Рустам Минниханов: «​Ну как можно класс разделять на татар и русских? Это неприемлемо!»​

26 октября 2017
Общество

Президент Татарстана Рустам Минниханов сегодня впервые дал развернутую оценку «языковой проблеме», которая обострилась после высказывания Владимира Путина о недопустимости принуждения к изучению неродных языков. Едва ли не вся первая часть сессии Госсовета была сегодня посвящена теме языков, при этом вопрос так и не включили в повестку дня сессии. «Казанский репортер» Антон Райхштат стал свидетелем того, как парламент снова стал местом для дискуссий и узнал, когда же Госсовет РТ рассмотрит вопрос по существу.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РАСТЕРЯННОСТЬ В ГОССОВЕТЕ

Тема изучения татарского языка сегодня не была заявлена в повестке дня Госсовета, однако еще накануне стало понятно – этот вопрос обойти депутатам не удастся. Спикер республиканского парламента откровенно заявил, что не оставит эту тему без комментариев. Вопросы языков – на разных языках – обсуждали и сегодня в кулуарах перед началом заседания.

Дискуссия быстро переместилась из коридоров в зал заседаний. Первым предложение включить в повестку дня вопрос о преподавании и изучении татарского и языков внес глава комитета по культуре науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. Следом высказались еще шесть депутатов. Одними из самых эмоциональных оказались депутаты-учителя Татьяна Воропаева и Ирина Бакова. Лейтмотив практически всех выступлений – неопределенность и растерянность.

– Как сегодня оценить ситуацию, когда около 1 500 учителей остаются в напряженной ситуации? Как сегодня, среди года, прервать нагрузку, которая была определена? – недоумевает Татьяна Воропаева. – Учитель рассчитал свои возможности, не такая уж большая заработная плата. Он и по кредитам распланировал. А как быть с учителем, который сегодня мечется из стороны в сторону и не понимает, куда ему примкнуть? То ли уходить из школы, то ли перепрофилироваться. Я прошу министра образования обязательно дать сегодня разъяснение по этому поводу. Я считаю, что это нужно было сделать уже давно, как только вспыхнула искра, не нужно из нее делать пламя. Сегодня ситуация очень серьезная, и мы должны дать ей оценку и сделать скорейшие выводы. Прошу министра дать сегодня ответ.


– Я не могу сегодня промолчать, потому, что я как директор школы выражаю боль и свою, и боль коллег, что мы два месяца находимся самостоятельно наедине с этой проблемой. Какой был повод, чтобы коренным образом в течение недели изменить полностью все то, что у нас сложилось в образовательных организациях на протяжении многих лет? – взяла слово другой педагог от депутатов, директор 102-й гимназии Ирина Бакова. – Мы в течение недели провели родительские собрания, изменили учебный план и сейчас должны ввести его в действия с 7-го ноября! В течение осенних каникул, а это неделя, мы должны изменить образовательную программу, рабочие программы педагогов русского и татарского языков. Должны изменить нагрузку. Если в школе 2-3 учителя татарского языка, может быть, выход найти можно. А когда их от 15 до 20, как бывает в больших школах? Сейчас непонятная ситуация в плане финансирования.

– Я не знаю, какое ведомство должно выступить по этому вопросу, – продолжила Бакова. – Мы просто оказались брошенными, мы просто брошены все эти два месяца. У нас масса родителей, масса детей, кроме этого мы работодатели, и трудовое законодательство никто не отменял. Я понимаю, были нарушения, но почему настолько кардинально, за неделю это нужно было сделать?

ДО 22 ЧАСОВ УЧИТЕЛЯМ ЗВОНЯТ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

Как отметил Фарид Мухаметшин, «давно не было, чтобы депутаты высказывались с такой болью». Вице-спикер Госсовета Римма Ратникова также выступила «с дрожью в голосе». И снова – о том, что пока еще ничего не решено, а у языковой проблемы уже есть конкретные пострадавшие – учителя.

– В прошлую пятницу в Кукморе я выступала на парламентском уроке. 25 директоров школ с огромной тревогой рассказали, что до 22 часов ночи им звонят из прокуратуры. Не только предупреждают, но и пугают административными и даже уголовными делами. Немало обращений поступает и от директоров казанских школ, районов республики, от родителей и родственников. В школах республики идет прокурорская проверка. Директоров вызывают в прокуратуру, требуют изменить учебную программу, дают шаблоны – каким должно быть расписание. Требуют убрать предмет «татарский язык» и заменить его на «родной язык», что, как вы понимаете, далеко не одно и то же. Начались родительские собрания, на которых детей должны поделить по национальностям. Лучшего способа дестабилизировать ситуацию в республике не придумаешь. Как можно изменить учебный план в процессе учебного года?

Ратникова напомнила, что в законе об образовании РФ статья 13, пункт 10 гласит: «федеральные государственные органы, органы госвласти и субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования не вправе изменять учебный план и календарный график организации, осуществляющей образовательную деятельность». Кроме того, есть приказ самого Минобрнауки №1601 от 22 декабря 2014 года, где также говорится о том, что объем учебной нагрузки педагогических работников, установленный на начало учебного года не может быть изменен по инициативе работодателя в сторону ее снижения

– На каком основании передовая, всегда демонстрирующая успехи, система образования РТ ломается в ходе первой четверти? Есть ли для этого достаточные законные основания? Каковы претензии прокуратуры к нашим законам? Уважаемый Илдус Саидович, ведь вы подтверждали ни раз, что претензии к языковому законодательству у вас нет. Или это прокуроры на местах позволяют себе такие бесчеловечные перегибы? Как директорам школ исполнять закон о равноправных государственных языках, являвшейся неотъемлемой частью единого правового поля страны. Эти законы никем не оспорены, не отменены. И в том же время как соответствовать федеральным образовательным стандартам, в которых нет механизма преподавания государственных языков республик РФ.

Все выступления заканчивались вопросами. Риторическими и конкретными. Учителя, в частности, требовали призвать к ответу прокурора республики Илдуса Нафикова. Слово в защиту надзорного ведомства взял Николай Рыбушкин.

– Здесь, я считаю, необоснованные нападки на прокуратуру. Она выполняет свои обязанности, она наблюдает за законом. Хотелось бы, чтобы поосторожнее в адрес прокуратуры бросали обвинения. Надо выяснить – где мы допустили ошибку и кто в этом виноват. Поэтому я бы хотел и прокуратуру послушать и минобраз. Почему наш закон не работает? Как получилось так, что в нашем законе об образовании об обязательном изучении нет ни слова?! Кто в этом виноват? Прокурор? Или министр? Энгель то причем здесь? Кто это просмотрел? Вопрос ко всем, уважаемые коллеги!

– Николай Николаевич, не заводитесь, все понятно, – пытался было остудить депутата спикер парламента.

– Я не завожусь. Это первое. Второе: в чем же мы допустили ошибку, почему наш закон не работает? Может быть, действительно наш закон нужно привести в соответствие с нынешними требованиями. Почему-то об этом никто не говорит. Да, это нужно делать в соответствии с требованиями, которые перед нами ставит жизнь сегодня. Когда подменяется свобода выбора административной обязанностью, это ни к чему не хорошему не приводит. Это приводит к тому, что выходят толпы с одной стороны и с другой стороны. Никто не против изучения государственных языков, но давайте посмотрим методику. Правильно ли мы подходим к обучению. Правильные ли эти шесть часов, шесть уроков в неделю в начальных классах? Давайте с этим разберемся.

– Вечный вопрос: кто виноват и что делать? – риторически отреагировал на речь Рыбушкина Фарид Мухаметшин.

– А что мы крайней делаем прокуратуру и Министерство образования? А мы-то где? Мы что, в этом не виноваты? А исполнительная власть не виновата в том, что она исказила наш закон?

– Николай Николаевич, не виновата! Поскольку весной прокурор РТ говорил, что нарушений в законе об образовании, противоречащих федеральному законодательству, в Татарстане нет! Это на самом деле так. Появились стандарты, вот со стандартами надо разбираться, – парировал Фарид Мухаметшин.

– Николай Николаевич, вы сказали, что об обязательном изучении в законе ни слова нет. Послушайте, ни в одном законе РФ и в конституции нет фразы о добровольном изучении языков. Ни в одном законе! – включился в спор Разиль Валеев.


ПРЕЗИДЕНТ ГОВОРИТ

Президент республики Рустам Минниханов все это время не ввязывался в диспут. Глава республики вообще до сегодняшнего дня не давал развернутую публичную оценку происходящему в сфере образования, так что когда президент заговорил, парламентарии буквально ловили каждое его слово.

«Мы зашли чересчур далеко. Мы вернулись в 90-е годы. Как можно было сделать так, чтобы общество разделить, когда у нас никаких вопросов по межнациональным отношениям не было?! Наверное, эта тема имела место, ее нужно было рассмотреть, но не в той форме.

После того, как появился такой документ, мы создали рабочую группу, правительство и сегодня работает. Мы работали вместе с прокуратурой и отстаивали, доказывали.

Я считаю, что эту работу нужно было довести до конца. Нам нужно время, чтобы мы с Министерством образования России эту работу довели до конца. Но, к сожалению, здесь «виноватыми» оказались директора школ. Это совершенно неправильно. Вина есть, как сказал Рыбушкин, есть у всех нас.

К сожалению, Министерство образования РФ не отреагировало, но сейчас у нас идет диалог. Нельзя трактовать всем, как вздумается. Как государственный язык может быть добровольным? Нигде нет такого. Я согласен, нам нужно работать над методикой, над количеством часов. И эту работу мы ведем.

Если кто-то хочет сказать, что президент РТ не реагирует… Сейчас уже оппозиционные структуры пытаются быть сторонниками татарского языка, чтобы был раздрай между русскими и татарами. Илдус Саидович (прокурор РТ. - Ред.), я обращаюсь к вам. Обращайтесь ко мне, к Мухаметшину. Но зачем терроризировать директоров школ? К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я с ними должен организовать выборы. В преддверии выборов разве можно такие вещи делать?

Я очень прошу сегодня не нагнетать ситуацию, она и так… Нам надо выдержать этот путь, завершить до конца. Главное – обеспечить стабильность, чтобы не было раздрая. Ну как можно класс разделять на татар и русских? Это неприемлемо! Я думаю, у нас в ближайшее время будет что сказать».


«КАКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА, НАСКОКОМ ВСЕ МЕНЯТЬ? ЭТО АМОРАЛЬНО!»

После выступления президента слово взял Минтимер Шаймиев. Госсоветник поддержал Рустама Минниханова в этом вопросе и высказал важное пожелание.

– 25-летие Конституции Татарстана в этом году. На будущий год 25 лет российской Конституции. В той и другой безупречно написано соответствующие статьи. Мы, соблюдая эти статьи, 25 лет работали. Какая необходимость в течение учебного года, наскоком все менять? Это аморально! Пожелание такое – в течение этого учебного года продолжать работу, которая сейчас ведется. Я думаю, она выйдет на определенный конструктив. Всегда договаривались. И мы должны к августовскому совещанию наступающего года доложить о стандартах и о том, как дальше действовать. Сейчас что-либо менять просто невозможно. 25 лет работали и вдруг в течение учебного года взяться за разрушение. Что случилось? И что случится за несколько дней?

Казалось, после речей семи депутатов спикера и двух президентов за трибуну точно должен встать министр образования Энгель Фаттахов и прокурор республики Илдус Нафиков, однако вопросы, которые обозначили парламентарии, так и остались открытыми. По мнению Фарида Мухаметшина, ни министр, ни прокурор пока не готовы обстоятельно ответить на все вопросы и предложил дать им тайм-аут. А уже включенный в повестку дня вопрос перенести на следующее заседание сессии. Когда она состоится, пока не известно. Ее дату обещали объявить позже. Депутаты проголосовали единогласно.

– Этот вопрос затрагивает каждую семью, каждую школу, каждого ребенка. И сегодня, к несчастью, раскалывает нашу республику. По национальному признаку, но языковому. Мы должны с вами глубоко рассмотреть этот вопрос. Думаю, что уходить от этой проблемы парламент не может, пояснил Фарид Мухаметшин. – Я обращаюсь к прокурору: пока идут согласительные процедуры – наверняка мы договоримся, в этом вопросе невозможно не договориться.

Что отвечать депутатам на встречах с избирателями и стало ли им от этого менее тревожно – неизвестно. Если вслушаться в речи выступающих, очевидно чувствуется их беспокойство по этому поводу. Впрочем, в перерыве журналистам удалось-таки увидеть человека, источающего оптимизм. Им оказался Минтимер Шаймиев:

– Какая была обстановка в 90-е… Если уж мы тогда нашли решение острейших вопросов, сохранили страну, я думаю, что хватит у нас разума. Почему это делают сейчас, когда идет урок? Во время урока нас учили, чтобы была дисциплина. Вот такая же дисциплина должна быть в решении этого вопроса. Без политизации работников образования, детей. Спокойно, в кабинетах рассматривая эти вопросы. Вопросы есть, есть. Никто же этого не отрицает. Ну как их может не быть за 25 лет? Легких путей нет, – улыбнувшись, удалился от телекамер Минтимер Шаймиев.


Антон Райхштат.

Комментарии

  1. Альфир 6 лет назад
    Бабай правильно говорит
  2. Вася 6 лет назад
    Вот хрен вам, Русский язык основной в России , все остальные по желанию, точка!!!
  3. Виталий 6 лет назад
    Смеетесь над народом ,заставляют бюджетников ,ехать в болгар ,свияжск ,дая минимальную зарплату ,лишая баллов учетелей ,проводя махинации подделовая результаты выборов ,в деревнях самообложение ,после раззорения их, даже на сАЛАВАТА ЗАСТАВЛЯЮТ БЮДЖЕТНИКОВ ПОКУПАТЬ БИЛЕТЫ ,лицемеры,хотя их дети за границей ,в больницах нарушаеться конституция РОССИИ заставляют вплоть до шприцов покупать, думают народ дурак ,до революции тоже так думали ,ПУТИН В.В не может уследить за ними -доверяет,хорошо что дошло до него про школы
  4. Василий 6 лет назад
    Давайте сделаем все предметы по желанию, только определенное количество часов на один предмет, и общее количество часов. И каждый наберет себе те предметы которые он хочет изучать. и в аттестате у него будет оценка за те предметы которые он изучал, и которые ему нужны. Филолог выберет себе русский или татарский, все 6 часов в неделю, математик и инженер все 6 часов математики и физики.
  5. Скептик объективный 6 лет назад
    С русским языком все понятно. Все мы граждане России и обязаны знать русский язык. А вот с Татарстаном как-то не очень понятно. Есть, конечно, страничка в паспорте, но ведь это чистая бутафория. Нету у нас гражданства Татарстана. А какое же государство без гражданства? У нас же проблему создали несколько искусственно. Язык государственный есть, а государства - нету. А то, что есть - так это не государство вовсе, а просто регион. Которому дали немножко больше полномочий. И эти полномочия этнократия использовала исключительно в своих целях. Учителей татарского языка конечно жалко. Но детей русскоязычных тоже жалко. Ну. вот что поделать, если все мы, многие, независимо от национальности и вероисповедания оказались русскоязычными? А ничего делать и не надо. Надо просто дать людям свободу выбора. Насильно мил не будешь, говорят. Нельзя учить язык по принуждению. Должен быть стимул. Например, литература, которую хочется прочесть в оригинале. Или фильм, который хочется посмотреть без дубляжа и субтитров. Или научная статья, которая содержит невероятно ценные идеи, чтоб понять которые, хочется выучить язык. Либо просто голос крови. Но если голос крови молчит, то зачем принуждать-то? Пусть кто хочет- учит. И не только татарский, но любой язык, который для человека является либо родным, либо языком его предков. Но принуждать - мне кажется, это негуманно.
  6. Ольга 6 лет назад
    Помню свои школьные годы, языкам (русский, татарский, английский) в целом нам выделялось 11 часов в неделю: три часа русского, три часа английского и ПЯТЬ часов ТАТАРСКОГО. Причем русских и татар делили на две группы. При том при всем, возможности заниматься русским языком по подгруппам, нам никто не выделял, так же как и английским. При таком количестве часов изучения татарского языка, мне как русской, пользу не принесло и все что я сейчас могу сказать на татарском это всего лишь членораздельные слова. Сейчас я живу в Москве и татарский язык мне не нужен вообще. Вопрос, для чего я его учила столько лет. В школе, колледже, университете везде татарский. Когда общаюсь с коллегами в Москве, их дети тоже учат три языка: русский, английский и один на выбор. К сожалению, нам в Татарстане такой возможности не предоставляли. А если бы и была, то выбрала я явно не татарский.
  7. Влад К 6 лет назад
    Изучение татарского в Татарстане - дело обязательное. Как жить среди татар и не уметь говорить на их языке?
  8. иван иванов 6 лет назад
    сокращать учителей татарского языка не надо, перенести татарскийн язык на последние уроки расписания, на которые русскоязычные могут и не ходить, а вот татарским школьникам обязательное посещение как в СССР, чтоб нац. язык и нац. культура развивалась и в будущем...часть учителей татаркого языка перевести в детские сады для обучения татарском всех малышей на игровом уровне... есть в Москве Университет им П. Лумумбы, дети студентов и аспирантов там самообучаются в простом общении 4-6 языкам....
  9. Динар 6 лет назад
    Давно пора переводить письменность на латиницу. Почему этот вопрос замяли???? Вот вам и популяризация языка. Если дети сразу познавать начнут латиницу то и другие языки Европы легче пойдут. Как о переходе речь зашла местная элита не смогла отстоять позиции татарского, все за карманы свои беспокоятся. Татарский язык не развивается если обЪективно. Нужно быть в "тренде" говорят молодежь. Даже на клавиатуре, в чатах реально не могу писать на татарском, а коком сохранении можно говорить??? Считающие себя русскими как не прискорбно правы только в одном - через силу мил не будешь.
  10. Владимир 6 лет назад
    "Ну как можно класс разделять на татар и русских? Это неприемлемо!"(Минниханов Р.Н.). Еще не забылось как в начале девяностых, когда я учился в школе, татарские националисты дорвались до власти в ней, и сначала вообще хотели всех русских детей из нее выкинуть, а потом, когда наши родители вышли митинговать, решили в нашей параллели 5-х классов русских оставить, но разделить с татарами, т.е. появились русские и татарские классы. Хорошо помню как мне, ребенку, было больно и не понятно, почему нас так разделяют с друзьями ктр. мы учились уже 3 года вместе. Т.е. резали, можно сказать, по живому, по светлой детской дружбе. Одна из моих одноклассниц, девочка Эльвира, очень не хотела расставаться со своей русской подругой, девочкой Леной, и Эльвирин папа, капитан милиции, пришел к новому директору и быстро сумел договориться, что-бы Эльвира и дальше училась со своей подругой в русском классе. Т.е. хорошим отношениям с власть имущими не помешали националистические воззрения директора. Нужно сказать, что до момента, как школа стала татарской гимназией, это была очень хорошая, современная школа, одна из лучших в районе, с прекрасными, заслуженными учителями, а школьников хорошо сдавших выпускные экзамены брали в строительный институт без вступительных. Естественно учителя очень быстро разбежались по другим школам, а их места заняли вчерашние выпускницы пед. института. приехавшие, как правило. из сельской местности. Главным предметом в школе стал татарский язык, причем задания, даже русской группе, задавались такие, что их не могли выполнить даже родители моих друзей, татар по национальности. Учительница татарского языка получив неограниченную власть в школе, очень строго требовала их выполнения. Из школы пришлось уйти. После этого осталась только злоба на татарский язык, ктр. еще очень долго вымещал на молодых педагогах татарского языка, но уже в другой школе. Особенно изощренно получалось делать это в старших классах, просто не давал им проводить занятия, хотя в журнале всегда имел итоговую четверку по татарскому. Сейчас, конечно, понимаю как был не прав, и если бы была возможность извинился перед ними. Рассказываю все это я к тому, что такая обязаловка, в виде 6 часов татарского языка в неделю, никогда не приведет к хорошим результатам и будет вызывать только отторжение. Много ли не татароязычного населения РТ, ктр. за последние почти 30 лет упорно пытались заставить учить татарский язык, свободно могут говорить хотя бы на бытовом? Думаю, совсем не много. Вот только кто сможет это объяснить нашим "великим педагогам" в виде министра образования РТ Э.Фаттахова и др. , ктр. упорно гнут свою линию не видя результата. Считаю преподавание татарского языка абсолютно необходимым всем национальностям проживающим в РТ, и хотелось бы что бы и мои дети в будущем его изучали, но только на ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ!
  11. Минтимер 6 лет назад
    Нужно чтобы татары имели возможность обучаться в татарском ВУЗЕ! а тут такое право отпадает!
  12. Вася 6 лет назад
    Дмитрий, с 6 ноября 1992 года. Почитайте конституцию РТ, пополните багаж ваших знаний.
  13. Оксана 6 лет назад
    Если как в Татарстане два и более государственных языка. это означает одно, что на территории республики или области достаточно знать любой из них, а не оба!!!! В Крыму 3 государственных языка, и тоже достаточно знать хотя бы один. У нас как всегда перекос, а всё из-за денег, т.к. выделялись и выделяются огромные деньги и остаются в карманах, на изучение татарского языка. вы посмотрите программы, каждый год выделяют деньги на улучшение программы, а она не меняется. И такое количество часов тоже не нужно. Достаточно знать язык разговорный, а не спряжения. Кому нужно пусть потом на курсах изучают более глубоко, или в школе углубленно учат, но добровольно! А чтобы учили язык, нужно просто чтобы были требования к госслужащим, медикам и тем кто работает с населением, обязательное знание татарского. Народ сам будет изучать.
  14. Владимир 6 лет назад
    Нужно ли изучать язык народа, детям военнослужащих, чьи отцы сменили за службу несколько гарнизонов: в Чувашии, Мордовии, Татарии и т.д. Изучая языки этих народов. дети будут полиглотами. В Советском Союзе мой сын учился в школах Туркменской ССР, Татарской АССР, Башкирской АССР и обучение в школе проходило только на русском языке, в тоже время существовали национальные школы. А всем, кто называет себя "Татарским националистом" я рекомендую ознакомиться с поэмой Мухаммедьяра "Тухваи Мардан" Из-во Казань,1966, с 41 русский перевод Ш.Ш. Абилова. Успехов....
  15. ВИКТОР 6 лет назад
    70 ЛЕТ ПРОЖИЛ В ТАТАРСТАНЕ И НИРАЗУ НЕ ПОЖАЛЕЛ ЧТО НЕЗНАЮ ТАТАРСКОГО ПУСКАЙ ТАТАРИН КУПИТ БАТОН ХЛЕБА НЕЗНАЯ РУССКОГО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТАТАРСТАНА. НАСИЛЬНО ЗАСТАВЛЯТЬ УЧИТЬ ТАТАРСКИЙ КОТОРЫЙ МНЕ СОВЕРШЕННО НЕНУЖЕН ЭТО ПРИХОТЬ НАЦИОНАЛИСТОВ
  16. Ильнар 6 лет назад
    Всегда в классе делили татар и русских. Русский должен быть обязательным а татарский, бащкирский, чеченский и т.д. по желанию родителей и детей. И нечего раздувать из этого проблему. Мне бы татарину не понравилось, если я перееду в другой регион (там где коррупции по меньше и в место болтовни поддерживали МСБ) и там заставят моих детей учить чужой ему язык.
  17. Юлия 6 лет назад
    Татарский язык в школах полностью отменять не нужно. В любом случае мы живем в Татарстане, нам предоставляют возможность изучить язык, почему отказываться от этой возможности? Или хотя бы оставить татарский в качестве факультативов. Учебных Часов по татарскому языку в неделю действительно много, можно было бы это количество сократить или уравнять с русским. Но делить классы по национальности вообще глупость. Изменения в школах сейчас кардинальные...
  18. не титульный 6 лет назад
    Не сбылась мечта старой клячи! Москва права! Как можно жить среди татар и не знать татарский язык? Очень даже просто, поскольку татар вокруг не преобладающее большинство! И почему им дозволяется не знать русский язык живя среди русских, чуваш и других народов?
    Как можно разделять в классах татар и русских? А вот и не надо разделять! Если считаете татар людьми второго сорта - тогда разделяйте. А пока еще все мы - Россияне, а не Татарстане!
  19. михаил 6 лет назад
    Вы (правительство в татарстане ) можете перегнуть все Законы РФ и Конституцию РФ что вам захочется ,нужно, для себя и в СМИ орать будете под предлогом изучения нац.языка . ЗАБЫЛИ НАШУ ИСКОННУЮ ИСТОРИЮ .Тогда нужно спросить у (правителеля и визирь )если после личного обогащения память не вышибло историю . И НАРОДОМ ПРИКРЫВАТЬСЯ НЕ НАДО .Люди лучше посмотреть на верх как" воробьи" сражаться будут между собой.
  20. Амир 6 лет назад
    Помню в 90 годах в Узбекистане всех ускоренно начали учить узбекскому языку , причем ввели сразу 2-ва предмета : История узбекского народа (Где я впервые узнал что Пушкин приезжал учится в Бухару или что А.Македонский был чистым узбеком:)) , Узбекский письменный и устный (письменный -латинский, устный -не разговорный, а академический с новыми правилами и исправлениями) . кончилось все плохо наш 4-й курс 7 человек шло на красный диплом , после истерики молодой учительницы по узбекскому языку никто красного диплома не получил. Выскажу свое мнение -моим детям нужен разговорный простой татарский язык которому можно выучится до 8 класса в школе -этого для жизни и общения по татарски за глаза хватит , а дальше молодым людям нужны другие предметы -узкоспециальные . Мы до сих пор не учитываем прогресс в обществе , где уже через 10-15 лет будут забыты 60% существующих профессий и новые выпускники средних и высших учебных учреждений будут недоучками , так зачем мы занимаем у них память и воруем время которое они могли потратить на более глубокое изучение профильных знаний.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!