Древнейший возбудитель пандемии чумы найден в Татарстане

23:04, 02 октября 2019
Новости

Древнейший штамм чумной палочки, ставшей виновницей средневековой пандемии в Европе, обнаружили в Поволжье. Геном бактерии получен из останков, найденных в татарстанском Лаишево. Об удивительном открытии пишут Nature Communications. Авторы исследования полагают, что именно этот штамм дал начало линиям, распространившимся в Европе и вызывавшим эпидемии в разных частях континента. Говорить о точном происхождении возбудителя чумы пока рано, ученые намерены продолжить свою работу и разгадать секрет страшнейшего заболевания.

Места, где нашли геномы возбудителей средневековой пандемии чумы. Кружками отмечены геномы, проанализированные в настоящей статье, треугольниками — уже опубликованные.  М.Spyrou et al. / Nature Communications, 2019

Историки полагают, что вторая пандемия чумы в Европе началась именно на Нижней Волге и в Причерноморье в 1346 году. Первая пандемия, длившаяся с 1346 по 1353 год, унесла от 30 до 50 процентов населения всего континента. А дальше эпидемии возникали в разных точках Европы каждые 10-15 лет, продолжаясь до конца 18 века. Одним из переносчиков инфекции считались крысиные блохи, а животные всегда считались естественным резервуаров чумной палочки Yersinia pestis. Казалось бы, мы знаем достаточно об инфекции, однако до настоящего времени спорят две гипотезы, объясняющие, почему чума не оставляла Европу на протяжении четырех веков. Одни полагают, что болезнь постоянно завозили из Азии. Другие уверены, чума жила в естественных резервуарах и, соприкасаясь с человеком, постоянно вызывала вспышки. Для каждой из версий есть генетические доказательства, отмечают ученые, поэтому сегодня исследователи изучают две филогенетические линии средневековой чумной палочки.

К сегодняшнему дню исследователи смогли реконструировать 34 генома, в том числе, два из Лаишево, семь из Англии, еще девять из районов Германии, 15 – из Швейцарии, и один – из Франции. Было построено филогенетическое дерево, которое и показало, что один из лаишевских штаммов был предковым для других видов. Поэтому ученые предположили, что работают с древнейшей из известных линий, появившихся в Европе в начале второй пандемии чумы.

Раз древнейший штамм нашли на Волге, вполне вероятно, впервые возбудитель второй пандемии появился в Восточной Европе. Однако от определения источника бактерии специалистов отделяют новые исследования – вероятно, многочисленные.

Фото: knife.media