Бригада Тома Сойера: казанская интеллигенция засучила рукава

15 июня 2016
Общество

Ценители казанской старины – участники «Том Сойер Феста» личным примером опровергают представление о том, что фестиваль – это веселье напоказ. Они превратили в настоящий праздник совместный добровольный труд на благо Казани.

Пошел второй день работы «Том Сойер Феста» в Казани. Жизнь возле дома №16 XIX века постройки на улице Ульянова-Ленина кипит. Бригада волонтеров, надев кепи и маски, вооружившись металлическими скребками, приступила к зачистке стен от старых слоев краски. Еще на подходе к дому видно, что вокруг него уже установлены строительный вагончик и профессиональные строительные леса. Народу вокруг – человек 20. Конечно, не так много, как было на открытии в субботу, 11 июня. Но и полтора десятка добровольцев – вполне достаточно, чтобы без помехи друг другу снимать слои застарелой краски с деревянного фасада. Вместе с общественниками на площадке, конечно же, хозяин дома – профессор Вадим Николаевич Печников и его зять, подполковник МВД в отставке, Алексей.

Среди добровольцев в первых рядах трудятся главный редактор журнала «Казань» Юрий Балашов, писатель и краевед Владимир Курашов, владельцы частного Музея чак-чака Дмитрий Полосин и Раушания Сулейманова, городской активист и директор ООО «Казанский арбат» Александр Рачук, судья Арбитражного суда (и поэт!) Алексей Кириллов, а также молодежь, с которой нам еще предстоит познакомиться поближе в течение лета, пока будет длиться фестиваль. Четверо фотографов, один телеоператор, композитор Сергей Рычков и автор этих строк даже ощущают некоторую неловкость от того, что являются сторонними наблюдателями.

– Вы не подумайте, – говорит Рычков, – я не отлыниваю, в четверг приду сюда поработать. Этот старинный район – улицы Ульянова, Комлева (сейчас – Муштари), Щапова, Некрасова, Айвазовского – самый ценный, я и сам здесь родился, живу на соседней улице. С каждым переулком, с каждым домом связано столько дорогих воспоминаний. В лицо всех жителей представляю. Тогда было принято выходить к воротам, соседей приветствовать, поговорить. Какие сады цвели! А еще ведь и живность держали, район был полон «деревенских» звуков – петухи пели на рассвете, куры кудахтали.

Задача первого этапа – ошкурить стены, очистить их от многочисленных наслоений старой краски. В последний раз, вспоминают хозяева, своими силами они освежили фасад дома в канун 1000-летия Казани. А сколько там всего слоев, уже не вспомнить даже владельцам. Говорят, что «родной» цвет усадьбы – зеленовато-оливковый. И действительно, примерно через час он начинает понемногу проявляться.

– Такого цвета был мой дом при родителях, – рассказывает Вадим Николаевич. – Парадные двери, конечно, маленько перекосило. Но те, что ведут ко мне, на второй этаж, еще действуют. Жалко, балкончик из-за ветхости пришлось заколотить, он стал небезопасным. Еще сравнительно недавно любил я на нем в бинокль наблюдать, как по Волге корабли ходят, и было их множество! Река кишела пароходами, не то что сейчас, ждешь, ждешь, когда кто-нибудь проплывет…

Между тем, волонтеры обсуждают, как же побороть эти бугристые наросты краски: может, строительным феном нагреть? Или попытаться теплой водой смывать? Говорят, это самый верный способ…

– Когда бы еще собрались заняться фасадом, – не без волнения комментирует Печников. – Такие ведь большие объемы, а у нас мужчин в семье – я, да зять, да правнук двухлетний! Ох, плохо краска сходит, ох, вдруг ничего не получится?

– Все получится, – отвечает прораб-волонтер (впрочем, он и по основному роду деятельности профессиональный строитель) Фуат Сафин. – Должны уложиться в две, максимум три недели. Сегодня-завтра пройдем первый этаж, потом – второй. Для покраски самой высокой части дома под крышей пригоним автокран. Общая площадь, которую почистим и покрасим, составляет 200 квадратных метров.

– Дорого ли нынче удовольствие сделать такой косметический ремонт фасада?

– Вы о деньгах, что ли? Ну, я специально не считал. На вскидку, если вы наймете бригаду только для подготовки стен, то умножайте 200 метров на 500 рублей (сюда войдет коэффициент за сложность, все-таки люди будут на высоте работать). И только потом прибавляйте стоимость краски, литр которой в среднем стоит 300 рублей. У нас на объекте будет краска качественная, специальная для деревянных внешних покрытий, нас снабдит ей фирма «Тиккурила».

Неожиданно самыми «непокорными» оказались парадные двери, крашенные несчетное количество раз, масляная краска на них застыла буграми и пузырями в виде инсталляции «Шторм, потоп и девятый вал». Обнаружилось, что двери крепятся старинными стальными петлями, скорее всего, им лет по 150, сколько и дому. Писатель Курашов радостно обращается к соседям: «Ого, смотрите-ка, здесь не только петли, здесь и ручки XIX века! Кажется, они из бронзы! Надо бы их открутить, очистить, как следует, да отполировать!»

– Обязательно, – откликается куратор проекта помощник президента РТ Олеся Балтусова, – завтра реставраторы придут наличники снимать, мы и ручки в мастерские отправим. Предложим кому-то из них заняться восстановлением дверных ручек отдельно. Кстати, к нам уже обращались представители флористических фирм, предлагают по окончании работ разбить перед парадным входом цветник. Посмотрим, как украсить эту территорию, ведь под ногами у нас старинная мостовая.

…Волонтеры работают сосредоточенно, им не особенно до разговоров, однако иногда всплывают оригинальные темы. Например, как относятся казанцы к установке скульптур Даши Намдакова у казанской Чаши на левом берегу Казанки. Сошлись на том, что заполучить в город творения этого известного мастера эзотерической пластики – большая удача.

Остается добавить, что к общественной инициативе «Том Сойер Фест» может присоединиться любой казанец. Просто приходите к 18 часам каждые вторник, среду и четверг, а в субботу и воскресенье – к 15 часам к дому №16 на улице Ульянова. Дополнительные рабочие руки и добрые люди здесь нужны постоянно. Да не забудьте сменную одежду: на этом фестивале общественного труда довольно пыльно.

Ольга Юхновская.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!