Надейся на Boeing, готовься к Казанскому авиационному заводу

23 марта 2016
Общество

Вчера представители Boeing на встрече с казанскими студентами познакомили их со 100-летней историей авиагиганта, которая изобилует примерами беззаветной любви авиастроителей к своему делу и преодоления трудностей. Как выяснилось в ходе встречи, студентам, которые хотят работать в Boeing, придется для этого тоже проявить немало самоотверженности: перспективы трудоустройства выпускников вуза в российском подразделении Boeing невелики. Будущих авиастроителей по-прежнему в первую очередь ждут КАЗ и КВЗ.

Лекция представителей Boeing прошла в рамках проекта «Авиация от А до Я», который запустила молодежная организация «Достижения молодых» совместно с авиагигантом. Проект приурочен к столетию Boeing. Компанию создал Уильям Боинг в 1916 году. В Казани лекция прошла в КНИТУ-КАИ, ее провел один из руководителей российского филиала, директор по ресурсам и инженерно-техническому развитию Михаил Савченко. Послушать его собрались студенты института авиации, наземного транспорта и энергетики КАИ и учащиеся казанских школ.

ПРОШЛОЕ

Сейчас размах крыльев Boeing-747, одного из самых популярных широкофюзеляжных самолетов, больше, чем длина первого полета братьев Райт, пионеров воздухоплавания. Но именно их достижением в начале XX века вдохновился Уильям Боинг. В то время он учился в Йельском университете, а позже занимался лесозаготовками, что было довольно прибыльным делом. Но мечта о полетах манила его, и все заработанное он вкладывал в увлечение воздухоплаванием. При этом уже тогда он столкнулся с предубеждениями о самолетах как небезопасном и ненадежном транспорте. В 1916-м он построил свой первый самолет и сам же совершил на нем первый полет.


Первый самолет фирмы Boeing.

В дальнейшем Боинг планировал сотрудничать с военными и поставлять им самолеты, на которых бы тренировались летчики. Однако вместе с окончанием Первой мировой войны необходимость в большом количестве пилотов отпала, а вместе с ней пропали военные контракты компании. О перевозке пассажиров или грузов речи тогда еще не шло, но Боинг неожиданно открыл для себя очень прибыльное направление: производство самолетов для доставки почты.

Впрочем, вскоре появились и пассажирские самолеты, перевозившие до 12 человек. А вместе с ними появились и первые стюардессы.


Первая команда стюардесс на фоне первого пассажирского «Боинга».

Примерно в это же время Боинг собрал под своим крылом всех американских производителей самолетов, тем самым «монополизировав небо». Но всего через три года монополию разогнало американское правительство. Это несказанно расстроило Уильяма Боинга, и он ушел из компании, продав свои акции. В дальнейшем он занялся разведением лошадей.

Во время Второй мировой войны Boeing занимался выпуском военных самолетов, в том числе известных «летающих крепостей» B-24. В 1944 году в дни пиковой нагрузки заводы Boeing производили по 16 самолетов в день. Тем страшнее стало для компании окончание войны. Тогда Boeing пришлось сократить свыше 7 тысяч работников и закрыть множество цехов.

Чтобы реабилитироваться, Boeing предложил армии проект самолета для перевозки солдат, вложив в него все имеющиеся средства и набрав долгов. Военные, впрочем, проект не приняли, что, по сути, означало крах компании. Однако конструкторы компании догадались переделать этот самолет под пассажирский и положили тем самым начало семейству «семисотых» боингов. На более поздних моделях этой линейки сейчас выполняются тысчи рейсов ежедневно.

Сейчас Boeing производит в среднем 550 самолетов в месяц. Компании, жалеющие приобрести самолет у производителя, выстраиваются в очередь длинной в годы. Помимо самолетостроения, Boeing занимается производством вертолетов, ракет, а в последнее время еще и космических аппаратов. На компанию работают почти 170 тысяч сотрудников в 70 странах мира. С 1993 года в Москве действуют научно-технический центр (НТЦ), а также конструкторский центр компании Boeing, ведущие научные и инженерные разработки для нужд компании.

НАСТОЯЩЕЕ

Неудивительно, что многие студенты специальностей, связанных с авиацией, заинтересовались компанией как потенциальным работодателем. Тем более, что московские подразделения Boeing приезжает к ним сами, чтобы похвастаться успехами. Значит, заманивают?

– Здесь большинство студенты, у нас у всех назрел вопрос: предлагаете ли вы трудоустройство в Boeing? – воспользовавшись небольшой паузой, спросил один из слушателей.

Однако быстро выясняется, что «Боинг» сюда не за рекрутами приехал. Какой-либо программы молодых специалистов в московских подразделениях нет и в помине.

– Бывает, что приезжают к нам люди, в том числе из Казани, – говорит в ответ Михаил Савченко. – Некоторые из них остаются.

Для иностранных студентов, которых в КАИ более четырехсот, компания, похоже, и вовсе недоступна. Как сообщил Савченко, в московских подразделениях фирмы работает лишь один иностранец, гражданин Кипра. В московских структурах его уже считают «своим»: по словам Савченко, он понимает русский юмор, и у него русская жена.

Ветролетостроителям в московском Boeing и вовсе делать нечего. Все веротолеты компании – военного назначения, и связанные с ними работы ведутся за пределами России.

Как рассказал Савченко, сама компания Boeing в России в принципе не занимается наймом сотрудников. За нее это делают компании-партнеры «Люксофт» и «Прогресстех». Савченко посоветовал студентам попытать счастья через них.

Впрочем КАИ в принципе не являются активным поставщиком кадров для зарубежных компаний. Как рассказала корреспонденту «Казанского репортера» заместитель директора института авиации, наземного транспорта и энергетики КНИТУ-КАИ Анна Козлова, основными предприятиями для трудоустройства являются Казанский авиационный завод, Казанский вертолетный завод и КМПО. Часть студентов разъезжается работать на предприятия по всей России, но, по словам Козловой, это довольно-таки небольшая часть.

Это подтвердили и сами студенты, добавив, что некоторые из них в вопросе будущей работы ограничены договорами о целевом обучении. По такому договору предприятие платит за учебу студента, а он после защиты диплома обязуется отработать несколько лет на этом предприятии. Таких студентов на всем потоке чуть более 15 процентов.

Студенты-вертолетостроители рассказали корреспонденту «Казанского репортера», что ничуть не расстроены отсутствием перспектив в Boeing. По их словам, сейчас на КВЗ также есть интересные проекты вроде запуска в производство Ми-38.

Фото: Олег Косов, aviado.ru

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!