Приоткрытый Татарстан

06 июня 2016
Аналитика

В рейтинге открытости региональных правительств России Татарстан занимает 34 место из всех 85 субъектов, Госсовет расположился на 26 месте в рейтинге сайтов российских парламентов. Исследование проведено проектным центром «Инфометр» в апреле-мае 2016 года. «Казанский репортер» выяснил, что мешает Татарстану возглавить рейтинг и что об открытости данных в республике думают эксперты.

По результатам аудита, проведенного «Инфометром» весной этого года, коэффициент информационной открытости сайта Правительства Татарстана составил 52,1%. Республика оказалась на 34 месте среди всех субъектов страны.

Проектный центр «Инфометр» – это система экспертного мониторинга интернет-сайтов. Основная цель работы системы – сделать официальные сайты информативными, удобными для пользователей и соответствующими российским правовым актам о доступе к информации. Проект создан и до 28 августа 2014 года поддерживался Фондом свободы информации.

Первое место по результатам исследования получил сайт правительства Ростовской области – 97,16%, второе – сайт Томской области – 96,7%, третье – сайт правительства Ульяновской области – 94,4%. Аутсайдерами в открытости данных на сайтах своих правительств оказались Дагестан – 17,2%, Чечня – 17,6% и Забайкалье – 25,2%.

Всего в ходе ежегодного аудита проанализировано 85 региональных сайтов правительств по 214 параметрам на основе нормативных и экспертных требований. В текущем году добавлены восемь новых параметров, пересмотрен состав категорий информации для более точной оценки.

Все 214 параметров разделены на 12 блоков – «общая информация» (полное наименование, ФИО руководителей, тексты правовых актов и т.д.), «контакты», «нормативные правовые и иные акты», «планирование и отчетность» (планы нормотворческой деятельности органа государственной власти и т.д.), «текущая деятельность» (видеозаписи, стенограммы заседаний, список аккредитованных СМИ, наличие форума, протоколы проверок и т.д.), «работа с обращениями, прием граждан», «кадровые вопросы, госслужба», «антикоррупционная деятельность», «функционирование сайта», «услуги», «закупки», «интерактивные сервисы».

В рейтинге открытости сайтов региональных парламентов Татарстан разместился на 26 месте. Первая тройка – Законодательное собрание Кировской области (96,2%), Самарская губернская дума (95,6%) и Курганская областная дума (91,7%). Замыкающие – Народное собрание Республики Ингушетия (24,3%), Государственное собрание Республики Мордовия (23,3%) и Дума Чукотского автономного округа (22,8%).

Сайты региональных парламентов анализировались по 170 параметрам, разделенным на 14 блоков – «общие сведения об органе», «информация о смежных органах» (избиркомы, общественные палаты и т.д.), «сведения о депутатах», «информация о деятельности органа», «взаимодействие со СМИ», «контрольно-счетный орган», «деятельность в Совете Федерации», «нормативные акты и их принятие», «функционал сайта», «информационные сервисы», «вакансии и госслужба», «работа с обращениями», «противодействие коррупции» и «открытые данные».

На сайте центра «Инфометр» опубликованы и рекомендации региональным сайтам парламентов. Эксперты предлагают Госсовету Татарстана 62 рекомендации. Например, центр отмечает, что на сайте парламента не указаны полномочия органа и руководителя, схематическое изображение структуры, общая сумма средств, выделенных на функционирование Госсовета, протоколы заседаний комитетов и т.д. В том числе эксперты предлагают Госсовету разместить результаты поименных голосований, проведенных на заседаниях законодательного органа в 2015-2016 годах, включающие ФИО депутата и результат его голосования.

Отметим, что в Татарстане в последние несколько лет сделаны шаги в сторону раскрытия информации и возможности быстро ее получить всем желающим. Так, на портале «Открытые данные» публикуется информация из десятков различных республиканских ведомств и органов. Однако отметим, что большинство их них на момент написания материала имеют только по одному-два размещенных документа. В основном это справочник персоналий и отчеты за 2014 или 2015 годы.

На том же сайте публикуются ежегодные и ежеквартальные отчеты ведомств. В разделе под названием «Народная экспертиза» граждане могут проголосовать и обсудить проекты нормативно-правовых актов. На данный момент в обсуждении два документа, 45 – в архиве. Один из самых популярных сервисов в Татарстане – «Народный контроль». В работе 19 684 сообщения от граждан о нарушениях по всей республике.

«Казанский репортер» поинтересовался у экспертов, что они думают о настоящем положении дел с открытостью данных на сайтах правительства и парламента республики и как они относятся к тому, чтобы на сайте Госсовета Татарстана публиковалась информация о поименном голосовании по тому или иному законопроекту.

Рушания Бильгильдеева, депутат Казгордумы, глава реготделения партии «Справедливая Россия»:

– Я с сайтом правительства не так часто работаю, меня в последнее время интересует сайт Минобразования. Он, как мне показалось, более доступный и информативный, чем остальные. Когда я работаю с сайтами других министерств, там очень сложно понять куда переходить. Одним или двумя нажатиями кнопок найти что-то не получается. Если рейтинг так показывает наше [Татарстана] совсем не передовое место, надо работать, чтобы сайты были действительно открыты и понятны для граждан. Информация должна на государственных сайтах ежедневно обновляться – власти же работают каждый день. Если они каждый день принимают какие-то решения, то граждане о них должны знать. Такая же просьба к Госсовету. Интересно узнать, чем заняты ежедневно комитеты парламента.

Конечно, хотелось бы иметь и информацию о поименном голосовании. В парламенте есть еще и одномандатники, потому люди должны знать, как их депутат голосует по тому или иному законопроекту. Почему нужно скрывать? Это нужно и важно.

Артем Прокофьев, депутат Госсовета Татарстана, второй секретарь татарстанского рескома КПРФ:

– Я не вижу острых проблем с точки зрения открытости информации и на том, и на другом портале. Кроме того, я не слышал и жалоб на их счет от избирателей. В то же время, от параметров, которые брались за основу, можно вывести тот или иной результат. Очевидно, что по каким-то критериям сайты Госсовета и правительства уступают порталам других регионам. Я думаю, что эта разница между порталами все-таки не такая значительная.

С точки зрения навигации сайт Госсовета Татарстана очень удобный. Я работал с сайтами других заксобраний, и они не такие удобные. Один вопрос – где информация лежит, другой – как до нее добраться. Это тоже важно. Это так называемое «юзабилити». Я взаимодействовал с сайтом Самарской губернской думы (второе место в рейтинге – ред.). Могу сказать, что он не понравился мне с точки зрения удобства использования.

Я совершенно не возражаю, если информация о пофамильном голосовании депутатов будет публиковаться на сайте. Это логично. Люди хотят знать, как голосуют депутаты. Думаю, что мы тоже к этому придем.

Искандер Ясавеев, старший научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), гражданский активист:

– Я не помню, что при использовании сайтов татарстанского правительства я попадал в совсем уж тупиковую ситуацию с поиском какой-то информации. Обычно я сайты правительства и Госсовета использовал для того, чтобы отправлять обращения. Когда я это делал, в основном приходили отписки и я понимал, что это некая имитация работы с гражданами. Чиновники, особенно в Татарстане, освоили это искусство отвечать, не отвечая.

Мне кажется, что республиканские власти, как и городские, скорее имитируют открытость. Это некая игра. Да, мы открыты, мы слышим сигналы и готовы взаимодействовать, но это игра до определенной черты. Например, история с переименованием улицы Эсперанто в Назарбаева. Это демонстрация открытости.

Публикация информации о пофамильном голосовании – очень важный принцип открытости и прозрачности работы парламента. Это норма, и так должно быть. Мы знаем, что коллективная ответственность еще не доводила ни до чего хорошего. Но это не в интересах партии власти. Думаю, что они не готовы нести личную ответственность за свои решения.

Сергей Сергеев, профессор, доктор политических наук, завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ (КХТИ):

– Если бы «Инфоцентр» принадлежал республике, там было бы чуть меньше критериев, но там Татарстан был бы на третьем-четвертом месте. Понимаете, о чем я говорю? Это достаточно относительно, как и почти все рейтинги – потому что они зависят от выбранных критериев. Я пользуюсь сайтами правительства и парламента, но чтобы 34-е место... Может быть 30-е, может 20-е, может 50-е. Есть возможность над чем-то работать.




Регина Хисамова.

Комментарии