Артем Здунов: «Иннокам» – это комплексный проект и командная работа

27 июня 2016
События

Проект инновационного производственного кластера в Закамье 24 июня получил официальное одобрение – премьер-министр России Дмитрий Медведев полностью утвердил предложенную концепцию и масштабный план внедрения новых производств и развития инфраструктуры до 2020 года. Сегодня в ходе пресс-конференции министр экономики Татарстана Артем Здунов рассказал о ходе введения концепции, уже достигнутых результатах и уникальности сотрудничества республики и федерального центра в этом вопросе.

В ходе реализации проекта кластера власти ожидают появления более 150 тысяч новых рабочих мест, прироста в 150-200 млрд рублей налоговых поступлений в год, роста промышленного производства в Закамье на 52% и на 56% – роста ВРП Татарстана.

Согласованный 24 июня проект инновационного производственного кластера «Иннокам» стал фактически самым крупным проектом, включающим разнообразные производства и консолидировавшим в себе большую часть уже существующего ВРП республики.

– Хочу проинформировать, что на этой неделе подписал Концепцию создания территориально обособленного инновационного центра, который расположен в Татарстане, — заявил Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию. – Иными словами, работа по этому направлению самая разноплановая, она будет продолжена. Причем эта работа касается кооперации между предприятиями, научными центрами, университетами в нашей стране, конечно, с участием других стран.

Напомним, что Камский инновационный территориально-производственный кластер («Иннокам») в 2012 году вошел в перечень приоритетных инновационных территориальных кластеров, а позже стал одним из ключевых проектов Национальной технологической инициативы. Отраслевая специализация кластера – нефтегазопереработка и нефтехимия, автомобилестроение. Он входит в число 25 инновационных территориальных кластеров, программы развития которых получили поддержку на федеральном уровне.

«Иннокам» включает более трех сотен различных предприятий Закамья – это нефтехимические, нефтеперерабатывающие предприятия в Нижнекамске, автомобилестроительные и автокомпонентные производства в Набережных Челнах, а также научно-образовательный комплекс, представленный двумя национальными исследовательскими и одним федеральным университетами, отраслевыми и научными центрами. Ключевыми участниками Камского кластера являются: ОАО «КАМАЗ», ПАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», нефтехимический комплекс ПАО «Татнефть», ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», ОАО «Аммоний», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Химический завод им. Л.Я.Карпова» и др.

Всего до 2020 года планируется выделить 750 млрд рублей на реализацию проекта – 300 млрд уйдут на развитие инфраструктуры, а 450 млрд – предприятиям. В этом году объем субсидий федерального бюджета составит восемь миллиардов. Основная масса инвестиций будет направлена не в 2016-м, а в последующие годы. Ожидается, что 70% инвестиций будут идти из внебюджетных средств.

– В преамбуле распоряжения четко написано, что мы утверждаем план мероприятий, который в последующем все федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации должны учитывать при формировании госпрограмм и проектов своего развития, – объяснил сегодня в ходе пресс-конференции министр экономики Татарстана Артем Здунов. – Но все инвестпроекты рано или поздно разбиваются об инфраструктурные ограничения. Во-первых, по завозу сырья. Во-вторых, по ввозу готовой продукции. Это и послужило лейтмотивом создания этого документа, который призван в ближайшие годы развязать инфраструктурные ограничения, стоящие перед нашими предприятиями. Все проекты прошли через федеральные министерства и ведомства.

Он отметил, что первоочередным в ходе реализации проекта станет развитие инфраструктуры. В приоритете – дороги. Министр заявил, что если этого не сделать, то уже через несколько лет никто просто не сможет выехать из кластера.

Кроме развития общей дорожной сети, планируется строительство Соколкинского мостового перехода через Каму протяженностью 84 км и участка дороги от М7 к Набережным Челнам, строительство развязки на М7, прокладка нескольких дополнительных железнодорожных ниток с развитием ж/д-станций. Также планируется введение дополнительных мощностей на Нижнекамской ТЭЦ, и реконструкция аэропорта «Бегишево».

Как отметил сегодня замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин, работы по аэропорту «Бегишево» ведутся по трехстороннему договору. Работы обойдутся в сумму чуть больше восьми миллиардов рублей. На дорогу М7, как рассказал замминистра, финансирование в 2015 году составило 6,5 млрд, и еще 2,6 млрд руб выделили в этом году на реконструкцию шести участков. Дорога будет двухполосной в каждую сторону. Протяженность реконструируемых участков – 64 км, год окончания работ – 2019-й. Что касается ж/д инфраструктуры, то первые результаты можно будет увидеть уже в ноябре этого года – тогда откроется путепровод в Заинске. О новом мосте Чукин сказал не много, так как пока до конца не ясно, когда его начнут строить.

– Протяженность моста должна составить 84 км. Планируется, что он будет соединять Мамадыш и производства в Нижнекамске и Набережных Челнах, – пояснил Чукин. – Мы проработали технико-экономическое обоснование реализации проекта. Существует несколько моделей реализации. К сожалению, пока на федеральном уровне не утверждена методика выделения межбюджетных трансфертов, то есть дополнительное финансирование с частно-государственным партнерством. Пока рано говорить о сроках реализации.

Отметим, что параллельно с развитием всех перечисленных проектов планируется развивать новые научные центры и центры подготовки кадров. Приоритет отдается тем профессиям, которые раньше не были представлены в вузах, но в них нуждаются предприятия кластера.

– Гарантия в том, что мы все это делаем под руководством президента Татарстана Рустама Минниханова, который лично в правительстве отрабатывал этот вопрос. Я хочу сказать, что у нас огромное конкурентное преимущество. Если мы что-то хотим сделать, то мы прежде всего смотрим, где мы возьмем источники финансирования. Потому что без них мы можем долго прорабатывать. Вот этот документ нам открывает путь к источникам финансирования наших проектов. Это нормальная работа правительства, что-то может не получаться, что-то мы будем модернизировать. Это каждодневная работа, поэтому инфраструктурой мы будем заниматься всегда. И все у нас получится, – пояснил в заключение Здунов.


Регина Хисамова.

Комментарии