«Проекты реально ужасные!»

24 июня 2016
Общество

Весной этого года казанские власти вышли с инициативой об установке на берегу озера Кабан памятного знака Екатерине II. Однако к середине июня градус общественной дискуссии вокруг этой темы накалился настолько, что, по предложению мэра Казани, с установкой знака решили повременить, выслушав сначала мнение горожан.

«Казанский репортер» собрал все «за» и «против».

22 июня началось онлайн-голосование за лучший проект памятного знака Екатерине II, а также – о целесообразности его установки в Казани вообще и на берегу озера Кабан в частности.

Напомним, что прием заявок на конкурс эскизов памятного знака «Тергезу» («Возрождение») завершился несколько дней назад. Всего было подано 14 проектов от претендентов из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. По задумке властей, памятник должен стать символом признательности и уважения к императрице, сделавшей в период своего правления заметные послабления для мусульман страны, в частности, позволившей им возводить каменные мечети.

Когда закончится онлайн голосование, столько средств и из каких источников собираются выделить власти на установку знака, пока не ясно. В пресс-службе мэрии, куда «Казанский репортер» обратился за разъяснениями, сообщили, что «более подробную информацию, возможно, удастся предоставить в ближайшем будущем».

Что касается дискуссии, разгоревшейся вокруг инициативы мэрии об установке памятника Екатерине Великой, то она началась с подачи представителей Всемирного форума татарской молодежи. В начале мая они обратились к мэрии Казани с открытом письмом, в котором выразили «свое категорическое несогласие с установкой памятника Екатерине II на набережной озера Кабан».

Часть татарской общественности возмутило в идее буквально все – от личности, которую намереваются увековечить, до места, где собираются поставить памятный знак. А тут еще возникла путаница – кому-то показалось, что композицию собираются «прописать» в Старо-Татарской слободе, что только подлило масла в огонь.

Одним из первых представителей Всемирного форума татарской молодежи поддержал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Он заявил, что в Старо-Татарской слободе «нет надобности в памятнике Екатерине II».

– Мечеть Марджани сама как памятник Екатерине II, и этого достаточно. Гостям мечети, туристам рассказывают, что эта мечеть была построена с ее разрешения, – пояснил муфтий.

На самом деле памятник предлагалось установить на берегу озера Кабан в районе улицы Салимжанова, но, видимо, формулировка «на берегу Кабана» сбила общественность с толку.

Вслед за муфтием место, выбранное для установки памятника, не оценила и вице-мэр Казани Евгения Лодвигова.

«Учитывая, где она (Екатерина II) была, это все-таки либо Адмиралтейство либо Архиерейские дачи», – отметила чиновница.

Первый довод против, который в разговоре с «Казанским репортером» привел председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин, заключается в том, что, по мнению авторов резонансного письма, в Казани достаточно символов, которые относятся к Екатерине II.

– В Казани и так уже довольно много связанных с ее именем мест и памятников – карета на Баумана, макет ее галеры на Петербургской и сама мечеть Марджани. Рядом с этой мечетью каждый экскурсовод обязательно говорит, что она была построена после указа Екатерины. Я посмотрел проекты, которые были представлены. Знаком их довольно сложно назвать. Это настоящие памятники на пьедестале. Я все просмотрел и не увидел ни одного, который бы даже эстетически был бы красивый. Проекты реально ужасные! – заявил Яруллин.

Второй аргумент – историческая и культурная значимость самого места. По мнению Яруллина, озеро Кабан само по себе привлекает туристов и не стоит устанавливать памятник там.

Третий аргумент основывается на том, что в Казани до этого времени не было ни одного памятника самодержцам.

– В Татарстане вообще нет символов царизму, нет памятников царям. И, я думаю, что это заслуга Казани, – сказал председатель Всемирного форума татарской молодежи. – Дальше мы стали рассматривать и исторические аргументы, в частности то, что Екатерина – это не ангел во плоти.


Табрис Яруллин / search.tatar73.ru

Речь идет о политике Екатерины II в отношении некоторых народов, в частности, ногайцев (Указ Екатерины II об уничтожении кубанских ногайцев от 1769 года). «Это историческая память, а такое ощущение, что этих народов просто не существует», – отметил Яруллин.

Он также добавил, что обычно в Казани довольно сложно добиться каких-либо топонимических решений. «Мы как-то предлагали назвать проспект в честь Сююмбике, нам ответили, что ее именем назовут переулок», – привел пример председатель Всемирного форума татарской молодежи.

С доводами Табриса Яруллина категорически не согласен Михаил Щеглов. Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан видит в появлении памятника Екатерине II в Казани только плюсы и не понимает, почему татарская общественность против.

– Проекты я видел, среди них есть довольно интересные. Казань уже полтысячелетия находится в составе России. Без этой территории Россия неполная, как и без татар как народа. Безусловно, должна быть какая-то символика, которая связывала бы Татарстан и Россию. Можно ругать (политику самодержавия – ред.), но татары как народ сохранились, остались традиции, обычаи, культура и язык, – отметил Щеглов.


Михаил Щеглов / www.nakanune.ru

Он высказался и о положительном влиянии, которое оказала императрица на татар и мусульман того времени. «Такой способ выразить ей благодарность, думаю, вполне логичен», – уверен он.

Председатель Общества русской культуры РТ рассказал, что из всех представленных проектов памятника ему особенно понравилась корона.

– Она была бы уникальным символом для Казани, туда бы туристы приходили. Все люди, которые будут приезжать в Казань и видеть этот памятник, поймут, что тут живут друзья России. Этот народ дружественен России. И точка, – констатировал Щеглов.

Он уверен, что все рассуждения, которые сейчас ведутся вокруг памятного знака – контрпродуктивны.

– Выбор, конечно, за народом. Такую историческую обиду можно было бы понять на рубеже 80-90 годов (прошлого века – ред.), там было желание построить свое собственное государство. Сейчас все уже решилось – Россия включает в себя Татарстан как регион. По другому уже не будет, только насильственным путем извне. Это агрессия сейчас совершенно неуместна, Метшин сейчас совершенно зря пошел на попятную, – резюмировал председатель Общества русской культуры РТ.

«Казанский репортер» поинтересовался у ряда экспертов, как они оценивают дискуссию вокруг установки памятника.

Марья Леонтьева, социолог, координатор Центра прикладной урбанистики в Казани, эксперт федеральной сети Центров прикладной урбанистами считает, что самое примечательное в этой истории то, что постепенно процесс публичного обсуждения и дискуссии о городских изменениях становится частью обыденной практики.


Марья Леонтьева / inkazan.ru

– Если призадуматься, то еще два года назад этого не существовало, да и не собиралось быть. Возможно, настало время для более широкой городской дискуссии о том, что такое для горожан памятники, какое значение они придают им, какие культурные и исторические факты, факты из истории больше всего вдохновляют их и почему, – рассуждает Леонтьева. – Это плодотворный выход из сложившейся ситуации, выход, стимулирующий вовлечение городских сообществ и горожан в устройство города, а не проводящий решения сверху. Возможно, пришло время принципиально других памятников – функциональных, интерактивных, мобильных, временных. Это тоже предстоит понять и в этом есть потенциал.

Леонид Абрамов, казанский краевед, назвал установку памятного знака Екатерине Великой «отличной идеей».

– Отличная идея! При Екатерине II, помимо того, что мечети разрешили строить, был еще один важный указ – о свободе торговли татарским купцам на территории всей российской империи. В XVIII веке у татар исчезла элита – служивые татары и т.д., фактической элитой тогда стало татарское купечество. На их средства и строились мечети. Свобода вероисповедания – это раз, но строить тоже на что-то надо... Тут и формируются татарские капиталы. Все это –большая заслуга Екатерины. Это очень важные решения, которые сыграли в истории татарского народа очень большую роль, – рассказал краевед.


Леонид Абрамов / www.bolgar-portal.ru

Что касается аргументов об ущемлении императрицей малых народов, Абрамов напомнил, что «не нужно все яйца в одну корзину складывать».

– Тем более, это все-таки империя была. Нужно расчленять и поменьше старых обидок таить. Это было важнейшее решение, которое в истории татарского народа благодатным дождем пролилось, – рассуждает Абрамов. – Большинство каменных мечетей начали строиться как раз с 1760-х годов, а все знаменитые роды татарских купцов пошли из того времени.

Краевед отметил также, что решать вопрос об установке памятного знака нужно, в первую очередь, властям и представителям интеллигенции. «Настрой в целом известен. Когда судят молодые ребята, которые хотят выпендриться и показать свое «Я», это неправильно. Диалог начался, но пока он какого-то националистического плана», – полагает Абрамов.

Обращает на себя внимание и эстетическая сторона вопроса. Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры градостроительства КГАСУ, эксперт в области современного искусства Гузель Файзрахманова довольно резко оценила представленные проекты.

– Конкурсные работы, представленные на сайте, превзошли все мои даже самые смелые ожидания: такой концентрации дурновкусия, вторичных решений, клише не приходилось видеть уже давно. Надо сказать, я стараюсь по мере сил беречь свое эстетическое самочувствие, но в Казани это сделать последнее время довольно-таки трудно. Особенно, если это касается моей научной темы –искусства в городской среде. Примеры новой городской скульптуры удручают – они никак не соотносятся с теми тенденциями, которые наблюдаются в этой области не только в зарубежном, но и в российском искусстве. Бесконечное использование «классических», а на самом деле, ретроградных, устарелых методов в монументалистике уже даже не раздражает, не злит, а, скорее, смешит – удивляешься, где живут эти художники, в каком веке, в какой стране, как они смогли проигнорировать опыт целого века (имею в виду ХХ век)? Но на самом деле это далеко не смешно: когда вот такая корона Екатерины или ее мраморное изваяние, выполненное в псевдоакадемических традициях, будут установлены на берегу озера Кабан, или в любом другом месте – тут уже будет не до смеха.

Искусствовед уверена, что градоначальники и ответственные за художественный облик города чиновники не понимают, что время подобных «художественных» решений уже давным-давно прошло.

Стоит отметить, что Казань сейчас переживает настоящий бум памятников. И вокруг почти каждого монумента возникает бурное общественное обсуждение, а то и вовсе – скандал. Как, например, со скульптурной композицией Даши Намдакова возле Центра семьи «Казан». Его мифологических существ в расчлененном виде многие казанцы посчитали ужасающими. Однако после того, как конструкция была собрана, количество скептиков уменьшилось, часть противников примирилась с обитателями «вселенной кочевника». А вот его «Хранительница», предназначавшаяся, по мысли первого президента республики Минтимера Шаймиева, для Болгара, так и хранится где-то в разобранном виде. Прояснить судьбу скульптуры никто не может.

Не обошлось без казуса и открытие бюста выдающемуся советскому разведчику Рихарду Зорге. Подпись на постаменте нанесена с ошибками: слово «разведчик» по неясным причинам написано с большой буквы.

Еще одна скульптура, как оказалось, вскоре должна появиться в самом центре Казани, под кремлем – возле Дворца земледельцев. Накануне определились финалисты конкурса на проект памятника крестьянину-труженику агропромышленного комплекса. Хоть сколько-нибудь заметной общественной дискуссии вокруг этого проекта нет, а между тем изваяние обещает быть под стать самому дворцу – монументальным.

Социологам, видимо, еще предстоит понять, что лежит в основе этого «бума памятников», который характерен не только для Казани, но и в целом для страны. Со стороны же это выглядит реализацией девиза: «В любой непонятной ситуации ставь памятник».

Регина Хисамова, Антон Райхштат.

Комментарии

  1. Татар Тюрк 7 лет назад
    Под видом, выявления отношения казанцев к установке в Казани памятного знака Екатерине II, в интернете создан опрос под названием "Проект памятного знака".
    Опрос создан с помощью Google Форм и у него есть свои настройки. Я прошу вас обратить особое внимание на следующие настройки:
    1. Если создатель не поставит галочку в графе "Просматривать сводку ответов", то прослеживать результаты голосования сможет только сам создатель опроса. В данном опросе такая галочка не стоит, поэтому мы не видим результатов голосования.
    2. Если создатель не поставит галочку в графе "Запретить повторное заполнение", то любой человек может голосовать повторно. В данном опросе такая галочка не стоит, поэтому мы можем голосовать повторно.
    НО, так как только создатель может прослеживать результаты голосования, то только у него остается возможность, изменить результаты голосования в ту или иную сторону в любой момент, нажимая на кнопки НЕТ или ДА, бесконечное число раз.
  2. Татар Тюрк 7 лет назад
    Если к идее установки в Казани памятника Екатерине II татары и русские относятся по разному, то есть эта идея противопоставляет эти два народа, значит от этой идеи надо отказаться.
  3. Профессор Мустафин 7 лет назад
    С большим сожалением посмотрел на антихудожественные варианты. Желающие поставить памятник переходят на оскорбления, не умея ни аргументировать, ни четко выразить свою мысль (((
  4. Татар 7 лет назад
    Ключевое слово "Мечети разрешил строить!" должно быть главная добродетель императрицы? А давайте и Наполеону поставим за сплочение народа для отпора иноземным захватчикам,ведь не было бы его мы бы до сих пор были разрозненны и непатриотичны.
  5. Владимир 7 лет назад
    Насчет того, что в Казани, нет памятников самодержцам - ложь, есть памятники и молодому и не очень - вождю - ВИЛ! Что Екатерина сыграла большую роль в истории татарского народа, ислама и собственно Казани - несомненно! Также несомненно, что у памятника в ее честь всегда будут как противники, так и сторонники. Кого больше, пока для меня неясно. Можно сделать опрос-референдум при очередных выборах в Госдуму.
  6. Татар Тюрк 7 лет назад
    А почему в Казани есть памятник-часовня христианским воинам, павшим при штурме Казани, но нет памятника местным воинам, защитникам Казани?
    И почему, не с того, не с сего предлагается ставить памятник не имевшей отношение к Казани Екатерине II, но регулярно отказывается ставить памятник создателю Казанского ханства Улу Мухаммеду.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!