«1 день – 1 экспонат»: ​казанское полотенце

22 ноября 2017
Культура

«Казанский репортер» продолжает совместный с Национальным музеем РТ проект «1 день – 1 экспонат». Сегодня изучим казанское полотенце конца XIX - начала XX века.

Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства. Различают несколько видов орнамента – цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций.

Одним из традиционных видов татарского народного творчества является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. Многое тесно связано с бытовыми обрядами – декоративные полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись атрибутом национального праздника Сабантуй.

Широкую известность имеют казанские полотенца – «Казан солгесе», которые вобрали в себя все великолепие красоты татарской вышивки, богатство колорита национального искусства.

Казанские полотенца имеют широкое ритуальное применение. Расшитые золотом полотенца дарят джигиту-победителю на скачках на традиционном празднике Сабантуй, родители жениха с национальным блюдом «масло-мед» на полотенце встречают невесту. В богатых домах в богато украшенные полотенца заворачивали Коран для бережного хранения.

– Это визитная карточка Казани и казанских татар, – рассказывает научный сотрудник отдела этнографии Национального музея РТ. – Было оно белое, а концы украшались шелковой тканью. Белое – это символ чистоты.

Казанские полотенца шили из натурального шелка, расшивали узорами тамбуром, гладью, в технике золотной вышивки. Вышивка делалась обычно на материале яркого цвета – зеленого, желтого, фиолетового. Вышивали крученым шелком, позолоченным или посеребреным шнуром, бисером, жемчугом, использовали канитель – тонкую золоченую или серебряную проволоку, скрученную в виде спирали.

Традиционные виды народных ремёсел татарские мастера передавали из поколения в поколение. Не все из них сохранились до нашего времени. Многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы.

В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. Но вскоре многие мастера попали под раскулачивание. Меньше всего повезло ювелирам, ткачам, и ковровщикам. Во время репрессий сжигались ткацкие станки и другие старинные ремесленные инструменты и орудия. Кто-то продолжал заниматься ремеслом тайно, но большинство предпочло не рисковать. Так было утрачено множество древних ремесел.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!