​Булат Мухамеджанов: «Без работы «Акцент» не останется»

24 марта 2016
Интервью

В Татарстане открывается новая правозащитная группа, получившая название «Акцент». В интервью «Казанскому репортеру» ее руководитель Булат Мухамеджанов рассказал, с какой целью была создана организация, на какие проблемы она сделает упор, и почему МВД, прокуратура и следственный комитет являются для нее союзниками.

– Вы открываете новую правозащитную группу «Акцент» . Расскажите, с какой целью вы это делаете, учитывая то, что в столице Татарстана уже есть Казанский правозащитный центр.

– Казанский правозащитный центр (КПЦ) был, есть и будет. Руководитель организации Игорь Шолохов продолжает вести дела о пытках в полиции. Что же касается «Акцента», сейчас появились новые актуальные темы, по которым нужно проводить системную работу. Я уже почти 10 лет занимаюсь правами человека, и у меня появилась возможность создать что-то свое. Молодые специалисты, новые лица.

Команда «Акцента» пока состоит из трех человек. Это юрист Регина Гаязова, у которой накопился опыт работы по медицинским делам. Недавно она помогла взыскать 700 тысяч рублей в пользу матери умершей по вине медсестры девочки. Эта сумма является одной из крупнейших в Татарстане по искам о компенсации морального вреда. Кроме того, Регина Гаязова пишет жалобы в Европейский суд по правам человека.

Адвокат Рушана Камалова также работает по резонансным делам – изнасилование девушек в Кукморе, гибель проститутки, которую изнасиловал и убил гражданин Казахстана (его приговорили к 9 годам колонии). Я же буду координировать деятельность «Акцента» и также вести дела как юрист.

– Перечисленные вами члены команды в принципе известны, и говорить, что они новые, как мне кажется, не приходится.

– Рушана Камалова в публичном пространстве засверкала только-только – в связи с делом об изнасиловании 14-летней девочки и 19-летней девушки в Кукморе. Регина Гаязова широкой общественности пока не известна, но ее квалификация сомнению не подлежит.

– Увеличение численности членов команды планируете?

– Не исключаю, что в будущем пул юристов, которые будут сотрудничать с «Акцентом», увеличится.

– Можно ли говорить о том, что вы делаете этот проект из-за личных амбиций?

– Не совсем. КПЦ имеет устоявшуюся структуру, этой организации я отдал 9 лет. Я член совета Казанского правозащитного центра. Но было принято решение, что целесообразнее создать совершенно новую конструкцию. В конце концов, чем больше будет правозащитных проектов, тем лучше. Просто «Акцент» будет заниматься социальным блоком. Мы со всеми готовы взаимодействовать.

Я дорожу партнерскими отношениями, которые сложились со старшими помощниками по связям с общественностью Прокуратуры Татарстана и Следственного комитета, а также с общественниками. Сейчас мы будем плотнее работать с организациями, которые занимаются защитой прав женщин и детей.


Старший помощник руководителя СУ СКР по РТ по взаимодействию со СМИ Андрей Шептицкий (слева) и Булат Мухамеджанов.

– Какая организационно-правовая форма будет у «Акцента»?

– Это неформальная структура. Ее можно сравнить с движением «Город без преград». Я могу сказать, что у них очень неплохо получается. Тот факт, что «Город без преград» не зарегистрирован, не мешает продвигать им свои идеи и предложения. С ними считаются.

– Почему вы приняли решение не регистрировать правозащитную группу?

– В данном случае это самая приемлемая для нас форма, по крайней мере, на начальном этапе. Отсутствие регистрации не помешает нашей работе.

– Юристы, сотрудничающие с «Акцентом», будут получать зарплату?

– Мы будем оказывать юридическую помощь пострадавшим на безвозмездной основе. По большому счету это проект на общественных началах.


Рушана Камалова.

– Давайте перейдем к конкретным проблемам, которыми планирует заниматься ваша правозащитная группа...

– В первую очередь, это безопасность детей. Эта проблема не ограничивается рамками только образовательных учреждений. Речь идет в том числе и о делах, связанных с насилием в отношении несовершеннолетних. Статистика говорит о том, что в прошлом году в Татарстане было совершено около двух тысяч преступлений в отношении детей, из них 700 связаны с сексуальным насилием – это самый высокий показатель за последнюю пятилетку. Эти цифры вызывают беспокойство, и потому мы решили заняться этим направлением, чтобы выяснить причины и условия, способствующие совершению преступлений.

Например, в прошлом году в республике 18 детей покончили жизнь самоубийством. Надо выяснять, что происходило с детьми, что привело их к тому, что они решили совершить суицид. Причиной, например, могло стать избиение сверстниками в школе. Тогда возникает вопрос: поступали ли какие-то сигналы от ребенка, где были школьные психологи, педагоги, которые должны были отреагировать?

Преступления в отношении несовершеннолетних всегда на контроле руководства Следственного комитета и прокуратуры, и мы будем помогать правоохранительным органам добиваться привлечения к ответственности всех виновных лиц. Мы будем работать в связке. На этапе предварительного следствия – со следователями, а в суде – с гособвинением в лице прокуратуры.

– На заседании Госсовета республики в середине марта его председатель Фарид Мухаметшин, кстати, отчитал уполномоченного по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачину за плохие показатели. Когда вы выбирали тематику для работы «Акцента», вы учитывали статистические данные по конкретным вопросам?

– Надо отметить, что Татарстан на уровне других регионов смотрится очень неплохо. Нельзя говорить о том, что те проблемы, которые у нас есть, – аховые. Конечно, есть снижение по некоторым показателям, но это как раз то, над чем необходимо работать. Гузель Удачиной был поставлен «неуд» в том числе по темам, по которым мы сейчас хотим работать. Мы планируем сотрудничать с аппаратом уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка. С МВД мы также готовы взаимодействовать.

– Насколько я понимаю, Казанский правозащитный центр не сотрудничал с МВД из-за того, что именно КПЦ представлял интересы потерпевших от пыток в полиции...

– Между МВД и правозащитниками нет конфликта. «Акцент» занимается социальными темами, и я думаю, что мы найдем точки для соприкосновения. Кстати, мы положительно оцениваем ту работу в республике, которую проводит глава МВД Артем Хохорин. Ведь конечная цель у нас общая – восстановить нарушенные права граждан.

– Вернемся к другим проблемам, над которыми будет работать «Акцент»...

– Следующая большая тема, которой мы планируем заниматься, – это права женщин, их юридическая защита. Специально этим в Татарстане никто еще не занимался. Это, во-первых, касается вопросов домашнего насилия, тем более, что такие случаи редко доходят до общественности. То же самое касается и изнасилований. Пристальное внимание мы обратим также на случаи заражения ВИЧ. В 99% случаев именно мужчина заражает женщину, а это статья Уголовного кодекса, как вы понимаете. В Татарстане уже была парочка подобных дел, и виновные получили реальные сроки.

Мы также намерены отслеживать, как соблюдаются права женщин в местах принудительного содержания. На территории Татарстана женских колоний нет – ближайшая из них находится в Чувашии, но, тем не менее, есть СИЗО, где находятся женщины. Соответственно, есть вопросы по условиям содержания, гигиене и так далее. Для этого мы планируем сотрудничать с общественной наблюдательной комиссией, члены которой имеют право на беспрепятственный доступ в любое закрытое учреждение региона.

Нас также интересуют дела о гибели пациенток и причинении вреда здоровью в медицинских учреждениях. Тема врачебных ошибок в последние годы актуальна в республике, особенно это касается гибели при родах и детской смертности.

Следующая тема, которой мы также планируем заниматься, – это поборы. Речь идет, в первую очередь, о медицинских и образовательных учреждениях. Кстати, в 2013 году силами КПЦ проводилась «горячая линия» на тему поборов в медицине. Тогда 90% звонков касались, как ни странно, платных бахил. После «горячей линии» была проведена проверка по линии Минздрава и Управления по антикоррупционной политике аппарата президента Татарстана. В результате этот вопрос был решен – сейчас в любом медицинском учреждении посетителю бахилы выдают бесплатно.

– Не боитесь, что вас обвинят в сексизме, говоря о вашем желании бороться с нарушением прав женщин?

– Считаю, что специализация «Акцента» – вещь полезная.

– На какие проблемы в первые месяцы работы вы будете делать акцент?

– Все озвученные выше темы в поле нашего внимания. Сейчас идет сбор информации, налаживание контактов с заинтересованными сторонами из числа правоохранителей, чиновников и общественников. По нескольким делам мы уже представляем интересы потерпевшей стороны. Готовы подключиться, например, к расследованию уголовного дела по факту доведения до самоубийства школьника в Высокогорском районе.

– Редкая статья...

– Да. Сейчас по делу проверяют полицейских, сотрудников школы. В целом, скажу, что без работы «Акцент» не останется.


Связаться с правозащитниками можно через социальные сети «ВКонтакте», Facebook, по электронной почте accent.pravo@gmail.com или по телефону +79178703157.

Комментарии

  1. Ольга 8 лет назад
    Поздравляю Казань с новым правозащитным центром. Рушана Камалова - профессиональный адвокат. Благодаря ей с моего близкого человека сняты обвинения по ст.282ч.1, он полностью оправдан. И это в такое-то лихое времечко.
  2. Наиль Набулин 8 лет назад
    Это с Батырши-Шакирова сняли обвинения что ли? Ничего, еще не все потеряно...
  3. Богданова Тамара Ивановна 7 лет назад
    Мы родители погибшего Максима Богданова в 2014 году в Казани безмерно благодарны Вашему центру за Вашу работу за понимание за поддержку Желаем Вам всем здоровья успехов в вашем благородном труде,счастья Вам и вашим семьям.Особую благодарность выражаем Адрею Сучкову за его чуткое понимание.Хочется пожелать чтобы было побольше таких людей на свете и в том числе в вашей организации.С уважением Богдановы.
  4. Дилара 6 лет назад
    Комментарии все старые,за 2016 год. они что закрылись? Очень нужна помощь!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!