Кому нет места под солнцем?

Касается всех, богатых и бедных: пляжные утехи под агрессивным солнцем стали смертельно опасными. Посвященная острой проблеме – борьбе с раком кожи в Татарстане – пресс-конференция превратилась в триллер. Снимки, один страшнее другого, напугали даже журналистов.

СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПОХОД НА ПЛЯЖ

Во встрече участвовали профессор кафедры онкологии, радиологии и паллиативной медицины КГМА Зинаида Афанасьева и главный врач Республиканского клинического онкодиспансера Министерства здравоохранения Ильдар Хайруллин. Медики разложили по полочкам ситуацию. По их данным, в 2015-ом рак кожи и меланома вышли на второе место (12,4 процента) по заболеваемости злокачественными новообразованиями.

Главный тезис спикеров: человек несет ответственность за свое здоровье, он обязан беречь себя, соблюдать рекомендации врачей, постоянно осматривать себя и своих родственников, а при малейшем подозрении – не идти, а именно бежать к онкологам и дерматологам. Если меланома и рак кожи выявлены на первой стадии, выживаемость в течении пяти лет составляет 100 процентов. Но если процесс запущен, и человек обратился на третьей-четвертой стадии заболевания, увы, вероятность летального исхода повышается до 80 процентов. А еще выяснилось, что меланома и рак кожи имеют наследственный характер. Что касается предраковых заболеваний кожи, то это пигментная ксеродерма, солнечный старческий дерматоз, радиационный дерматоз, системная красная волчанка и дерматоз.

Страдают от меланомы и дети, и старики. Преимущественно же, по словам Зинаиды Афанасьевой, эта напасть случается в пятой-шестой декаде жизни (проще говоря, когда вам за 50 лет). В группе повышенного риска и те цветущие молодые люди, которые едут за загаром в заморские дали. Именно после возвращения из жарких стран, после отпуска на экзотических островах граждане обнаруживают у себя первые признаки заболеваний. Вывод: не надо мотаться за моря-океаны. Но и под нежным солнцем Родины уже не спокойно. В России, независимо от региона, отмечается рост заболеваемости раком кожи и меланомой – показатели держатся стабильно в районе 30 процентов. Во время своей презентации Зинаида Афанасьева демонстрировала снимки разновидностей рака кожи и меланомы. Ужас, сколько их, и в каких формах. Нет, лучше уж совсем не загорать.

СОЛНЦЕ ВЗБЕСИЛОСЬ И УБИВАЕТ ЛЮДЕЙ

Почему горожане страдают чаще, чем жители сельских районов, врачи объяснить не смогли. Их задача – констатировать. Не менее любопытна версия профессора Афанасьевой, почему среди супружеских пар рак кожи и меланома встречаются реже:

– Думаю, потому, что семейные люди испытывают больше радости в жизни, у них меньше стрессов, нежели у одиноких, склонных к депрессиям, у которых чаще происходят сбои иммунных и эндокринных механизмов. Данный аспект относится к социально значимым факторам. И здесь надо понимать, что мы не приветствуем гомосексуальные браки, потому что это все-таки не классические семейные союзы…

Опасные игры с соляриями Зинаида Афанасьева считает не просто глупостью:

– Девушки, буквально сжигающие себя в соляриях перед выпускными вечерами, как бы ставят на себе клеймо: в будущем они заболеют меланомой. Молодые мамы, допустившие солнечный ожог своего ребенка, также должны знать, что отныне их ребенок в опасности. В подростковом или более старшем возрасте у этого ребенка будет диагноз «меланома».

Вы белокожи, светлоглазы, светловолосы? Вам категорически не место под солнцем. Зная свой фототип кожи (их шесть), человек в состоянии регулировать прием солнечных ванн.

Проверьте себя:

  • Солнечный ожог возникает после кратковременного (30 минут) пребывания на солнце, загар никогда не образуется.
  • Солнечные ожоги возникают легко, загар возможен, но с трудом.
  • Возможны незначительные ожоги, развивается хороший загар.
  • Никогда не бывает солнечных ожогов, загар появляется легко.
  • Смугла от природы кожа.
  • Черная кожа выходцев из Африканского континента.

Вы ошибаетесь, если думаете, что чернокожие люди не страдают меланомой. Она появляется там, где меньше всего пигмента, то есть на ступнях и ладонях.

Не только солнце наш враг, хотя и главный. Есть и другие факторы, медики их перечислили: травма невуса (родинки), химические канцерогены (включая красители для волос), ионизированная радиация, электромагнитные излучения, а также снижение иммунитета. К последнему приводят и туберкулез, и ВИЧ-инфекция, и гормональный сбой. К раку кожи могут также привести недолеченный термический ожог, коллагеновый рубец, обморожение, незаживающая трофическая язва, туберкулез кожи, сифилис.

ХИМИЯ ПРОТИВ ЛЮДЕЙ

«Казанский репортер» задал Зинаиде Афанасьевой несколько вопросов:

– Мы сегодня увидели фотографию мальчика с меланомой лица. На него было тяжело смотреть. Это татарстанский пациент?

– Ну, что вы, нет. Дети заболевают не часто, я в своей практике, с 1985 года, только с одним запущенным случаем столкнулась, это была пятилетняя девочка. Увы… Хочу предупредить, что существует наследственный фактор. Родители должны следить за состоянием ребенка, особенно если в роду была меланома. Советую быть особенно внимательными к родинкам детей в подростковом возрасте, особенно у мальчиков.

– Зинаида Александровна, вы не раз повторили, что человек сам отвечает за свое здоровье. Разумный гражданин под палящее солнце не полезет. Но не один же ультрафиолет виноват. Есть ли прямая связь роста онкологии с тем, что Татарстан нашпигован химическими предприятиями?

– Такое влияние мы не исключаем. Действительно, идет рост заболеваний в промышленных городах – в Нижнекамске, в Набережных Челнах, в Казани… Происходит накопление канцерогенов, население стареет, происходят мутации, они передаются другому поколению. Химические производства однозначно фактор риска, поэтому «зеленые» так активно выступают в защиту окружающей среды. Смотрите, все сейчас воду в бутылках носим, но ведь это не спасает наши реки и родники. Надо бороться за чистоту водных ресурсов, а мы всего лишь ликвидируем последствия. Так и с нашим направлением в медицине. Это социальная проблема, она влечет за собой и те, о которых мы сегодня говорили. Качество жизни, здоровье людей напрямую зависят от экологии.

А вот что сказал «Казанскому репортеру» главврач Республиканского онкодиспансера Ильдар Хайруллин:

– С раком кожи и меланомой в 2015 году зарегистрировано 439 человек на один миллион жителей, в 2014-м их было 436 на миллион. Сегодня в Татарстане на учете 92 тысячи онкологических больных. В первой пятерке заболеваний – рак молочной железы, меланома и рак кожи, рак легкого, рак предстательной железы и рак толстого кишечника. Ежегодно диагностируется 15-16 тысяч новых больных. Мы пугать никого не хотим, наоборот, призываем: при первых тревожащих вас симптомах обращайтесь к онкологам, современная медицина может вам помочь, спасти! Главное, идите к врачу, а не к знахарю.

Ольга Юхновская.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!