Не желая ждать милости от природы (читай – чиновников), городские активисты объявили о старте «Том Сойер Феста», идею которого подсмотрели у самарских хранителей наследия на апрельском съезде ВООПИК в Казани. Суть затеи: восстановление исторической среды Казани.
Организаторы декларируют: «Том Сойер Фест» – фестиваль для тех, кто хочет сделать город лучше. Мы хотим сохранить и актуализировать историческую среду, донести ее ценность до людей, показать, что деревянные дома могут быть привлекательными и их необходимо сохранять. Мы выберем несколько старых домов в центре города и покрасим их силами горожан. Это не реставрация (хотя с реставраторами мы советуемся), не политическая акция, не централизованное волонтерство. Мы хотим познакомиться с такими же неравнодушными людьми, как и мы, узнать, сколько тех, кто готов что-то делать для своего города».
На деле это выльется в покраску фасадов зданий средовой застройки. Они не входят в реестр памятников, но без них старая Казань «не читается», а в целом и не мыслится. За лето добровольцы покрасят фасады трех домов в старом центре Казани. Конкретным домом №16 по улице Ульянова-Ленина займутся уже во вторник, 14 июня. Следующие на очереди – дома №78 и 80 по улице Волкова.
САМОВАРЫ И ПИР ГОРОЙ НА УЛИЦЕ УЛЬЯНОВА
Случайный прохожий мог подумать, что вечером 11 июня на улице Ульянова-Ленина (ее старинное название – Первая Гора) гуляют свадьбу в «русском стиле» или празднуют чьи-то именины. Шум, иллюминация, веселый гам: выступали музыканты, пела фольклорная группа «Оберег», поэты декламировали стихи, писатели представляли свои книги. Не менее сотни нарядных горожан развлекались на импровизированном «пленэре», кто гулял в хозяйском саду, кто сидел на завалинке, а кто внимательно следил за действием на импровизированной сцене. Тянуло ароматным дымком – на площадке перед домом топились шишками два большущих самовара, а стол ломился от выпечки. Двор был украшен фотографиями и рисунками прекрасных домов, увы, уже утраченных Казанью.
Организаторы фестиваля – члены Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: помощник президента РТ Олеся Балтусова, известный архитектор Фарида Забирова, культуролог Наталья Топал и их многочисленные соратники и единомышленники. Из Самары прибыл автор идеи «Том Сойер Феста» Андрей Кочетков, который сказал «Казанскому репортеру» следующее:
– Казань – сердечно близкий мне город. Аспирантом я работал на раскопках Казанского кремля, это было незадолго до празднования тысячелетия города. Прожил здесь довольно долго, изучил Казань, проникся любовью к ее старине. Всегда с радостью возвращаюсь в ваш город. Здорово, что казанцы решили перенять наш опыт. В Самаре «Том Сойер Фест» этим летом будет проходить второй раз. В прошлом году нам помогала администрация, в 2016-м власть потеряла к нам интерес, но акция все равно продолжается, горожане нас поддерживают. Надеюсь, и в Казани это движение объединит неравнодушных к истории родного края людей.
Ему вторила Олеся Балтусова:
– Есть дома, которые охраняет закон, и мы можем регулировать их состояние и то, как в них ведутся реставрационные работы. Но городская среда остается без присмотра, она на наших глазах исчезает, уходя без возврата. Домов средовой застройки в старой Казани осталось очень мало, буквально все наперечет. О них мы и должны позаботиться.
КИСТОЧКА КАК ОРУЖИЕ ХРАНИТЕЛЕЙ НАСЛЕДИЯ
По замыслу, фестиваль призван стать общественным неформальным движением. На его открытии присутствовали многие известные люди города, преимущественно творческая интеллигенция. Хотя расчет делается на том, что в процесс активно вольются самые простые люди, те, кому родной город не безразличен. Есть надежда, что и они включатся в процесс. Сорок добровольцев, готовых взять в руки кисти и краски, уже заполнили анкеты. График работы предполагается такой: вторник, среда, четверг – с шести вечера, суббота и воскресенье – с трех часов дня. Координаторы «Том Сойер Феста» будут приглашать людей поочередно. Активистам предстоит не только красить стены, они позаботятся о починке наружной стороны домов, водостоков, элементов декора и так далее.
На открытии мы с радостью встретили старейшую хранительницу Старо-Татарской слободы Нуранию апу Биктемирову. Эта активная женщина, невзирая на солидный возраст, всей душой откликнулась на идею фестиваля. Думая, что красить начнут тем же днем, она пришла со своим… ведром для краски.
– Жаль, что сегодня не взяла в руки кисть, – поделилась с «Казанским репортером» Нурия Биктемирова. – Оказывается, сегодня только открытие празднуют. Все равно рада, что навестила улицу Ульянова, я ведь тут училась в юности. Правда, здания того уже нет, его снесли. Тут многих домов не стало, но душа радуется, что хотя бы сады еще сохраняются. У нас в Старо-Татарской слободе их не осталось. А росли ведь яблони, груши, вишни! Заборов между домами тогда не ставили, оградой служили именно сады. Мне нравится, что акцию «Томом Сойером» назвали. Весело, задорно. В детстве я уже побывала в роли Тома Сойера: на уроках английского учительница нас красить заборы учила. Такая у нее методика интересная была – на всю жизнь запомнили!
СТАРЫЙ ДОМ, УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Казанский скептик, какой-нибудь диванный критик, возможно, скажет: ребята, ну, что за профанация, что за детский сад? Всего лишь элементарная покраска дома, даже не капитальный ремонт и уж тем более – не реставрация. Но если смотреть глубже, в суть: знакомство со старым строением сулит человеку неожиданные открытия в познании истории родного города. Давайте же внимательнее присмотримся к первому адресу фестиваля «Том Сойер Фест».
Дом №16 по улице Ульянова-Ленина появился в XIX веке. С 1912 года, то есть более века, в нем обитают представители одной семьи. Под одной крышей существует сразу четыре поколения, самому младшему (правнуку) – два года, а старшему – 81. Общение с хозяином дома – выпускником юрфака КГУ (1960 года!), профессором, почетным работником Высшего профессионального образования РФ, преподавателем двух казанских вузах Вадимом Николаевичем Печниковым, пожалуй, стало для нас самым главным подарком и откровением. Столько раз мы проходили мимо этого дома, но даже представить не могли, какая у него интересная история, какие люди бывали тут!
– Этот дом построен в конце XIX века помещицей Муравьевой, впоследствии продавшей его помещице Колонтаевой, – рассказывает Вадим Печников. – Усадьбу (а в ее комплекс входили двухэтажный дом с мезонином и верандой, флигелем, каретником и комплексом погребов) в 1912 году приобрел мой дед Николай Павлович Печников. Дом находился между домовладениями Беловой (бывший №14) и Дурасовой (бывший №18), оба они снесены. Именно такие строения, как наш дом, воссоздают облик старой Казани. Он очень добротный, просторный, крепкий. Представляете, бревна до сих пор смолой пахнут!
Основателем нашего рода по материнской линии является Георгий Константинович Кобельков, дворянин, действительный статский советник, он был начальником гражданского отделения Казанского окружного суда в конце XIX века. Его дочь – Екатерина Георгиевна Кобелькова (1876-1963) – заслуженная артистка ТАССР, известная оперная певица, стала одной из основателей казанской школы сольного пения (среди ее учеников – Усман Альмеев и Зулейха Хисматуллина), принимала участие в создании Казанской консерватории под руководством Назиба Жиганов. Екатерина Георгиевна выступала вместе с великим басом Федором Шаляпиным, лирическим тенором Леонидом Собиновым и королем баритонов Маттиа Баттистини. В домашнем архиве хранится фотография Шаляпина с его трогательной подписью. А моя родная тетя, Печникова Вера Николаевна (1905-1987), была майором медицинской службы, прошла всю Великую Отечественную, оперировала в прифронтовых госпиталях. После войны стала организатором и первым заведующим кафедры педиатрии №2 Казанского ГИДУВа (ныне медицинской академии).
Мой дед Николай Павлович Печников женился на одной из дочерей Кобелькова – Зинаиде. Он был знаменитым врачом, специалист по кожновенерологии, участвовал, кстати, в Русско-Японской войне. Дед приобрел дом в 1912 году, есть у нас купчая на землю и строения. Я родился в этом доме, сюда привел молодую жену, мы прожили душа в душу почти 60 лет, к моему горю, супруги не стало год назад. В день свадьбы мы посадили в нашем саду ель, пойдемте, я вам покажу, каким могучим стало это дерево.
…Провести пятнадцать минут в крохотном саду бывшей дворянской усадьбы, да в самом сердце старой Казани – вот удача! Будто в машине времени переместились на 100 лет назад. Повсюду гремит, стучит и кричит мегаполис, а вокруг тебя – тишина, прохлада, алеют свечки наметившихся бутонов роз, благоухают пионы, венгерская сирень, жасмин. И, конечно, манят к себе качели. Цветник – это исключительно вотчина хозяина дома, его страсть и забота. Получив из рук Вадима Николаевича букет белых пионов, автор этих строк сочла себя привилегированной особой. Той самой, что побывала в Зазеркалье.
Как не вернуться сюда без кисточки и ведерка с краской? Этот дом стал дорог и моему сердцу навсегда.
Ольга Юхновская.
Комментарии
"Гекльберри Финн" С.Р.