Заметки о последствиях пожара на казанском пороховом заводе еще долго не сходили с газетных полос. Стали известны подробности гибели начальника завода генерала Лукницкаго и позорного бегства управляющего Казанской городской электрической станции господина Иванова. Город возвращался к мирной жизни, но местные власти все еще опасались провокаций со стороны тех, кто по их мнению, был виновником страшной катастрофы. Светлана Брайловская продолжает документальный проект «Последний год Империи».
Вчера в 4 ч.дня в ограде церкви Порохового завода похоронен с воинскими почестями, погибший при исполнении служебнаго долга, начальник Порохового завода генерал от артиллерии В.В.Лукницкий.
Покойный из лазарета штаба, где он скончался от потери крови утром 15 августа, в сопровождении почетнаго караула солдат, группы рабочих Порохового завода и толпы горожан был перенесен в Воскресенскую церковь, откуда, после панихиды, под звуки похоронного марша и пения певчих прах его был отправлен в Пороховую. За гробом погибшаго несли несколько венков, вели накрытую черной попоной его лошадь и несли красное, с черною каймою знамя, с надписью: «Рабочие сами должны выработать свободу».
Вчера пепелище пожара на пороховом заводе еще дымилось. Изредка происходили взрывы снарядов и патронов, раскалившихся под грудами пепла. Опасность прохода близ территории пожара была уже не велика, в виду чего пассажиры с прибывшего в 9 ч. утра дачного поезда к станции «Лагерная» прошли к станции «Адмиралтейская» прямо по линии железной дороги, по железному мосту через р.Казанку. Мост как мы и предполагали, цел и невредим. Никаких разрушений, видимых «очевидцем» «Камско-Волжской речи» нет. Разбиты лишь несколько шпал, которые уже вчера заменены новыми.
Вчера-же на линии железной дороги приступлено к исправлению попорченной насыпи и к замене развороченных шпал и погнутых рельс, - новыми. Кроме ремонтных рабочих железной дороги, работают много солдат-саперов. Одновременно исправляются телеграфные провода и столбы. На месте бывших складов снарядов и в окрестностях масса солдат, собирающих и сортирующих разбросанныя и неразорвавшиеся снаряды и патроны. Неразорвавшихся снарядов, патронов и осколков собраны уже огромныя груды.
Отмена военнаго положения
По городу расклеено объявление командующаго войсками Казанскаго военнаго округа, в котором говорится, что в виду прекращения пожара на Пороховом заводе и отсутствия опасности, военной положение отменяется. Но вместе с тем жителям рекомендуется воздержатся от устройства митингов и собраний на площадях, ввиду все еще не наступившаго полнаго успокоения среди населения и виду опасности в том, что злономеренныя лица, которые распространяют по городу тревожные слухи, используют эти митинги и собрания в своих целях.
Далее говорится, что по имеющимся данным злономеренныя лица, - по-видимому являются и виновниками той страшной катастрофы, которая произошла на Пороховом заводе.
Гражданин редактор!
Просим поместить в вашей газете подробности бегства Управляющаго Казанской Городской Электрической Станции А.А.Иванова во время пожара на «Пороховой» 14 августа 1917 года.
После перваго взрыва, т.е. в 3 часа 10 минут управляющий станцией инженер А.А.Иванов бросил станцию, не дав никому никаких распоряжений и забыв даже свой портфель. После этого на станцию прибыл военный патруль во главе с офицером, который попросил, чтобы остановить машины и прекратить ток, так как электрические провода падают на трамвайные провода и создают еще более панику в народе и могу причинить несчастные случаи, но в виду отсутствия управляющаго А.А.Иванова пришлось находящимся на станции рабочим колебаться и не дать полнаго согласия на прекращение тока, стали по телефону делать справки в городской управе, что нам делать и от кого получать распоряжения, но от управы ответы никакого не последовало, также не последовало никакого ответа и из квартиры управляющаго А.А.Иванова. Спустя минут 15 прибыл 2-1 патруль, и офицер, который стал требовать остановить действие машин на станции, на что мы дали согласие с тем условием, чтобы он выдал нам удостоверение о своей личности, каковое мы получили и которое находится у нас, как документ.
По распоряжению офицера и с согласия рабочих станции, действие тока было прекращено, затем один из рабочих отправился в городскую управу для выяснения, от кого принимать нам дальнейшие распоряжения, так как инженера Иванова на станции не было, но и в городской управе никого не оказалось, возле же здания управы заседал исполнительный комитет, к одному из членов котораго и обратился рабочий за советом, как поступить со станцией в дальнейшем. В это время мимо управы проезжал один из членов управы, котораго рабочий остановил и объяснил положение станции и об отсутствии Иваанова. Этот член управы выслушал объяснения рабочаго, возмутился поступком г.Иванова и сказал, что он его разыщет и пришлет на станцию, но рабочий заявил, что время не ждет, рабочим нужны пропуски по городу для осмотра и направления воздушных проводов, и чтобы иметь возможность пустить станцию на ночь в ход. По просьбе члена управы Исполнительный Комитет тут же выдал пропуск на имя Котляревскаго. Придя на станцию в 7 ч 10 мин рабочий заметил присутствие управляющаго Иванова, который говорил управляющему, зачем остановили машины на станции без его, Иванова, приказа и кто распорядился остановить их, на что Котляровский ответил ему, Иванову, что машины остановлены по распоряжению военных патрулей и наших соображений, в виду могущих произойти несчастных случаев, как в городе, так и на станции. Управляющий Иванов настаивал на том, чтобы машины были пущены сию же минуту в ход, и дан был свет, но Котляревский категорически отказался от такого распоряжения, так как воздушные провода не были осмотрены и в них была неисправность, что и подтвердил тут же находившийся рабочий Козин, говоря, что сейчас пустить машины в ход нельзя, ввиду соединения на линии проводов. Управляющий Иванов с этими доводами согласился. Котляревский приступил к осмотру и исправлению воздушной сети проводов, которые были на некоторых линиях неисправными.
По осмотру и исправлении воздушных проводов Котляревским совместно с Козиным и другими рабочими машины были пущены в ход и по всему городу был дан ток.
В виду растерянности управляющаго, которому говорили, что для рабочих и служащих нужно взять пропуски для исполнения служебных обязанностей по городу, но это ими своевременно не было исполнено, что и препятствовало рабочим исполнять свои обязанности.
Так 15-го августа с.г. в 2 часа дня двое рабочих Корсаков и Рыжковский были посланы вставлять угли в дуговые фонари и, не имея пропусков, были задержаны и арестованы военным патрулем, которым показались угли дуговых фонарей слишком подозрительным веществом. Как ни просили рабочие справиться на станции о их личности, патруль остался непреклонен и отправил их в тюрьму, где они и пробыли почти сутки.
«Рабочий».
Как и при каких обстоятельствах погиб начальник Порохового завода генерал В.В. Лукницкий?
Многие утверждают, что генерал проявил себя героем, оставшись на заводе, несмотря на опасность и делая различные распоряжения в смысле распространения еще большей опасности от пожара городу и населению.
Но многие утверждают и противное, будучи склонны обвинить покойнаго ныне генерала в нераспорядительности. Между тем нам удалось слышать рассказ очевидцев о гибели генерала, из котораго видно, что о действительном проявлении геройства генералом в момент катастрофы двух мнений быть не может.
Приводим этот рассказ почти дословно.
Когда начался пожар на станции «Пороховая» и послышались взрывы генерал быстро вышел из своего кабинета в Управлении завода и поспешил к месту пожара. Но туда уже нельзя было проехать и генерал решил объехать все мастерские завода, попасть в пироксилиновое отделение и убедиться в том, что все необходимые распоряжения сделаны…
В этом время народ (рабочие и служащие завода) в панике бежал, кто куда…
Наружная охрана завода из воинских частей также разбежалась и только немногия начальствующие лица и солдаты внутренней охраны остались на своих местах. Генерал пробовал остановить бегущих, но тщетно... Его никто не слушал…
Около Управления завода генерал увидел чиновника Харина. На вопрос:
- Вы куда, генерал, идете? – Генерал ответил:
- Еду затем, все ли на своих местах. И затем предложил Харину поехать вместе с ним. Харин, конечно, согласился. Но ехать много не пришлось…
Лошадь не пошла… Сошли с экипажа и пошли пешком.
Снаряды рвались над головами; пожар все разрастался, но генерал не обращал ни малейшего внимания на это обстоятельство и спокойно продолжал путь… Дошли до т.н. «Машиннаго дома», а отсюда отправились по мосткам через небольшое озеро «Шатиловское» к пироксилиновому отделению. Генерал во что бы то ни стало хотел попасть на пироксилиновый завод и не слушал уговоры г.Х., указавшаго на громадную опасность туда идти.
Неподалеку от пироксилинового завода их встретил младший механик пироксилинового завода г.Карженевский. Генерал остановил его и предложил пойти с ним.
Пошли втроем… Были уже близко у цели… Генерал торжествовал… И вдруг страшный взрыв, бросивший всех троих в овраг.
Дальше идти было невозможно, но генерал не отступал и решил пробраться на завод оврагами… Пройти этим путем почти удалось… Но вдруг поблизости разорвался снаряд и генерал получил первое ранение… Ладонь правой руки раскололо вдоль, кость выше кисти переломило… Кисть повисла на коже. Генерал даже не вскрикнул, а только как бы повис на руке чиновника Харина (они шло под руку).
После этого механик Карженевский подхватил генерала под руку с другой стороны…
В таком положении генерал продолжал путь… Силой взрыва всех то и дело разбрасывало в сторону, но ни опять подползали друг к другу и продолжали путь…
Вскоре слегка был ранен и чиновник Харин… Генерал же был почти без сил… Он ослабел и не мог идти... Вид у него был ужасный… Седой, без шапки, в разорванной и окровавленной одежде он был похож на безумнаго, ибо упорно не желал вернуться, а требовал, чтобы его вели на завод…
Но сопровождающие генерала тоже обессилили и решили как-нибудь унести генерала в больницу.
Карженевский пошел искать или людей или лошадь… Харин остался с генералом – прошло много времени. Карженевский не возвращался. Что делать? Харин решил сам пойти и позвать людей, о чем и сообщил генералу.
Идите… Харин пошел. Но вдруг у него мелькнула мысль, а не подумает ли генерал, что я его просто бросил…
Он остановился и посмотрел на генерала, который действительно провожал Х. умоляющим, полным тоски взглядом. Но заметив, что Х. смотрит на него, генерал быстро отвернулся, прилег на траву и перекрестился…
С большим трудом Х. удалось найти людей, согласившихся пойти за генералом, но когда он пришел на то место, где оставил генерала, то уже не нашел его.
Оказалось, что генерала унес с солдатами вернувшийся Карженевский. Несли генерала на палке, на которую положили его грудью.
Вернее не несли, а волокли на палке и вынесли из сферы огня уже еле живого.
В.Г.
P.S. Как станет известно позже, в результате катастрофы погиб 21 человек (13 во время пожара и еще 8 скончались от полученных увечий), 172 человека были ранены, среди них оказалось 30 детей. Были разрушены 542 здания, из них 152 полностью. Огонь уничтожил миллион снарядов на складах, 12 000 пулемётов и почти 30 тысяч тонн нефти.
Подготовила Светлана Брайловская.
Благодарим за помощь в подготовке материала
сотрудников Научной библиотеки им. Лобачевского.
Комментарии