Теплая, ламповая светомузыка

29 января 2016
Культура

Вчера в Центре современной культуры «Смена» московский Политехнический музей и казанский центр светомузыки «Прометей» провели перфоманс «Синестетическая симфония». Его основным элементом стала реконструированная светомузыкальная машина «Кристалл», спроектированная в Казани еще в 60-х годах. Корреспондент «Казанского репортера» посетил это необычное событие.

Идея воссоздать «Кристалл» родилась в результате сотрудничества Политехнического музея и центра светомузыки «Прометей». Кстати, именно «Прометей», будучи еще конструкторским бюро при Казанском авиационном институте, сконструировал «Кристалл». Для 60-х годов, времени восхождения светомузыки, этот инструмент стал прорывом в отечественной технологии.

Казанский коллектив «Прометей» с 1962 года прошел путь от самодеятельного студенческого бюро до научно-исследовательского института экспериментальной эстетики КГТУ им. А.Н.Туполева и АН РТ. Имя «Прометей», ставшее казанским брендом, неразрывно связано с его бессменным руководителем, пионером светомузыки, автором большинства технических и художественных проектов коллектива, доктором философских наук, членом-корреспондентом АН РТ, профессором Булатом Махмудовичем Галеевым (1940–2009), лучшим экспертом в области светомузыки в России.

На мероприятии в «Смене» присутствовал Рустем Сайфуллин, один из инженеров, работавших в «Прометее» в то время. Описывая первые преставления с использованием «Кристалла», он цитирует фразу из документального фильма, посвященного установке: «Драгоценным камнем сверкает инструмент «Кристалл» на фоне послушного пламени».

К сожалению, до наших дней не дожил ни один из трех экземпляров «Кристалла», однако в архивах сохранились чертежи и фотографии инструмента. Продолжил свое существование и сам «Прометей». Сейчас это небольшой центр светомузыки, который располагается в пятом здании КНИТУ-КАИ, иногда участвует в крупных казанских мероприятиях вроде KremlinLIVE и готовит открытие музея светомузыки в Казани. Сейчас им руководит Анастасия Максимова.

Как отмечает автор перфоманса американец Питер Кирн, любая музыка, в том числе и светомузыка, всегда делается командой людей со схожими вкусами. В отношении «Кристалла» такая команда собралась на выставке «Философия искусства сегодня», которую проводил московский Политехнический музей. Там Анастасия Максимова встретила куратора проектов Политеха Наталью Фукс, эта встреча положила начало сотрудничеству казанского центра светомузыки и московского музея. Вскоре сформировался совместный амбициозный проект по восстановлению уникальной светомузыкальной машины. Окончательно команда собралась в мае 2015 года в мастерской «Синестетические машины», когда к проекту присоединились медиахудожник Дмитрий Морозов, работающий под псевдонимом ::vtol::, и Питер Кирн.

Все они пришли в этот вечер в «Смену» чтобы представить результат своей работы: тот самый «Кристалл», сделанный почти таким же, как оригинал. Он представляет из себя сложную комбинацию ламп накаливания, полупрозрачных стекол и звуковоспроизводящих элементов. Морозову даже удалось воссоздать элементы управления образца 60-х годов, хотя теперь контроль частично осуществляется с современных макбуков. Кирн продемонстрировал зрителям алгоритм взаимодействия компьютера с «Кристаллом» – удивительно сложный и разветвленный.

Питер Кирн также выступил перед собравшимися с лекцией, в которой раскрыл смысл понятия «синестетика». Оно тесно связанно с ассоциациями, которые вызывают те или иные фрагменты любой мелодии.

– Когда вы слушаете музыку с закрытыми глазами, вы представляете в голове некие образы, - объясняет Кирн. – Смысл синестетики в том, чтобы как-то показать вживую эти образы, дополнить музыку так, чтобы все зрители увидели то, что задумал художник.


Как рассказывает Питер Кирн, основоположником этой идеи является русский композитор Александр Скрябин, автор симфонии «Прометей». Именно для «Прометея» Скрябин впервые в мире написал не только партии музыкальных инструментов, но и партию света, а также придумал первый световой орган. Сам он не дожил до появления полноценной светомузыки, но именно в честь его произведения было названо казанское конструкторское бюро – «Прометей». То самое, которое создало «Кристалл» в 1962 году и воссоздало его в 2015-м.

Услышать и увидеть то, что сыграют на возрожденном инструменте, собралось немало казанцев, в «Смене» не осталось сидячих мест.

Перфоманс начинается с ярких вспышек двух ламп накаливания в ритм электронной музыке. Постепенно зрители замечают, что к этим вспышкам подключается и сам «Кристалл»: его «грани» за доли секунды успевают несколько раз менять цвета, загораться и гаснуть, словно гипнотизируя присутствующих. Звучание же все больше отдаляется не только от привычных нам в повседневной жизни звуков но и от любой привычной нам музыки. В какой-то момент появляется твердое ощущение, что если бы прямо посреди зала «Смены» материализовалась летающая тарелка, никто бы уже особо и не удивился: она бы идеально вписалась в происходящее.

Каждый из зрителей признает: музыка, которую сегодня сыграли в «Смене» – действительно нечто необычное. «Я всегда поддерживаю все новое, а эти ребята делают что-то совсем уж удивительное», – делится впечатлениями посетительница Алия. Ее позицию не разделяет молодой человек по имени Георгий. «Честно говоря, я не понял, музыка ли это, - признается он. – По крайней мере, ритма там, как мне показалось, совсем нет».


– Мне еще нужно время, чтобы как-то переварить всю эту музыку, – рассказывает посетительница по имени Гульшат. – Сейчас я вообще ничего сказать про нее не могу.

Однако возможно, что творчество команды, воссоздавшей «Кристалл», еще не раз изменится. Как отметил Питер Кирн, во время реконструкции перед ними стояло три задачи: понять, как собрать инструмент, понять, как извлекать из него звуки, и понять, как создавать на нем музыку. Последняя из задач, по его словам, самая сложная. И поэтому перфоманс в «Смене» – это не завершение проекта по восстановлению «Кристалла», а только начало его нового этапа.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!