«Месса мира. Вооруженный человек». Фоторепортаж

17 июня 2016
Культура

Казанский кремль в пятый раз принял Международный фестиваль духовной музыки «Музыка веры». Под открытым небом развернулась грандиозное антивоенное произведение «Месса мира. Вооруженный человек», в исполнении которого задействованы полторы сотни человек.

Традиционно фестиваль «Музыка веры» проходит в 3 этапа. Старт фестивалю «Музыка веры» был дан в Болгаре 21 мая, в день принятия ислама Волжской Булгарией, где состоялся концерт исламской и татарской музыки. В День России 12 июня в Свияжске, в храме Богородицы «Всех скорбящих радость» прошел концерт православной музыки. Казанский кремль, где мечеть Кул Шариф стоит рядом в Благовещенским собором, традиционно принимает гала-концерт фестиваля.

«Месса мира. Вооруженный человек» Карла Дженкинса стала кульминацией фестиваля. Полуторачасовое произведение развернулось на Пушечном дворе Казанского кремля, завершив программу Пятого Международного фестиваля «Музыка веры».

Произведение начинается с топота солдатских сапог. Словно огромная армия шагает по Пушечному двору, раздается грохот барабанов. Звучность нарастает с каждым новым проведением темы. И вдруг тишина… Муэдзин призывает к молитве. Вслед за мусульманами молятся христиане.

Любопытна история этого монументального произведения.В 1999 году Королевская Оружейная палата Великобритании, владеющая одной из самых больших коллекций орудий и ножей в мире, заказала композитору ораториальное произведение «The Armed Man» (Вооруженный человек). По мнению представителей музея, под влиянием этого сочинения молодое поколение должно задуматься о вечной проблеме войны и мира. Текст был подобран, переведен и частично написан Гаем Уилсоном в период исполнения обязанностей главного оружейника. Отправной точкой для создания произведения стала песня L’Homme Arme (Вооруженный человек), написанная в середине XV века при дворе Карла Смелого, герцога Бургундии.

Основная идея произведения - «вооружен – значит опасен», как нельзя более выразительно иллюстрирует ход истории в 20 веке, на исходе которого создавалась месса. Карл Дженкинс создавая Мессу мира, призвал в соавторы основные мировые религии, поэтому в традиционные литургические части вкраплены прозаические и поэтические мотивы многих мировых культур, которые подчеркивают общечеловеческий масштаб мессы.

В сочинении также звучат библейский псалом, мусульманская молитва, григорианский хорал, тексты из Махабхараты, американская музыка и музыка восточных народов, барабаны, древние и современные мелодии; все в одном сплетении, в одной мольбе о мирном небе.

Карл Дженкинс посвятил свое творение жителям Косово, страдавшим от тягот войны в то время, когда он писал эту музыку.

Мессу мира Дженкинса называют произведением, которое подводит итог всей 2000-летней истории новой эры, заостряя проблему мировых войн, актуализируя острейшие проблемы современности: межнациональные конфликты и столкновения цивилизаций, экстремизм, разрушение традиционных культур и манипуляции человеческой личностью. Единым смысловым стержнем, объединяющим все части мессы становится тема протеста против войны, а также мольба высших сил о помощи – универсальная по своей сути идея для всех конфессий.


ФОТОРЕПОРТАЖ





Комментарии