Депутаты «за», сенаторы «против»

30 июня 2016
События

Совет Федерации одобрил «пакет Яровой», несмотря на призыв экс-президента и госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева отложить до осени резонансный законопроект. Госсовет РТ на заключительном заседании обязал сенаторов выступить с предложением Шаймиева, но это уже не спасло ситуацию. «Казанский репортер» – о том, как голосовали депутаты Госдумы от Татарстана, почему республиканских сенаторов не услышали в Совфеде и коротко о самом «пакете Яровой».

Совет Федерации накануне одобрил пакет антитеррористических мер, принятых Госдумой 24 июня. «Пакет Яровой» – инициатива депутата Госдумы Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова – изложен в двух законопроектах: первый посвящен поправкам в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, второй изменяет положения целого ряда нормативных актов.

«ПАКЕТ ЯРОВОЙ». КОРОТКО


Депутат Госдумы Ирина Яровая / zhirinovskiy2012.ru

Пособничество терроризму. Теперь под финансированием терроризма понимается не только денежная поддержка, но любая материальная помощь преступнику, которая помогла ему осуществить задуманное.

Новая статья Уголовного кодекса – «Несообщение о преступлении». Не сказал о том, что кто-то готовит теракт или другое преступление, – два года тюрьмы.

Приняты поправки, увеличивающие количество статей, по которым можно судить 14-летних преступников. Их теперь можно отдавать под суд не только за совершение теракта, но и за участие в террористической организации или несообщение о других таких же участниках.

Введено понятие «международный терроризм» – теракт за рубежом, в котором пострадали россияне, совершенный «в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленный против интересов» России. Срок – до пожизненного заключения.

Массовые беспорядки и вербовка. Новая статья – «склонение, вербовка или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков. За это можно получить от пяти до десяти лет.

Призывы к терроризму. Теперь за это и за оправдание терроризма в интернете можно получить такое же наказание, как за аналогичное преступление, совершенное через СМИ. Максимальное наказание — семь лет лишения свободы.

Если сотрудники ФСБ при исполнении своих обязанностей уничтожили или повредили имущество граждан, государство больше не будет выплачивать компенсации последним.

Увеличены максимальные сроки заключения по статьям о теракте, террористической деятельности, участии в незаконных вооруженных формированиях, разжигании ненависти, экстремизме и другим.

Режим контртеррористической операции теперь могут ввести ответственные органы, ранее его вводили только в том случае, если не удалось другими способами предотвратить теракт.

Обязательное хранение всей переписки в интернете и всех телефонных звонков в течение одного года. Операторы связи теперь обязаны хранить все записи звонков и любые сообщения, которыми обмениваются пользователи, в течение полугода. В течение трех лет они должны хранить мета-данные – сведения о времени, дате и субъектах контакта.


Сенатор Виктор Озеров / sakhalife.ru

Шифрование данных. Любой мессенджер, социальная сеть, почтовый клиент или любой ресурс, которые поддерживают шифрование, обязаны будут предоставить ФСБ помощь (ключи) в расшифровке любых сообщений любого пользователя сервиса. За отказ вводится штраф — для юридических лиц он составит от 800 тысяч до миллиона рублей.

Регламент миссионерской деятельности. В законодательстве появилось определение миссионерской деятельности – публичное богослужение, распространение литературы, сбор пожертвований, молитвенные собрания и проповедничество. Согласно закону, в жилых домах можно только проводить обряды и богослужения, а собирать пожертвования и распространять религиозную литературу теперь нельзя.

***

«Пакет Яровой» вызвал одну из самых крупных дискуссий этого года. Высказались не только обычные граждане в сети, но чиновники и депутаты. Глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов попросил Совет Федерации отклонить законопроекты. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров заявил, что их правоприменение «является затруднительным» и «Россия на данный момент не владеет такими технологиями».

Если все вышеперечисленные высказывания случились до или почти сразу после принятия Госдумой законопроекта, то в Госсовете Татарстана публично мнения о «пакете Яровой» прозвучали лишь накануне.


Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев / prokazan.ru

В начале заключительного заседания весенней сессии госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что пакет антитеррористических мер принят слишком быстро: «Госдума приняла его в предвыборной спешке». Шаймиев сообщил, что после принятия пакета антитеррористических мер поступает огромное количество обращений от верующих. Речь идет об одном из положений пакета – регламенте миссионерской деятельности.

– Нельзя не согласиться с необходимостью борьбы с терроризмом. Но есть вопросы. 147 депутатов голосовали против. В законе есть неточности. Каким-то конфессиям такие изменения подходят, а иным – нет. Как провести у себя дома ифтар? Без молитвы это никак. Как читать никах, как поминать? В законе сказано – кладбища и мечети. Но сколько раз читается намаз? Закон принят в спешке, – заявил Шаймиев.

Госсоветник предложил депутатам обязать представителей Татарстана в Совете Федерации выступить с заявлением и рекомендовать сенаторам воздержаться от одобрения законопроекта. «Госдума нового созыва пусть потом принимает закон с уточнениями», – пояснил Шаймиев.

Депутаты Госсовета поддержали госсоветника и обязали сенаторов Олега Морозова и Ильдуса Ахметзянова довести до Совета Федерации мнение Шаймиева.

Отметим, что накануне Госсовет Татарстана выступил с опровержением на сообщения СМИ о том, что они «обязали сенаторов от Татарстана».


Сенатор Олег Морозов / nkza.ru

– Официально заявляем, что Государственный Совет не призывал сенаторов воздержаться от одобрения «пакета Яровой» и не выступал в целом против антитеррористического пакета законопроектов. После выступления государственного советника у депутатов возникли вопросы, требующие уточнения положений законопроектов, на которые обратил внимание Минтимер Шаймиев. Сегодня в ходе заседания верхней палаты российского парламента члены Совета Федерации, избранные от Татарстана, Олег Морозов и Ильдус Ахметзянов намерены задать эти вопросы разработчикам правовых актов, — заявили в Госсовете Татартсана.

Сенаторы сказали свое слово. Несмотря на небольшую чехарду в интерпретации собственных решений, сенаторы все-таки решились «задать вопросы разработчикам правовых актов». С критикой закона в стенах верхней палаты парламента выступил Олег Морозов. Он заявил, что такая норма, регламентирующая миссионерскую деятельность, может помешать жителям республики осуществлять свои религиозные обряды. Один из разработчиков законопроекта, сенатор Виктор Озеров заверил его, что поправка коснется только приезжих, а «все наши обряды как существовали, так и будут существовать».


Депутат Госдумы Айрат Хайруллин / airat-hairullin.ru

А что депутаты от Татарстана? В Госдуме интересы Татарстана представляют 16 депутатов, из них Роман Худяков (исключенный не так давно из ЛДПР) – куратор по республике и Олег Ким – депутат от КПРФ, который заменил Василия Лихачева, ушедшего в ЦИК России, никакого отношения к республике формально не имеют. Остальные – дело другое.

Итак, как же проголосовали народные избранники? Виктор Пешков от КПРФ – против. Тут ничего удивительного, почти вся фракция КПРФ выступила против законопроекта. Олег Ким, кстати, проголосовал так же. У «Единой России» в Госдуме 13 депутатов от Татарстана. Все они – Ришат Абубакиров,Тимур Акулов, Марат Бариев, Ирек Богуславский, Марсель Галимарданов, Ильдар Гильмутдинов, Евгений Гришин, Радик Ильясов, Альфия Когогина, Фатих Сибагатуллин, Александр Сидякин, Ринат Хайров, Айрат Хайруллин – проголосовали за принятие «пакета Яровой».


Регина Хисамова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!