IT приходит в ГИБДД: какие интеллектуальные транспортные системы появятся на дорогах Татарстана

19 февраля 2016
Общество

Сегодня в ходе пресс-конференции начальник УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов и замминистра информатизации и связи Анатолий Геллер рассказали о том, какие интеллектуальные транспортные системы разрабатываются для дорог республики. «Казанский репортер» приводит краткий обзор этих систем.

Отметим, что пресс-конференция была посвящена IV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы». Она пройдет в Казани с 25 по 26 февраля, основной площадкой станет ГТРК «Корстон». Ожидается, что конференцию посетят президент РТ Рустам Минниханов и премьер-министр РТ Ильдар Халиков, а также иностранные специалисты в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС).


РАДИОМЕТКИ В ГОСНОМЕРА

Основным IT-решением, которое способно изменить ситуацию на дорогах, Рифкат Минниханов считает применение RFID-меток в госномерах. Сейчас автоматические видеофиксаторы считывают знак оптически, и номер от них можно скрыть. Метка же будет отправлять информацию об автомобиле напрямую на регистратор, и нечитаемый номерной знак не спасет автовладельца от штрафа.

Такую же систему Минниханов предложил применять в паркоматах для взимания платы за парковку. Он также упомянул опыт Азербайджана, где подобные метки крепят к уже существующим номерам. Начальник ГИБДД РТ не исключил, что в России, возможно, заменят все номера на новые, оснащенные радиометками.


По словам Минниханова, внедрение этой технологии не ударит по кошельку автовладельцев. Стоимость одной такой метки он оценил в районе одного доллара, затраты на нее планируется покрывать из суммы госпошлины, взимаемой за номерной знак.


БЕСПИЛОТНЫЙ «КАМАЗ»

Рифкат Минниханов сообщил журналистам, что на одной из площадок конференции представят беспилотный «КамАЗ». Его возможности продемонстрируют на казанском ипподроме. Отметим, что первые испытания роботизированного грузовика прошли еще в октябре 2015 года. Тогда в его кабине находились (хотя и не принимали участия в управлении) генедиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и директор по развитию Ирек Гумеров. Тест-драйв проходил на специально оборудованной площадке, там умная машина без вмешательства водителя выполнила змейки, развороты и останавливалась перед пешеходами.

По расчетам создателей, беспилотный «КамАЗ», на создание которого выделено 18 млрд бюджетных рублей, будет готов к 2019 году. Но еще три года потребуется, чтобы дополнить существующее законодательство необходимыми поправками, иначе автомобиль нельзя будет применять на дорогах общего пользования, и к 2023 году перспективную машину должны довести до серийной сборки.


ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОДУЛЬНОЙ ФИКСАЦИИ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ

Если сейчас фиксация веса и габаритов большегрузов осуществляется в ручном режиме, то в будущем все это будет происходить автоматически, почти так же, как осуществляется автоматический замер скорости. По словам Рифката Минниханова, такая система в будущем будет присылать «письма счастья» грузоперевозчикам, которые нарушают требования по габаритам и весовым нагрузкам. Сейчас такую систему тестируют на КПП «Лаишево» на выезде из Казани.

Также он сообщил, что в систему интегрирован печально известный всем «Платон», взымающий плату за передвижение. Напомним, что президент РТ Рустам Минниханов предлагал с помощью «Платона» позаботиться и о региональных дорогах.


СИСТЕМА-112

В отличие от предыдущих технологий, эта система уже работает в Татарстане. По словам Анатолия Геллера, ежедневно по республике операторы обрабатывают около 7 000 звонков по единому номеру 112. Среднее время ожидания ответа составляет около 5 секунд.

Геллер также рассказал, что заявки через Систему-112 приходят экстренным службам практически полностью в электронном режиме. Так, в каждой машине «скорой помощи» есть планшет, куда поступают вызовы. Такая схема помогает экстренным службам оперативно реагировать на вызовы и анализировать общую ситуацию в городе. В настоящий момент к системе подключено около 80 процентов автомобилей экстренных служб, оставшиеся не могут быть оснащены из-за нормативных ограничений.


На пресс-конференции поднимался вопрос о геопозиционировании звонящего в Системе-112. Напомним, что в октябре минувшего года 38-летний Сергей Елесин погиб от рук преследовавших его пьяных хулиганов, за несколько минут до трагедии он успел позвонить в службу 112, и поэтому вопрос определения местонахождения стоит в Татарстане особенно остро.

В ответ на это Геллер отметил, что технологически внедрение геолокации в систему возможно, хотя качество ее остается спорной. Тесты геолокации проводились еще до Универсиады, однако, технологических регламентов для определения местонахождения в системе еще нет. Замминистра подчеркнул, что в этом вопросе существует масса правовых ограничений, но Татарстан уже давно готов внедрять эту технологию.


РЕГИОНАЛЬАЯ НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

В Казани к ГЛОНАСС+112 сейчас подключено более 10 тысяч транспортных средств. В полном объеме ей оснащены пассажирские автобусы и автобусы, официально перевозящие детей, коммунальная техника, транспортные средства, которые перевозят опасные грузы, а также автомобили хозяйственного управления при Кабмине РТ. Благодаря этому, например, на автобусных остановках появились таблички, информирующие, через сколько минут прибудет нужный маршрут.

По словам Геллера, благодаря такой системе, отклонения от расписания снизились на 55 процентов, отклонения от маршрута – на 81 процент, скоростные нарушения и количество ДТП сократились более чем на 90 процентов. Также он отметил, что все ДТП с участием транспорта, перевозившего детей, произошли с «серыми» автобусами, которые не были подключены к системе.

В настоящий момент такая система внедряется в Альметьевске и Зеленодольске, ведутся работы над внедрением ее по всей республике.

Фото: Олег Косов, Александр Артемьев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!