Харокат – значит, «движение»

28 февраля 2016
Культура

Вчера в клубе «Маяковский. Желтая кофта» прошел десятый фестиваль рок-музыки «ХаРОКат», посвященый памяти одного из основателей движения КВН в Татарстане Марка Званца. Корреспонденты «Казанского репортера» побывали на фестивале и пообщались с музыкантами, знавшими Званца лично.

Прежде чем рассказать о том, чем запомнился вечер 21 февраля в «Желтой кофте», нужно разобраться, что вообще скрывается за словом «ХаРОКат» и как с фестивалем связан Марк Званец.

Группа «Багира» на десятом фестивале «Харокат».

Марк Званец – основатель и участник первого состава известной команды КВН «Четыре татарина», музыкант и телеведущий, а также создатель «Хароката». Идея фестиваля пришла к нему в 2002 году – тогда как раз была возможность и, что важно, потребность провести региональный рок-фестиваль. Такой, который охватывал бы весь Татарстан и давал бы возможность еще не известным рок-группам развиваться. Название и слоган также придумал Марк: «Харокат» является переиначенным татарским «хәрәкәт» что значит «движение». Ну, и девиз соответствующий: «Харокат! Движение продолжается!». С группой сторонников (один из них, Олег Бурилов из группы «Плуты», и сейчас является главным организатором фестиваля) Марк и сделал первый «Харокат» в 2002-м. А уже 30 августа 2004 года на площадке перед «Баскет-холлом» под брендом «ХаРОКат» прошел крупный опен-эйр – с участием «Чайф» и «Уматурман».

Группа «Крылья Дождя» на десятом фестивале «Харокат».

Ночью 12 февраля 2006 года Марк Званец погиб в автокатастрофе на трассе Казань-Оренбург. Но «Харокат» продолжил свое существование и теперь носит его имя, а все кассовые сборы поступают семье Марка.

Десятый фестиваль «ХаРОКат» не изменяет своей концепции – площадка для рок-групп, пока еще не прославившихся, но уже делающих качественную музыку. В остальном, ограничений нет никаких – ни возрастных, ни жанровых. Lazy Days – коллектив из двух человек, играющие «классический» рок-н-ролл в стиле AC/DC, «Крылья Дождя» выступают с легкими для восприятия рок-композициями на русском языке, а «Багира» и «Mad Jack», наоборот, играют тяжелый металл. Немаловажно то, что молодые коллективы приходят сюда со своими песнями – таким образом, фестиваль не скатывается исключительно в конкурс кавер-версий. «Каверщиков», кстати, больше среди уже состоявшихся коллективов.

Группа «Две башни» на десятом фестивале «Харокат».

Гвоздь программы фестиваля – хедлайнеры, уже популярные группы, которые выступают на «Харокат» наряду с малоизвестными коллективами. В этом году фестиваль посетили «Волга-Волга», Familia, «Дом кукол», а ближе к полуночи на сцене появляются «Мураками». Многие из них были лично знакомы с Марком Званцем, кто-то из них обязан своей популярностью «Харокату». А вместе с «Волгой-Волгой» на сцену выходит Макс Званец, сын Марка. Вместе с казанским коллективом он исполняет песни, написанные когда-то его отцом.

Макс Званец на сцене «Желтой кофты».

– Марк был добрый и чуткий, – рассказывает Макс Званец. – Он всегда отзывался на любые просьбы о помощи и никогда от меня не отворачивался. Он был таким образцовым отцом. Когда он был еще с нами, я всегда понимал, что он – моя защита и опора. В такие моменты, как сегодня, очень приятно видеть, что люди помнят Марка.

– Но ведь сюда приходят как те, кто помнит Марка, так и те, кто просто пришли музыку послушать?

– Почему нет? «Харокат» именно для этого и создавался, – отвечает Макс .– Чтобы люди приходили, слушали качественную музыку, а молодые группы не оставались в тени.

– Мы как-то играли на «Харокате» за день до каких-то выборов, – вспоминает участник группы «Витамин роста» Дмитрий Зеленый. – То ли в Госдуму, то президентских. И со сцены очень прямо заявили о том, что не стоит голосовать за очевидного победителя, а лучше голосовать против всех. После выступления Марк подошел ко мне и, смеясь, сказал: «Я завтра таких ********[люлей] из-за вас отхвачу, но вы все правильно сказали».

Дмитрий Зеленый на десятом фестивале «Харокат».

– Мы не пропускали «Харокат» с самого начала, – рассказывает фронтмен группы Familia Петр Алексеев. – Впервые мы тут оказались как раз по приглашению Марка Званца, еще под названием «AntiLight». Мы и на опен-эйре в 2006 были. Представляете, мы, никому еще не известная группа из Нижнекамска, попали на такой фестиваль. Такое только Марк мог сделать. Он умел».

– Марк был классный, – продолжает Петр. – У меня с ним связана одна очень интересная история. Мы как-то очень сильно наупотреблялись и я тогда немножко умирал. И он сидел рядом со мной и пел песни группы «Лемоны», и мне становилось лучше. А когда он прекращал петь, я начинал снова умирать. И вот так он сидел и пел мне всю ночь.

Рассказал Петр и о смерти Марка: «Мне тогда позвонил Дима Зеленый, и знаете… Умом-то понимаешь, что такими вещами не шутят, но все равно надеешься: ну, может быть, он пошутил так, ну не может такого быть».

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!