Экспедиция «Полярный круг»: поиски «Летучего онежца»

Экспедиция «Полярный круг» Русского географического общества продолжается. Казанские аквалангисты из подводного научно-исследовательского отряда РГО им. дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А.Леонова намерены совершить самое глубокое погружение человека под лед и испытать отечественное оборудование, в том числе татарстанского производства. В экспедиции принимает участие главный редактор «Казанского репортера» Антон Райхштат, который рассказывает о ходе реализации проекта.

– Сегодня попробуем найти затонувший корабль, – сообщил накануне дайверам руководитель водолазной группы экспедиции Александр Губин. – Тренировки мы переносим в другое место, существующих глубин в прибрежном районе уже недостаточно. Отъедем от Арктического спасательного центра «Вытегра», где мы сейчас базируемся километров на 15. Предположительно в этом районе находится затонувший в 80-е годы сухогруз. Точных координат нет, поэтому многое будет зависеть от удачи. Главное – тренировки. Корабль, если мы его найдем, будет просто приятным бонусом

Для переезда на новое место потребовался вездеход ТРЭКОЛ на огромных колесах, размером почти в человеческий рост. Сейчас на Онежском озере встречаются трещины, ширина некоторых достигает полутора метров, поэтому безопаснее всего отправиться на лед именно на таком транспорте. Эту машину разработали специально для арктического бездорожья. Человек рядом с ней кажется карликом, при этом внутри вездеход немногим отличается от обычной машины, разве что компоновка сидений своеобразная. Погрузив снаряжение в сани, прицепленные к машине, мы отправились на лед Онежского озера.

На месте нас уже ждал экипаж МЧС, прибывший, как и мы, из Арктического спасательного центра «Вытегра». Судно на воздушной подушке несет на себе еще одно примечательное устройство – телеуправляемый необитаемый подводный аппарат FALCON SEAEYE 12203, проще говоря, подводный беспилотник. Его отправили на поиски затонувшего судна то ли в помощь дайверам, то ли для создания здоровой конкуренции. FALCON может исследовать глубины до 300 метров. Все происходящее под водой передается оператору на монитор центра управления аппаратом, который разместился в салоне судна.

Впрочем, в этих условиях механический водолаз работал неохотно, поэтому от его использования решили отказаться. Нужно отметить, что точных координат сухогруза нет. Несколько довольно приблизительно обозначенных точек, где судно могло находиться, были обследованы, но явных признаков залегания корабля не обнаружено.

Первым инструментом поиска стал эхолот. Глубина, как выяснилось, в этой части озера везде одинаковая – около 25 метров. Логично было бы предположить, что такой массивный объект как сухогруз отразится на экране. Однако глубиномер раз за разом упрямо показывал одну и ту же глубину.

Погода, напротив, постоянством не отличалась. Удивительно, с какой стремительностью она меняется на озере. Еще минуту назад светило солнце, как уже свинцовая снежная буря, отбрасывая тень, надвигается, в буквальном смысле, на глазах. Такая переменчивость, кажется, характерна для всех крупных озер. Снежный фронт, хоть и не способствовал поискам, работу не остановил, тем более, что пурга задела группу по касательной.

Поиски с компасом (стрелка теоретически должна была среагировать на большое количество металла) тоже не увенчались успехом. Изучили даже спутниковые карты, в надежде найти поблизости с обозначенными координатами затонувшее судно – все тщетно.

Не найдя косвенных признаков корабля, аквалангисты все же решили сделать майну и и изучить местность воочию. Но надежд, что судно объявится, оставалось все меньше. Впрочем, это и не было основной целью погружения. Проведя в воде около часа, Максим Астахов и Александр Губин вышли на поверхность, где их ожидали страхующие Игорь Артемьев и Руслан Гирфанов.

– Сегодня в рамках тренировок постепенно стали увеличивать глубину. Продолжаем испытывать российское оборудование, в частности, регуляторы. Сегодня глубина небольшая – до 30 метров, в рамках которой мы пытались найти затонувший сухогруз. Попытка, правда, оказалась неудачной, но тренировка была успешной. Сделали фотофиксацию подводных ландшафтов, я поснимал саму тренировку Максима Астахова. Тренировка проходила примерно в 15 км от Арктического спасательного центра «Вытегра», который нам очень помогает. Экипировка проходит на базе «Вытегры». Они нас обеспечивают техникой, теплой палаткой, горячей водой, наполняют баллоны с дыхательными газами… В общем, всем необходимым для тренировок. Все это происходит при поддержке Российского союза спасателей, – сообщил Александр Губин «Казанскому репортеру» после выхода на поверхность.

Завтра тренировки продолжатся, но уже на другом участке Онежского озера. Перед отправлением на Белое море аквалангистам необходимо «разныряться». Исследователи планируют отправиться за 40 километров от центра «Вытегра». Преодолеть это расстояние поможет судно на воздушной подушке.

Антон Райхштат.

Фото: подводные Александр Губин, надводные Антон Райхштат.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!