$ 57,33
67,45
Казань +7 °C

«1 день – 1 экспонат»: ГАЗ-А

25 сентября 2017 | Культура

«Казанский репортер» продолжает проект «1 день – 1 экспонат». В центре внимания уникальные музейные экспонаты. За каждой вещью – интересная история. Сегодня отправимся в фонды Национального музея РТ, здесь хранится интересный экспонат – автомобиль ГАЗ-А выпуска 1935 года. Машину в свое время подарил наркомом тяжелой промышленности СССР Серго Оржоникидзе строителю автозавода казанцу А.П. Липину.

ГАЗ-А был первым советским легковым автомобилем массовой конвейерной сборки. Выпускался в Горьковском автомобильном заводе с 1932 по 1936 год и на московском заводе КИМ с 1933 по 1935 год. Фактически это была копия автомобиля Ford-A, выпущенного по лицензии. Советское правительство в 1932 году купило у американской компании Ford Motor Company документацию и оборудование для производства этой модели. В США к тому времени машину уже сняли с производства.

8 декабря 1932 года собрали первые две машины. ГАЗ-А имел крайне простую конструкцию даже по меркам тех лет. Так, топливо к двигателю поступало самотеком из бака, который располагался за панелью приборов.

Так как потребность в этом автомобиле была очень велика, то параллельно освоили его выпуск на московском заводе КИМ.

Будучи первым советским автомобилем массовой сборки он чаще всего использовался в армии как штабной автомобиль, санитарное или ведомственное авто, а также такси (появление именно этой машины, стало началом организованного таксоизвоза) и очень редко попадал в частные руки, так что история этой машины, подаренный сотруднику завода самим наркомом тяжелой промышленности – уникальна.

Многие годы до поступления в музей этот автомобиль находился в семье Липиных и ездил по улицам Казани, неизменно привлекая внимание горожан. Раритет попал в поле зрения и сотрудников музея, которые уговорили владельца передать историческую реликвию для музейной экспозиции. В 1971 году автомобиль собственным ходом прибыл к зданию музея и был поставлен на вечную стоянку в экспозиции. В связи с длительным сроком эксплуатации машина требует серьезных восстановительных работ: восстановления ряда утраченных деталей и привлечения специалистов-реставраторов.

История ГАЗ-А довольно коротка. В Советском Союзе автомобиль производили столько же, сколько и в Америке – всего 4 года. Только в СССР за это время с конвейера заводов сошло 41 917 машин, а в США в сто раз больше – 4 849 340, что наглядно демонстрирует производственные мощности и потребности двух стран того времени.. В 1936 г. на конвейере его сменила следующая модель — ГАЗ-М1.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.


Фотографии: Антон Райхштат
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...