​«Троллят политиков, а теперь еще и врачей»

02 июня 2016
Общество

Сегодня, 1 июня, в Госсовете Татарстана состоялся круглый стол, посвященный проблемам медицинского права. Депутаты, чиновники и юристы в области медицинского права дискутировали на тему взаимоотношения медиков с представителями правоохранительных органов, журналистами и пациентами, а также о том, как защитить врачей от юридических ошибок и создать благоприятные условия для трудовой деятельности.

Круглый стол, посвященный актуальным проблемам медицинского права, биомедицинской этике и судебной медицине прошел сегодня в стенах Госсовета Татарстана. Мероприятие стало одним из первых в рамках одноименной Всероссийской научно-практичной конференции. Помимо татарстанских медиков, депутатов и чиновников, в круглом столе приняли участие и несколько московских гостей – представителей Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова.

Глава профильного комитета Госсовета РТ Светлана Захарова представила собравшихся и заявила, что после убийства врача в Набережных Челнах особенно остро встал вопрос защиты прав пациентов и врачей. Сразу после этого она предоставила слово Алексею Созинову, депутату Госсовета и ректору Казанского государственного медицинского университета.

Созинов зачитал собравшимся выдержки из закона о том, как осуществляется право на охрану здоровья. Резюмировал прочтение закона тем,что собравшимся в первую очередь необходимо говорить не о медицинском праве, а о здравоохранительном. Так как охрана здоровья предполагает меры не только медицинского характера.

– Ко мне на прием пришел человек, у него дочь страдает редким заболеванием и для лечения вынуждена была переехать в Египет. То есть здесь ей не смогли помочь. Разве она не имеет права на лечение? Имеет, – считает Созинов.

СТЕНА МЕЖДУ МЕДИКАМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЯМИ

Следующей выступила доцент кафедры медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, исполнительный директор Национального института медицинского права Юлия Павлова. Она начала с проблемы правовой защищенности медицинских работников, отметив, что сейчас нередки факты «негативного освещения медицинской деятельности в СМИ, что подрывает авторитет одной из самых благородных профессии в мире и провоцирует рост необоснованных претензий пациентов к медицинским организациям». Упомянула Павлова и о повсеместном росте числа возбужденных уголовных и гражданских дел в отношении медицинских работников.

После этого она перешла к актуальности подобных встреч медицинского сообщества.

– Это очень важно, так как все предлагают свои инициативы. У нас есть возможность формировать законодательные инициативы (Павлова – помощник депутата Госдумы – ред.). Если профессиональное сообщество не будет само себя защищать, то никто этого делать не будет, – уверена она.

Не обошла стороной Павлова и тему взаимодействия медицинских работников с правоохранительными и судебными органами. «Раньше мы с ними были отчужденны, сейчас смогли эту стену устранить. Мы говорим об одном и том же. Мы призываем всех объединяться и свои силы направить на то, чтобы хорошо работать», – резюмировала она.

Поддержал ее и Валерий Спиридонов, руководитель отделения судебно-медицинских исследований экспертно-криминалистического отдела СУ СКР по Татарстану.

– Совсем недавно был круглый стол в Следственном комитете. В Татарстане создан первый в России отдел судебной медицины. Стены отчуждения никакой нет – дело у нас общее, – заверил он.

УСЛУГА ИЛИ ПОМОЩЬ?

Прежде чем перейти к обсуждению следующей темы, депутат Госсовета Геннадий Глушков поинтересовался у собравшихся: «Что оказывают врачи – услугу или медицинскую помощь?».


– Этот вопрос решен Верховным судом, – ответила ему Юрия Павлова. – Сразу тут появились проблемы с законом о защите прав потребителей. Это влияет и на правоприменительную практику. Судьи не понимают специфику, никто не готовит медицинских юристов, судья поэтому всегда будет принимать пациента как потребителя услуги.

При такой базе, при понимании работы врачей как услуги, этические нормы можно не соблюдать и не рассматривать. Отсюда и такое отношение общества к сфере, – подхватил Глушков.

Павлова продолжила говорить о том, что сейчас главная задача – создать зону безопасности для врачей.

– Это наша задача. Врачи не должны бояться. Они не должны оказаться по разные стороны баррикад с пациентами, иначе смысла не будет, – подметила спикер. – Большая проблема в том, что в медучреждениях нет юристов. Нужно еще информировать самих врачей об их правах, о правах пациентов. Это минимизирует проблемы. Сейчас идея в том, чтобы вводить юристов в заведения и проводить беседы с врачами.

Глава профильного комитета Светлана Захарова согласилась с ней, но уточнила, что лучше начинать обучение медицинскому праву уже со студенческой скамьи.

– Врачи знают медицинскую сторону, но не юридическую. Они знают только, что должны оказать помощь всем и в любом случае, так как дали клятву Гиппократа, – добавила она.

ПЕРЕДАЧА «ТАБЛЕТКА», БАДЫ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Татьяна Воропаева, депутат Госсовета задала сразу три вопроса. Первый касался этики патологоанатомов, второй – телепередачи «Таблетка», третий – законодательного регулирования распространения БАДов через интернет.

Депутата возмущает то, что порой специалисты, занимающиеся патологоанатомической экспертизой, берут деньги с родственников «пациентов» анатомического театра. «Тут надо навести порядок», – считает Воропаева. В программе «Таблетка» на Первом телеканале ее не устраивает, судя по всему, вся концепция передачи. «Что там показывают? Неужели у нас закончилась медицина?», – негодует депутат. А по поводу биологически активных добавок она привела пример из собственного опыта: «Заказала одну упаковку, стоило 900 рублей. Я уже и забыла название, помню, что это какая-то «панацея». Как говорят, не нравится смотреть фильм с элементами порно – не смотри, но надо как-то и людей обезопасить».

Юлия Павлова еще затронула тему взаимодействия со СМИ, предложив опыт своего университета: «работать только с определенными СМИ и в очень определенных обстоятельствах».

Руслан Юсупов, депутат Госсовета Татарстана от ЛДПР, выступил с предложением: обязать экипажи скорой помощи иметь при себе звукозаписывающее устройство, как у сотрудников ГИБДД. «Я думаю, что работники скорой помощи должны тоже их иметь. На них, случается, нападают, в судах иногда возникают проблемы», – отметил он.

МЕДИЦИНА ПО СОВЕСТИ

– Я проработал хирургом 30 лет. Что я, не ошибался? Ошибался. В США 90 тысяч человек погибает в год от врачебных ошибок, в Германии – 40 тысяч. У нас нет такой статистики. Мы не обучены и не знаем, как себя вести. Это проблема, и нужны серьезные изменения. Нужно уметь защищаться. Я за свою жизнь делал много всякого, чего нет в учебниках. Сейчас мы все записываем, должны давать объяснения в сложных случаях, у нас много ограничений. Но запуганный врач – это плохой врач, – с таким эмоциональным монологом выступил один из участников круглого стола.


И в этом выступлении не обошлось без претензий к СМИ: «Медицина не может быть без смертей. Это наша драма, профессиональная особенность врачебной деятельности. Еще нет заключения, ничего не ясно, а про смерть пятилетней девочки уже все написали. Врачи есть разные – хорошие и не очень, корреспонденты тоже, наверное, есть хорошие и плохие. Медицина должна быть совестливой...».

Юлия Павлова поддержала хирурга со стажем и вновь добавила, что необходимо придумать механизмы защиты врачей.

– Какие? Раньше пациент мог плюнуть, обругать нас. А вот теперь еще и убивают, – бросила реплику Захарова. – Троллят политиков, а теперь еще и врачей.

– Мы думаем пойти по пути защиты чести и достоинства, – предложила Павлова.

Обсудили и другие варианты защиты. Припомнили, например, что в Белоруссии предусмотрена административная ответственность за грубое отношение к врачам, а в Германии оскорбившему врача грозит крупный штраф.

Уже в конце совещания за журналистов вступилась вице-спикер парламента и глава Союза журналистов Татарстана Римма Ратникова. Она отметила, что у журналистов есть свой интерес – написать материал, который бы заинтересовал читателей, и обязательно получить мнения сторон конфликта.

– Со СМИ надо научится работать. Журналисты пишут небылицы, когда не понимают, что происходит, и когда у них нет информации. Нет ничего нелепее, чем человек в белом халате, убегающий от журналиста. Остановись и расскажи, что там происходит, – подвела итог Ратникова.


Регина Хисамова.

Комментарии

  1. Пациент 7 лет назад
    А что делать, если сами врачи прописывают БАДы? И не краснеют, когда спрашиваешь, мол, разве сейчас официальная медицина прописывает БАДы? Куда жаловаться на таких врачей? Не подскажете?
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!