проката открывались уже после наступления лета. Виной тому, по мнению экспертов, – недостаток финансирования. В компании-операторе велопроката Russ Outdoor в начале лета говорили, что у них все готово к запуску, однако тормозит процесс исполком Казани, который не дает отмашки. Представитель компании также поделился мнением, что «все зависит от приоритетов в расходовании средств исполкомом Казани».

Леонид Иванов в своей петиции на сервисе change.org просил исполком «правильно организовать работу муниципального велопроката с 15 апреля по 15 октября». В исполнительном комитете Казани в начале июня сообщили, что не могут ответить на вопрос, когда откроются станции велопроката, и обещали сообщить об этом тогда, когда появится ясность в этом вопросе.

Иванов в беседе с журналистом «Казанского репортера» заявил, что мэрия Казани, помимо вопроса о рекламе, должна была решить и основной – открыть велопарковки.

– Гора родила мышь. Точнее, жирные коты-городские чиновники совсем потеряли чувство реальности и парят мозги окружающим. Речь шла о нормальной и бесперебойной работе муниципального велопроката как одного из видов городского транспорта. Это говорит о качестве управления, либо там работают «иностранные агенты», – сказал Леонид Иванов.

Кроме того, он отметил, что недавно со станций велопроката убрали терминалы для оплаты, что, по его мнению, свидетельствует о том, что велопрокат этим летом не откроется.

Другой велоактивист Ильдус Янышев поделился мнением, что наличие велопроката «выгодно отличало» Казань от других российских городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, однако «в условиях отсутствия велодорожек и ошибок в их локализации прокат показывал не самую лучшую эффективность».

– Велопрокат однозначно, как и любой вид бизнеса, должен раскручиваться, ему нужно время для раскачки, чтобы он начал приносить какие-то доходы. Тут нужно было настраиваться на несколько лет, пока это войдет в привычку горожан, и инвестор должен был просчитывать эти риски. Очень жаль, что проката сейчас нет. Нужно какое-то волевое решение и коллективные усилия нескольких спонсоров, – констатировал Янышев.

Руководитель велосипедного клуба «Негонки» Аля Халикова рассказала, что изначально велопрокат был предназначен для туристов. Она тоже считает, что прокат в этом году уже не откроется.

– Когда строится велопрокат, к нему нужно сразу прилагать концепцию велодорожек, которые будут построены. А у нас получилось, что велопрокат уже закрылся, а на следующий день открыли велодорожку. Они должны идти в связке, а поскольку ее нет, то в основном велопрокатом пользуются туристы. Горожане не поедут в центр, чтобы покататься, они в основном берут на прокат велосипед в районе Дубравной или на Лебяжьем, – отметила Халикова.

По телефону «горячей линии» сервиса Veli’k, как и месяцем ранее, голос автоответчика приглашает кататься на велосипеде в апреле этого года. В компании Russ Outdoor сообщили, что никаких новостей об открытии велопроката пока нет, а исполком молчит. Что же касается того, что со станций велопроката убрали терминалы, представитель компании предположил, что это может быть плановая замена. «Мы надеемся, что велопрокат скоро запустится», – сказали в компании.

В мэрии Казани на запрос «Казанского репортера», датированный 6 июня, до сих пор не ответили. Сегодня после повторной отправки запроса в пресс-службе заявили, что он находится «в работе».


Вадим Мещеряков.

Комментарии