Бизнес-форум «Реального времени»: «Где инвестиционные кредиты? Где низкие ставки?»

19 февраля 2016
Аналитика

На II ежегодном бизнес-форуме «Долги малого бизнеса» татарстанские предприниматели побеседовали о том, как государство должно их поддерживать, как не скатиться в долговую яму и стоит ли бояться процедуры банкротства. Пожалуй, в этом году реакция представителей малого и среднего бизнеса на многие предложения в условиях кризиса оказалась чрезвычайно резкой. Критика системы господдержки на форуме пересекалась с неожиданными признаниями предпринимателей-банкротов. Подробности — в репортаже «Реального времени».

«ГДЕ НОРМАЛЬНЫЕ СТАВКИ?»

Высокие ставки и колоссальное обеспечение для получения кредита — представители малого бизнеса сетуют на безжалостность банков-кредиторов. Как рассказал спикер форума интернет-газеты «Реальное время» Андрей Татьянчиков, д иректор Камско-Устьинского завода строительного гипса, в 2015-м для получения кредита под строительство завода ему пришлось попросить о помощи премьер-министра РТ Ильдара Халикова. «Мы планировали получить кредит в прошлом году в течение месяца — мы его получали четыре месяца. Мы дали такое обеспечение, которое не то что малому бизнесу — среднему бизнесу не по силам», — посетовал он.

Еще одна головная боль предпринимателей – срок, на который выдаются инвестиционные кредиты. По словам Татьянчикова, в большинстве случаев он не превышает полугода. К тому же выдать их могут только такие крупные банки, как Сбербанк или «АК БАРС» банк, тогда как более мелкие участники ограничиваются тем, что предлагают ипотеку под залог бизнеса. «Бизнес превращают в некий актив, материализованный в виде зданий, помещений, земельных участков. Под это дают, это ипотека. Вы понимаете, дайте нормальный продукт. Я понимаю, что это вопрос риторический, но где же инвестиционные кредиты? Где низкие ставки?» — вопрошал Татьянчиков.

«Над Банком России можно повесить плакаты «Инвестиционный кредит – на скамью подсудимых», — напугал собравшихся Ян Арт.

За банки вступился модератор форума вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт, который объяснил, почему банку выгодней дать малому бизнесу ипотеку вместо кредита для бизнес-проектов: «Одна из главных проблем сегодня – это резкая переоценка качества бизнес-заемщиков Банком России. Стабильная ситуация. В банк приходят из ЦБ и говорят: «Мы переоценили качество ваших заемщиков». Банку начисляют резервы, у него пробит норматив достаточности, соответственно, банк теряет лицензию».

Говоря об инвестиционных кредитах, Ян Арт и вовсе произнес устрашающую фразу: «Над Банком России можно повесить плакаты «Инвестиционный кредит – на скамью подсудимых». Он напомнил, что половина инвестиционных кредитов выдавалась ВЭБом и что на многих зампредов этого банка заведены уголовные дела.

«ТЫ ЧТО, СУМАСШЕДШИЙ? Я ТЕБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ ДАМ»

О том, как государство пытается возместить малому бизнесу нехватку ресурсов и дороговизну кредитов, рассказал руководитель Центра поддержки предпринимательства Дилюс Шавалиев.

«Если у вас бизнес представлен не как торговля, а как производство или производство услуг, в принципе, найти финансирование в Татарстане, думаю, не очень сложно», — подчеркнул он и напомнил, что предприниматели могут рассчитывать как на финансирование, так и на поручительство пред банками. К примеру, с 1 апреля размер микрофинансирования вырастет до 3 млн рублей, при этом ставка останется неизменной — 10% годовых. Другая программа, разработанная Корпорацией развития, позволяет привлекать уже более крупные суммы – от 50 млн до 1 млрд рублей. Средняя ставка – 10-11% годовых.

Дилюс Шавалиев рассказал, как государство пытается возместить малому бизнесу нехватку ресурсов и дороговизну кредитов.

Но, как выяснилось, иногда банки настолько осторожны, что не готовы верить даже государству. «Мы воспользовались этим предложением, и нам действительно Центр поддержки предпринимательства поспособствовал в предоставлении гарантии кредита. Банк просто проигнорировал», — возмутился Андрей Татьянчиков.

Директор Гарантийного фонда РТ Сергей Болотаев пообещал поговорить с представителями банка и подчеркнул, что все же в этом вопросе банки готовы идти навстречу малому бизнесу — в 2015 году под государственную гарантию в Татарстане было выдано кредитов на 1,6 млрд рублей. Но если в 2015 году республике долги кредиторов возмещать не пришлось, то, вероятней всего, в 2016-м такие случаи все же будут, отметил Болотаев.

«Может быть, у вас не так, мы в одном из регионов в ассоциации столкнулись с тем, что местный гарантийный фонд начал выдавать гарантии, и все вроде бы работает. Банк приходит к нему – дефолт заемщика, на что ответ был: «Ты что сумасшедший? Я тебе государственные деньги дам?» — рассказал Арт. Болотаев пообещал, что в Татарстане такой ситуации не повторится и все обязательства перед банками Гарантфонд республики выполнит.

Болотаев пообещал, что все обязательства перед банками Гарантфонд республики выполнит.

СОМНИТЕЛЬНАЯ ТЕНЬ НА ИСЛАМСКОМ БАНКИНГЕ

Но когда пришло время отвечать на вопросы из зала, на Дилюса Шавалиева обрушился целый шквал претензий – дескать, почему ЦПП поддерживает производство и таким образом игнорирует торговлю? Выдержать атаку помог Ян Арт. На вопросы Айрата Кавеева из компании «КПМГ» и гендиректора компании «Каско-Сервис» Азата Муртазина он ответил, что логика государства вполне понятна: во-первых, производство участвует в создании ВВП страны и ВРП Татарстана, а во-вторых, производство больше заинтересовано в долгих, длинных и более дешевых ресурсах, чем торговля.

Неожиданно дискуссия о долгах малого бизнеса обернулась диалогом об исламском банкинге. Произошло это после того, как эксперт по исламскому банкингу Ринат Юсупов предложил Дилюсу Шавалиеву кредитовать предпринимателей по принципу мушарака: разделять с ними возможные убытки и прибыли. На помощь Шавалиеву, который пытался мягко объяснить, что это законодательно невозможно, вновь пришел модератор: несмотря на то, что инструменты исламского банкинга достаточно интересны, в России работать по его принципам нельзя хотя бы потому, что отсутствует закон об исламском банкинге. А вероятность того, что российское законодательство будет базироваться на основах шариата, крайне мала.

Когда пришло время отвечать на вопросы из зала, на Дилюса Шавалиева обрушился целый шквал претензий.

«Единственный российский банк «Бадр-Форте», который работал по принципу исламского банкинга, потерял лицензию. И это тот случай, когда причиной было не нарушение нормативов или отсутствие резервов, а финансирование терроризма… ФСБ подключалась к этому вопросу. Это накладывает сомнительную тень на тему», — посетовал Ян Арт. По его мнению, положительный опыт во внедрении принципов исламского банкинга имеет Великобритания, но здесь финансовые инструменты четко разграничены с религиозно-нравственной составляющей.

«В ДУШЕ-ТО Я ПОНИМАЮ, ЧТО НЕПЛОХО БЫЛО БЫ ИЗ АИТОВА АКТИВЫ ВЫДАВИТЬ, ЧТОБЫ ДОМ ДОСТРОИТЬ»

Понятно, что тех предпринимателей, которые не могут выплатить долги, ждет процедура банкротства. По мнению другого спикера форума, адвоката Эмиля Гатауллина, сейчас сложилась довольно странная ситуация, когда в одних случаях к ответственности привлекается только юрлицо и распродается только его имущество, а в других претензии начинают предъявляться самим бенефициарам.

Вспомнили и печально известных застройщиков — «ФОН» и «Свей». Как известно, следствие арестовало не только имущество самого Рашида Аитова, основателя ООО «Свей», но также автомобили и недвижимость членов его семьи. Что касается гендиректора «ФОНа» Анатолия Ливады, он тоже периодически грозит подать на банкротство своей компании.

По мнению Андрея Татьянчикова, который в свое время строил для «ФОНа» завод «Ключищенская керамика», требования к заемщикам сейчас действительно ужесточились. Он вспомнил банкротство возглавляемого им предприятия «Торос», которое впоследствии было выкуплено «Вамином». Тогда Татьянчикову повезло – его личное имущество не было распродано, а вот при получении кредита на новый проект он уже подписал документ, в котором официально поручился за свой бизнес. Хотя предприниматель уверен, что аресты и задержания — не лучший способ решения проблем, он признался, что в некоторых случаях приходится об этом задумываться. «У сына квартира в доме «Маг-Строя». Мы уже два года эту квартиру не можем получить — дом не сдается. В душе-то я понимаю, что неплохо было бы, конечно, из Аитова какие-то активы выдавить, чтобы дом можно было достроить», — посетовал Татьянчиков.

По мнению Эмиля Гатауллина, сложилась странная ситуация, когда в одних случаях к ответственности привлекается только юрлицо, а в других претензии предъявляют самим бенефициарам.

Коснулись и принятого не так давно закона о банкротстве физлиц. Правда, Ян Арт назвал его «законом для богатых людей», поскольку, по его словам, ни один управляющий не соглашается вести такое дело менее чем за 150 тыс. рублей. «Уже три депутата подали на банкротство», — заметил он.

«ТЕХ, КТО РАНЬШЕ ПЕРВЫМИ ПРИБЕГАЛИ НА ВЕЧЕРИНКИ, БОЛЬШЕ НЕ СТАЛО»

Пожалуй, самым проникновенным стало выступление руководителя некогда крупной в РТ инвестиционной компании «Элемтэ» Закии Шафиковой. Когда она начала рассказывать о ликвидации компании в 2011-м, ее голос задрожал. Шафикова уверена, что потеря компании стала в первую очередь следствием ее политических ошибок. «Я три раза сказала «нет» нашему правительству», — поделилась она своими проблемами. По словам Шафиковой, она три раза отказалась продавать свой бизнес, не согласившись на низкую цену. Она уверена, что поспешила, пойдя на процедуру банкротства после того, как потеряла несколько сотен миллионов рублей, купив акции «Газпрома». Тогда «Акибанк» отказался реструктуризировать долг ее компании.

«Если ваш банк не идет на реструктуризацию в этой ситуации, в России много банков, ищите другие, но не принимайте скоропалительные решения. Сложнее всего в этом даже не активы, не деньги – это все «разрулили», а философия человеческая, когда твои друзья, те, которых ты считаешь друзьями, от тебя отворачиваются. Тех, кто раньше первыми прибегали на вечеринки, больше не стало», — вспоминала Закия Икрамовна. Тем не менее она рассказала, что вынесла и положительный урок: жизнь продолжается, несмотря на то, что ее бизнес уже не имеет былых масштабов.

Самым проникновенным стало выступление Закии Шафиковой.

«НЕФТЬ ОБРАТНО УЖЕ НЕ ОТРАСТЕТ»

Несмотря на то что малый бизнес вслед за представителями правительства называл кризис «особыми экономическими условиями» и «временем новых возможностей», Ян Арт дал совсем не оптимистичный прогноз.

«В России жесточайший кризис, потому что девальвация национальной валюты больше чем в два раза, сокращение рабочих мест, сокращение потребления. Если это не кризис, то тогда что это?» — обратился он к залу. По его словам, сейчас власти пытаются найти новые месторождения — теперь ими служат парковки и дальнобойщики.

«Нефть обратно уже не отрастет», — заявил Ян Арт, указывая на необходимость системной перестройки. При этом пока россияне говорят о кризисе внутри страны, назревает мировой кризис. «Если посмотреть на мировой рынок, даже на плохие события уже нет реакции», — отметил он и привел неутешительные цифры: с 4 по 8 января динамика падения индекса Доу — Джонса была рекордной за 119 лет.

Фото: Роман Хасаев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!