$ 59,27
69,66
Казань +1 °C

И водрузил на нем крест своими руками царскими...

«Церковь соборная Благовещения Пресвятыя Богородицы камена поставлена из Государевой казны... » Ровно 455 лет назад, 28 августа (15 августа по старому стилю) 1562 года был освящен Благовещенский собор Казанского кремля. Храм на протяжении столетий был и остается духовным центром православной Казани, что определило его исключительное место в истории города и края. Архитектура и стенопись единственного в российской истории храма, место которому было выбрано собственноручно царем Иваном Грозным, являются произведениями искусства всемирной универсальной ценности. Директор музея Благовещенского собора Ольга Пехтелева вспоминает историю возведения храма.

Благовещенский собор Казанского кремля занимает особое место в русской истории и культуре. На протяжении столетий собор был православным центром Казани: сюда была принесена на литургию новоявленная икона Божией Матери Казанская в 1579 году, здесь служил священномученик святейший Патриарх Ермоген, будучи на престоле Казанского Митрополита, здесь принимали почти всех представителей династии Романовых, в 1906 году в соборе была совершена литургия святым праведным Иоанном Кронштадтским. В соборе, в раке, восстановленной по дореволюционным фотографиям, находится главная реликвия Казани – частица мощей святителя Гурия Казанского, первого Архиепископа Казанского и Свияжского. В подклете собора, в храме в честь Всех Святых покоятся останки восемнадцати Казанских Архиереев.

Благовещенский собор Казанского кремля – главная кафедра казанских архиереев на протяжении веков.

Высокое предназначение храма определило особое внимание к нему: на протяжении веков над убранством собора трудились выдающиеся архитекторы и изографы, а российские государи и священнослужители вкладывали сюда чтимые святыни. Строительство и позднейшие перестройки собора связаны с переломными периодами русской истории. Благовещенский собор был основан как деревянная обыденная церковь в 1552 году по покорении Казани Иваном IV: «И избра место среди града и водрузи на нем крест своима рукама царьскима и обложи на том месте и церковь во имя Пречистыя Владычицы нашеа Богородицы честнаго Ея Благовещения.» Из того же источника – царской книги известно, что царь Иоанн Васильевич принял участие и в освящении построенной обыденно церкви 6 (19) октября 1552г.: «того же месяца 6 свящал государь церковь соборную Благовещения Пречистыя Матери».

В 1555 году указом царя была учреждена Казанская Епархия и жребием был избран на престол первого Казанского Архиепископа бывший игумен Иосифо-Волоцкой обители и год бывший на престоле архимандрита Троицкой Селижаровой обители Гурий. 28 июля (10 августа) 1555г. он прибыл в Казань со свитой из нескольких архимандритов, игуменов и священников Русского царства. Деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы стала центром христианского просвещения в Казани. Ее малая вместительность уже не могла соответствовать высокому назначению архиерейской кафедры. Одной из основных задач Гурия стало строительство просторного каменного величественного собора как знака русской государственности в Казани.

«Царскою грамотою в декабре того же 1555г. предписано было известным в истории русского строительства псковским церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань и взять с собой потребное количество рабочих для построения здесь нового каменного города, т.е. городских укрепленных стен. Этим же мастерам – Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю, нужно думать, было поручено и построение каменного Благовещенского собора… Для построения собора каменщики употребляли тот же самый материал, каковой и для возведения крепостных стен – известковый камень, выломанный по нагорному берегу реки Волги; усматривается и одинаковая каменная кладка стен крепостных и собора; хотя и не все камни правильной формы, однако, хорошо они прилажены и поставлены на известковый цемент. Над сооружением собора трудились 80 каменщиков, которые получали разную плату в зависимости от времен года.» Закладка самого собора на месте деревянной обыденно церкви произошла в мае 1561 года. 15 (28) августа 1562 года каменный собор освятили с приделами в честь святых благоверных князей Петра и Февронии и в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Пять куполов Великой церкви вместе с девятью куполами церкви Благовещения и всей ее крышей позолотил сам царь Иоанн Васильевич, покрыв их чистым накладным золотом.

«Церковь соборная Благовещения Пресвятыя Богородицы камена поставлена из Государевой казны, а в церкви Государево строение: Деисус верхний большой, 9 образов на золоте, ветхи, двери царские, да двери сиверские на золоте, а образов: Образ местной Страшный Суд, обложен серебром, пелена бархат черчат на золоте, образ Благовещения обожжен серебром, да в церкве ж Благовещения Пресвятыя Богородицы образов поставленья Государева три иконы местные писаны с тихвинского образа Пречистыя Богородицы…»

Царь и великий князь Иоанн Васильевич отправил Гурия со свитой в Казань, одарив его драгоценными иконами и всей необходимой церковной утварью.

Первоначально, не только неф Благовещенского собора был украшен подобающе «государеву» собору, а также два соборных придела. «У соборные ж церкви у Благовещения Пресвятыя в приделе церкви: Страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, а в церкви образы, книги и ризы и все строение церковное Государево … А в другом приделе у Благовещения, у муромских чудотворцев, пять образов Спасовых… образ муромских чудотворцев князь Петра, княгини Февронии…»

По дороге на Казань, царь и Великий князь Иоанн Васильевич молился в Муроме у мощей Свв. Блг. Князей Петра и Февронии в Христорождественском соборе, а придел в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба мыслился как памятный знак почтения ходатаям за весь великокняжеский род.

В 60-х годах XVI века у собора была своя деревянная колокольня, на которой висел большой благовестный колокол с очапом, два средних колокола и два меньших, все отлиты на средства государевой казны.

Уже давно специалисты пытаются реконструировать облик первого каменного Благовещенского собора Казанского кремля, не сохранившегося до наших времен из-за многочисленных пожаров и следуемых за ними перестроек. Первоначально это был пятиглавый, шестистолпный, трехабсидный храм с яркими чертами псковского и владимирско-суздальского зодчества. Псковский стиль и сейчас проявляется в обработке абсид орнаментом из тройных поясков фигурной кладки до сих пор сохранившихся на центральной части абсиды. Владимирско-московские валиковые аркатуры на абсиде соединены с посковскими узорчатыми поясками. Стены имеют раскрытые щелевидные завершения и закомарные покрытия, как в Московском Благовещенском соборе. Внутренние шесть столпов круглые в основании и несут на себе сложную систему сводов, которые имеют закомарные покрытия, как в Успенском соборе Московского кремля. Первоначально купола собора имели византийскую шлемовидную форму.9 « В целом Благовещенский собор представляется чрезвычайно сложным памятником, в котором смешаны, иногда сознательно, а иногда бессознательно, различные формы и мотивы. Но общий образ чрезвычайно монументального и даже несколько грузного собора сразу вводит его в разряд «государственной» по звучанию архитектуры. Однако хорошо видно, что эту архитектуру создавали псковичи: об этом свидетельствуют псковские пояски, аркатуры и арочки, а также по-псковски устроенные синтрон, перекрытия абсид и уступчатые переходы от столбов к импостам. Эти «псковизмы» не являются основными формами, но ясно указывают на происхождение мастеров. Основной же темой здесь является тема «кремлевских соборов».Ориентация на Успенский собор Московского кремля объясняется тем, что именно в Успенском соборе 16 января 1547 года Великого князя венчали на царство, а вхождение Казани в состав Московского государства упрочивало за Москвой статус именно царской державы. Отсюда и монументальность, и репрезентативность здания в формах, ориентированных на зодчество Московской Руси.

В июле 1563 году преставился первый Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий и был погребен возле алтаря Спасо - Преображенского собора Спасского кремлевского монастыря в специально устроенной для него келейником монахом Ионой (Застолбским) пещерке, над которой Иона водрузил надгробный камень, обнеся его каменной палатой и завещав погребсти себя впоследствии рядом с духовным наставником. 11 В соборе стал служить новый Владыка – Архиепископ Герман, бывший игумен Свято-Успенского монастыря на Свияжске. Владыка Герман также прославлен в лике святых и почитается как один Великой Казанской Троицы – Гурий, Герман и Варсонофий.

Святитель Варсонофий не был на Казанской кафедре, но был весьма близок трудам Святителя Гурия, будучи назначен первым игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле по желанию самого царя Иоанна Васильевича. Погребсти себя он также завещал возле Владыки Гурия.

В 1596 году опустошительный пожар нанес весьма ощутимый урон всему комплексу кремлевских построек и практически дотла уничтожил деревянный Спасов монастырь. На престоле Казанском в то время был уже Митрополит Казанский и Астраханский Ермоген, будущий священномученик святейший Патриарх, завершивший свое духовное поприще мученической кончиной за веру и за Отечество. В 1596 году, желая отстроить монастырь в кремле и придать достойный вид каменному пещерному храму над останками первых казанских святителей, Ермоген благословил поднять раки с мощами Гурия и Варсонофия из - под земли и вскрыть их. Мощи предстали перед всеми нетленными и «осязаемыми».Царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иона велели хранить их «на вскрытии». В честь первых прославленных в лике русских святых казанских святителей была построена небольшая церковь возле алтаря с южной стороны нового каменного собора Спасова Кремлевского монастыря.

Со времени завершения своего строительства собор неоднократно перестраивался. В 1691 году были растесаны окна, в 1694г. с юга пристроена церковь в честь Рождества Христова, а в 1841 году по проекту архитектора Ф.И.Петонди собор получил огромную пристройку в виде трапезной и два симметрично расположенных придела по бокам в честь Рождества Христова вместо снесенной одноименной церкви и в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Вместе с тем, первоначальный облик государевой постройки сохранился достаточно хорошо, что позволяет вычленить его формы для подробного анализа.

Лишь немногое сохранилось до наших дней от первоначального убранства собора: иконы и утварь были конфискованы, утеряны или уничтожены. Фрески XVII века были дотла повреждены пожарами, сбиты или покрыты сверху масляной живописью. В самом храме фресок с фрагментами сохранилось пять: «Новозаветная Троица» на центральном плафоне, «Богоматерь с предстоящими святыми» северо-западном плафоне над хорами, фрески святой князь Михаил Черниговский и болярин его Феодор (?) на откосах верхнего северного окна имеют значительные утраты живописи, «Шестокрыл» там же. В алтарной части, в жертвеннике находится одно из первых изображений главного палладиума Казани - образа Божией Матери Казанской в фресковой технике XVII века.

Стенопись собора была возобновлена в масле лишь в 1870 году при завершении многолетнего цикла восстановительных работ в соборе. Главным иконописцем выступил личный изограф Его Императорского двора, известный своей приверженностью старинному византийскому канону изображений Николай Львович Сафонов. Дотоле, его как знатока византийского письма вызывали для работ в Сергиевском храме Троице-Сергиевской Лавры, в Благовещенском соборе Московского кремля, в Дмитриевском соборе во Владимире и других не менее значимых местах, известных своими памятниками древнерусской школы живописи. Н.Л.Сафонов создал поистине новый, ни на что не похожий памятник с глубоким программным значением росписи. Это – целая энциклопедия, рассказывающая о самом соборе, как главной кафедре Казанских Архиереев, и об истории Казанской церкви, как части Вселенского христианства. После обновления собора Сафоновым, под благословением правящего Архиерея Антония II (Амфитеатрова) Благовещенский собор Казанского кремля поистине стал соответствовать своему главному назначению «государевой постройки» - быть видимым образом мира и символизировать на земле Иерусалим Небесный.

« Все видящие обновленный собор находят, что обновление его совершенно прекрасно. В самом деле, никогда внутренность собора этого не была украшена с таким великолепием, с таким вкусом и с такою обдуманностью. При самом входе в трапезу собора вами невольно овладевает необычайное чувство, восторгающее вас в совершенно иной мир, в мир горний, небесный. Под влиянием этого необычайного чувства зритель, пораженный великолепием орнаментации, огромным множеством священных лиц и изображений, обилием света и яркостию (впрочем, не чрезмерною) красок стенной иконописи по золотому фону, долго не может дать себе отчета во всех своих чувствах. Он чувствует только, что это есть истинно храм Божий, особенное жилище Отца Светов, Царя царствующих и Господа Господствующих».

Все росписи располагаются согласно византийской традиции храмовой декорации. В хронологии представлены на стенах и сводах картины из жития первого Казанского Архиепископа Гурия и иллюстрации «Повести» Митрополита Ермогена о явлении в Казани иконы Божией Матери.

Неф собора весьма убедительно дает зрителю понять, что он находится внутри главного православного храма, который единственный предстает перед нами в блеске своего символического значения единства Русской Православной церкви с древней Апостольской Церковью. Апостолы от семидесяти встают перед зрителем рядом с ликами мучеников, святых князей, преподобных и праведных. Столпы несут своды храма так же, как все святые своей жизнью и мученической смертью поддерживают веру христианскую. На арках, соединяющих колонны алтаря с колоннами храма, видны с одной стороны равноапостольные цари Константин и Елена, а с другой – Владимир и Ольга, образующие замкнутый круг с апостолами от семидесяти и являющие себя как «Союзом любви связующие». «Не случайно и не по простому произволу художника набраны здесь эти священные изображения, но с мыслию представить уму молящихся в лицах всю историю единой святой соборной апостольской церкви вселенской в живой и неразрывной ея связи с верною ея дщерию церковию русскою. А как в этой истории вселенские соборы имеют первостепенное значение, то ничего не могло быть более кстати, как украсить стены собора изображениями семи вселенских соборов». Стенопись собора отражает его символику, освещает и поясняет основные догматы, тесно связаны с богослужением. Обязательные для храмовой росписи сюжеты сочетаются с темами, характеризующими мировоззрение эпохи ее создания. Роспись Благовещенского собора отличается четкостью, продуманностью, ясностью построения.

С идеологическими движениями второй половины XIX века, когда Российская Империя укрепляла свои позиции как во внешней политике, так и во внутренней связан и верхний ярус росписи. Здесь помещены огромные изображения семи Вселенских соборов. Изображения Вселенских соборов с Императорами, как символами гарантов проведения догматов соборов в жизнь призваны подчеркнуть родство Благовещенского собора Казанского кремля с Успенским собором кремля Московского, как «государевых» кремлевских построек.

В целом роспись Благовещенского собора Казанского кремля является одной из наиболее ярких иллюстраций политических и идеологических воззрений, утверждающих русскую государственность на Казанской земле.

В 1575 году под алтарем собора был погребен впервые Архиепископ Вассиан. С тех самых пор Благовещенский собор принял на себя еще одну миссию – стать усыпальницей Казанских Архиереев. Их хоронили в подцерковье, под главным алтарем, вдоль северной и южной сторон собора. Всего захоронений восемнадцать. Они в данный момент никак не обозначены. Лишь в 1896 году, после освящения храма в честь Всех Святых в подклете собора, там стали служить заупокойные службы по почившим архиереям и с тех пор нижний храм принято считать соборной криптой – усыпальницей Казанских Владык.

На протяжении четырех с половиной веков многие поколения мастеров вкладывали свой труд в создание великолепного памятника русской культуры – Благовещенский собор Казанского кремля. Его здание и убранство и сейчас нуждаются в постойной опеке исследователей и реставраторов.

С 2013 года по соглашению между Казанской епархией и музеем-заповедником «Казанский Кремль» возобновились регулярные богослужения. Они проводятся в памятные для Казанской епархии даты и в дни главных христианских праздников.

Фотографии: Антон Райхштат, архив «​Казанского репортера»​
Комментарии
Очень интересно!
19:26, 04.09.2017 | Ольга
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...