Музей Горького в Казани: реинкарнация

25 июня 2016
Культура

За ходом реставрационных работ в литературном музее Горького пристально следили как Министерство культуры РТ, так и профессиональное сообщество. День открытия музея превратился в яркий праздник, который собрал цвет татарстанской интеллигенции, а также гостей из Москвы и Нижнего Новгорода.

КОНФЕТКИ-БАРАНОЧКИ…

Ровно в назначенные 13.30, как и было обещано, двери музея распахнулись для всех желающих. Открытие казанского литературного музея Горького собрало жарким днем множество медийных лиц – депутатов Госсовета, драматургов, художников, писателей, поэтов, артистов, музыкантов, представителей музейного мира Казани и Татарстана, Нижнего Новгорода, Москвы. В общем, раздолье для тех, кто работает в жанре светской хроники.

Сценарий открытия был проработан в деталях. Праздник начался с яркого выступления фольклорного хора села Красновидово, в котором тоже есть музей Горького, филиал Национального музея Республики Татарстан. Гостей на входе угощали ароматной сдобой (булочками, баранками, сушками, рогаликами) веселые коробейники в народных костюмах. Трудно было устоять от угощения. На торжественной церемонии выступал – как всегда, блестяще – Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой. Примечательно, что Миляуша Амировна, как и ее родная сестра, директор музея истории КГМУ Альфия Тутаева, в разное время возглавляли литературный музей Горького и сделали немало для того, чтобы он стал активной точкой притяжения для горожан.

– Главное, что музей открыт, – сказала «Казанскому репортеру» директор литературного музея Горького Марианна Гаврилова. – Ждем и будем рады всем казанцам. Никаких глобальных проектов на ближайший сезон не строим. Надо, чтобы горожане «вспомнили» дорогу к нам, чтобы приходили с детьми, формат экспозиции очень современный, школьникам не будет скучно. По большому счету, Горький ведь совсем не детский писатель. И чтобы ребята были готовы к знакомству с его творчеством, надо их обязательно к нам привести. Конечно же, мы возобновим практику популярных литературных и музыкальных салонов, художественные проекты. Уже сейчас вы видите работы двух замечательных авторов – Анатолия Егорова и Ирины Антоновой. Рассчитываем, конечно, и на туристов, благо, туроператоры уже интересуются графиком нашей работы. Будет ли возрождена литературная премия им. Горького, существовавшая в прежние годы по инициативе музея? В планах имеем, вернемся к обсуждению этой темы не раньше осени.

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПЕКАРНЯ

Ремонт в музее Горького, конечно, затянулся, и за четыре года горожане как будто отвыкли от него. Однако торопиться было никак нельзя, ведь здание XIX века постройки с 1960 года является объектом культурного наследия, оно включено в федеральный реестр памятников, а с 1995-го музей находится под государственной охраной. Реставрация подобных памятников требует особого подхода и тщательной неторопливости.

Над экспозицией работали научные сотрудники музея Горького и Национального музея Татарстана. Автором дизайнерского проекта выступил известный художник-концептуалист, создатель Центра современной культуры «Смена» Ильгизар Хасанов. Казалось бы, уже ничего принципиально нового в музейном повествовании о жизни Горького и его не менее великого товарища Федора Шаляпина, о роли Казани в их судьбе не изобрести. В конце концов, прошлое не перепишешь. Но очень важны стилистика и методы подачи, казалось бы, заученного наизусть материала. И в этом смысле музей Горького предстал сегодня совершенно молодым, свежим, словно после реинкарнации. Дом явно стал шире и даже как будто выше, светлее, появились новые акценты, оригинальные инсталляции. Не говоря уже и о техническом комфорте – здесь появилось современное музейное освещение, в фондах – система поддержания климатического контроля.

Радетели старины пусть не беспокоятся: все раритеты на местах. Мемориальная зона пекарни, в которой в 1886-1887 годы трудился помощником пекаря Алексей Пешков, сохранена. Но в помощь посетителю музея появились интерактивные зоны, они гармонично вписаны в экспозиционное пространство, оснащены мультимедийными средствами. Это тонкие, почти не заметные, экраны во всю стену, на которых оживают картины ушедшей эпохи. То вдруг видишь глаза Горького, которые как бы из глубины надвигаются на зрителя, а в это время на другой стене оживают кадры кинохроники: самолеты взмывают и растворяются в пелене веков, паровозы мчатся как фантомные призраки сквозь тебя. Ощущение, что находишься внутри гигантской шкатулки времени.

Конечно же, уникальность казанского музея в том, что он обладает большим собранием подлинных и мемориальных предметов Горького и Шаляпина. Теперь добавилось в экспозицию немало дополнительной информации. Это материалы, связанные с историей татарской литературы начала и первой трети ХХ века. Часть фотографий, редких книг, меморий, картин, офортов ранее никогда не выставлялись из запасников! Много всего. Глаза разбегаются при виде стольких сокровищ. В частности, обратила на себя внимание витрина с платьем народной артистки РСФСР и ТАССР Фатимы Ильской, в котором она играла роль Татьяны в спектакле «Враги» по пьесе Горького в театре им. Г.Камала в 1936 году. Рядом – расшитая тюбетейка народного артиста СССР Халила Абжалилова

В целом, обновленный музей Горького разрушает стереотипный подход к фондовой «кубышке», из которой годами, а порой и десятилетиями не выпускают на белый свет коллекционные предметы. Произошла смена парадигмы. Теперь доминирующая идея – в максимальном извлечении подлинников из музейных запасников, вывод их в публичное пространство. Музей как бы апеллирует к обществу: я общедоступен, я живой, я открыт, я служу людям.

ТАК ВЫПЬЕМ ЖЕ ЗА БРОДЯЧИХ ТУРИСТОВ!

Между тем, в 2018 году Россия будет широко отмечать 150-летие со дня рождения А.М.Горького, об этом даже есть распоряжение президента РФ. Открытие в Казани после долгих лет реставрации музея состоялось как нельзя вовремя. Тем более что и перспективы маячат хорошие. Так, директор Нижегородского музея Горького Людмила Моторина, прибывшая на церемонию открытия, призвала казанских коллег включиться в масштабный музейно-туристический проект «Горький на Волге» (а возможно, будет и другое название, типа «Трое великих на Волге», то есть Ленин, Горький, Шаляпин). Какие города войдут в этот маршрут? Без Нижнего Новгорода, Казани и Москвы точно не обойдутся.

И напоследок – о «Бродячей собаке», знаменитом литературном кафе в полуподвальном помещении музейного особняка. Атмосфера в нем как-то неуловимо, но изменилась. Будто вековой дух ушел отсюда. Остались памятные круглые столы с венскими стульями, но исчезли резной сервант и пианино. А главное, с потолка исчезла бронзовая люстра! Да еще появились ординарные навесные потолки, из тех, что устанавливают едва ли не в каждой харчевне. Но «Бродячая собака» - не забегаловка! Ее нельзя подстраивать под вкусы подрядчика.

– Не расстраивайтесь, – успокоила Марианна Гаврилова, – люстра вернется на прежнее место после реставрации. Вот увидите, обживемся, будет ничуть не хуже прежнего!

Справедливости ради отметим, что фуршет, устроенный в «Бродячей собаке» собрал много гостей, которые с удовольствием выпили по фужеру шампанского в честь начала новой жизни музея. Среди присутствующих были также замечены министр культуры Айрат Сибагатуллин, его заместитель Светлана Персова, депутат Госсовета Разиль Валеев, генеральный директор Нацмузея Гульчачак Назипова, писатели Ахат Мушинский, Борис Вайнер, театральный критик Нияз Игламов, поэтессы Наиля Ахунова, Альбина Абсалямова, Алена Каримова. А один деятель татарстанской культуры на радостях пошутил – «Давайте выпьем в «Бродячей собаке» за большое количество бродячих туристов».






Ольга Юхновская.

Комментарии

  1. Елена! 4 года назад
    Спасибо за замечательный репортаж из любимейшего музея! сколько нестареющих лиц, обновлённых залов и дорогих сердцу экспонатов! как буду в Казани- он ПЕРВЫЙ на очереди!
  2. Геннадий Муханов 4 года назад
    Необыкновенно сердечно и тонко подан материал о музее и всех кто причастен к его открытию! В 1987 году на месте при строя был бурьян в котловине. Тогда осилили стройку и построили экспозицию... История и время в музее не застыла И вот после не менее сложного времени открытие и тёплый приём зрителей и профессионалов нового прочтения великих земляков в залах... Оля, поклон за щедрое классическое отношение к культуре и музеям с любовью и почтением труда музееведов,художников,любителей казанской старины! БлагоДарю!!!