​Небо. Самолет. Детишки…

Сегодня российские авиаторы отмечают День воздушного флота России. По случаю праздника международный аэропорт «Казань» пригласил журналистов с детьми и продемонстрировал как устроена воздушная гавань республики. Знакомиться с авиационными профессиями отправилась дочь главного редактора «Казанского репортера» Маргарита Райхштат, а фотограф Владимир Васильев запечатлел лучшие моменты экскурсии.

Ко Дню воздушного флота авиаторы устроили довольно необычный пресс–тур. Журналистов пригласили с условием – взять с собой детей. Для маленьких зрителей это действительно уникальная возможность узнать, как все устроено в аэропорту. Когда еще дети смогут посидеть в кабине пилота и побегать по летному полю вокруг лайнера? Упустить такую возможность медийщикам было бы непростительно, так что в назначенный час в терминале собрались репортеры всех мастей – от собкора Первого канала до независимых фотографов–блогеров. Естественно с детьми. Все облачились в светоотражающие ярко-зелёные жилеты, это обязательный атрибут для нахождения на перроне аэропорта.

– Главные сегодня – дети, – сразу расставили приоритеты работники аэропорта.

Началось все с погружения в историю, она у казанских авиаторов богатая и славная. В качестве экскурсовода выступил начальник отдела транспортной безопасности международного аэропорта «Казань» Виктор Гафаров, который с явным удовольствием принял эту роль и рассказывал так, что его завороженно слушали и дети, и взрослые.

ПЕРВЫМИ ПРИЛЕТЕЛИ АРТИСТЫ МХАТА

Авиация в Казани началась еще до первой мировой войны, 9 сентября 1910 году небо над городом открыл один из первых авиаторов России – Александр Васильев. Журналисты газеты «Казанский телеграф» описали событие, собравшее 40 тысяч человек.

«Сегодня на казанском ипподроме зрители скачущих рысаков не увидят, они пришли узреть летающего человека… Гром рукоплесканий всей многотысячной толпы сопровождал Васильева во время его полета, продолжавшегося 20 минут. Мастерски выполненный спуск увенчал блестящий воздушный маневр молодого русского авиатора. Не успел красавец-моноплан коснуться земли, как публика со всех мест рванулась к нему и при восторженных аплодисментах подхватила Васильева и на руках донесла до ангара»


В Гражданскую войну казанское небо не могли поделить белые и красные. В 1918 году аэропланы большевиков четырежды совершали налеты и бомбардировку города, прежде чем отряды Троцкого взяли Казань.

Более–менее регулярные полеты гражданских самолетов начались в 1920х годах. Новая власть быстро осознала необходимость развития авиации определила под самолеты участок возле архиерейской дачи. Поначалу его трудно было назвать аэродромом и уж тем более аэропортом. Скорее это было просто летное поле, где поднимались в воздух и садились аэропланы. Но постепенно стала появляться первая инфраструктура.

– Двухэтажное здание аэровокзала было сделано, сделана разметка, установлено хранилище горючего. И уже к середине 1924 года встал вопрос о необходимости открытия первого в республике аэропорта, – рассказывает начальник отдела транспортной безопасности международного аэропорта «Казань».



Первыми самолетами, которые принял аэропорт были три воздушных судна с артистами московского художественного театра (ныне МХАТ). Они прибыли в Казань 20–го мая и дали 4 спектакля, часть отчислений от которых пошло на развитие воздушного флота. А первыми рейсами были Москва – Нижний Новгород – Казань.

– Самолет летел пять с половиной часов. Естественно подготовленных площадок для аварийной посадки не было. Самолеты были в основном иностранного производства, капризные, на нашем топливе они давали сбои. Поэтому, в случае вынужденной посадки, он садился где попало, ремонтировался и летел дальше, – объясняет Виктор Гафаров. – Самое интересное, что рассказывали ветераны – метеорологическое обеспечение. Летчик садился на телефон, звонил в Набережные Челны, Казань, Нижний Новгород. В основному куда, где были телефоны? Полиция и железнодорожная станция. И вот он звонит и говорит: «Говорит авиа, какая у вас погода?». Ему отвечают: «Сейчас посмотрим. Ну ни очень холодно, ни очень жарко… Небольшие облака». И в конце концов люди уже привыкли к таким вопросам и даже научились измерять видимость в столбах, например, видимость три столба. Вот таким образом осуществлялось метеорологическое обеспечение. Уже в 1928 году благодаря своему очень удачному географическому расположению через Казань стал пролегать маршрут на Свердловск (Екатеринбург) и Новосибирск.

ОТ АЭРОДРОМА К АЭРОПОРТУ

Тем временем авиационная промышленность бурно развивалась и появляются новые самолеты, для которых нужны другие условия. К 1931 году аэродром возле архиерейской дачи становится мал. Развивать его уже невозможно и для строительства аэропорта выделяется территория на Арском поле. Тогда это было 8 километров от границы Казани. Сейчас это территория нового ипподрома. Взлетно–посадочная полоса там была уже 2 с половиной километра. Правда спустя несколько десятилетий и этого становилось мало. К тому же город рос и аэропорт оказался почти в центре Казани.

– 1 сентября 1979 года одним росчерком пера были списаны все Ту–124, которые были первыми самолетами нашей реактивной авиации. Им на смену пришли комфортабельные лайнеры Ту–134, которые еще кое–где у нас летают. А в 1976 году принимается решение о строительстве нового аэропорта на месте, где мы сейчас с вами находимся. 15 сентября 1979 года отсюда взлетел первый самолет. Полетел он в Сочи.

Сегодня самолет, который авиакомпания Nordwind Airlines предоставила для экскурсии, тоже отправляется в Сочи. Вся группа отправляется на регистрацию, где дети по–настоящему проходят эту процедуру. Несколько минут и в руках билеты на рейс Казань–Сочи.

– Всего этого до 2013 года не было, – рассказывает Виктор Гафаров. – Сначала регистрировали пассажиров в гостинице на первом этаже. Потом уже построили терминал 1, затем его усовершенствовали. Долгое время работали с одним терминалом. И когда пришла Универсиада, появились и деньги, и решение о создании современного аэропорта. В 2011 году началась реконструкция, спустя два года мы начали летать из этого современного терминала.

ВОТ ПАТРОНЫ, ВОТ ВЗРЫВЧАТКА, ВСЕ ЭТО БЫЛО ИЗЪЯТО ЗДЕСЬ

Следующим этапом, как и у любого пассажира, стала процедура досмотра. Сканер просвечивает оставленную на ленте детскую сумочку и наглядно демонстрирует, что ничего опасного внутри нет. А как же на экране будут выглядеть запрещенные предметы? Удовлетворяя всеобщее любопытство начальник отдела транспортной безопасности приносит специальный чемоданчик и отправляет в досмотровый аппарат.

–Вот граната, вот патроны, вот взрывчатка… Сейчас все безопасно конечно же. Все эти находки были изъяты за время работы аэропорта, – объясняет Виктор Гафаров воодушевленным слушателям. Чемоданчик тем временем выкатывается и инспектор досмотра открывает кейс. – Можете потрогать. Это у нас взрыватель, а здесь ножи. К провозу в ручной клади запрещены ножи с длиной клинка более 60 миллиметров.



Дети, едва услышав фразу «Можете потрогать», тут же набросились на заветный чемоданчик. Оторвать их от досмотрового аппарата с кучей «запрещенки» можно было только обещанием отправиться на летное поле, где уже стоял Airbus A321. По пути к лайнеру Гафаров рассказывает, как в казанском аэропорту появились телетрапы.

– Вот видите это чрезвычайно удобное приспособление. Это телетрап. Мы сейчас едем на автобусе, а можно из самолета выходить сразу в терминал. Изначально в проекте их не было. Но когда Рустам Минниханов приехал с очередной инспекцией во время строительства, он спросил: «А где телетрапы?». Ему ответили, что они пока не предусмотрены. На что президент спокойно сказал: «Предусмотрите и сделайте».

ЖДЕМ ДВУХМИЛЛИОННОГО ПАССАЖИРА В ОКТЯБРЕ-НОЯБРЕ

Прибытие большой группы любопытных детей сотрудники авиакомпании Nordwind Airlines предусмотрели и сделали все, чтобы произвести впечатление на них. При параде делегацию в зеленых жилетах встречали при параде нее только стюардессы и пилоты, но и сам самолет. Специально для этого тура авиакомпания выделила лайнер в новой ливрее. Для детей были открыты все двери, в том числе и в святая святых – кабину пилотов. Для некоторых, правда, не меньший интерес представлял отсек для ручной клади.


Пока дети изучали самолет изнутри и снаружи, подошло время готовить лайнер к вылету. В грузовой отсек уже грузили багаж пассажиров, регистрация завершилась и следующей точкой стало еще одно недоступное для обычных пассажиров место. Попрощавшись с экипажем, ребята сели в автобус и отправились к взлётно-посадочной полосе, чтобы проводить лайнер в путешествие. Лайнер пронесся по бетонному покрытию, взмыл в небо и отправился в Сочи.

– Если бы вы видели, как реконструировали перрон, вы были бы удивлены невероятно. Железобетон был выбит до коренного грунта, арматура вырвана, все расчищено и построен совершенно новый перрон. С 2002 года у нас была взлетная полоса 3724 метра. А теперь она превратилась в магистральную рулежную дорожку и к 2013 году построили совершенно новую взлетно–посадочную полосу длиной 3750 метров. А за счет того, что старая полоса стала рулежной дорожкой, мы в два раза смогли увеличить интенсивность рейсов. То есть самолет сел и ему не нужно разворачиваться, а он сразу уходит на рулежку.

Пассажиропоток аэропорта постоянно растет. В прошлом году в прошлом году не хватило 70 тысяч пассажиров до двух миллионов человек. По итогам этого года прогнозируется 2 млн 200 тысяч пассажиров. Двухмиллионного пассажира 2017 года в казанском аэропорту ждут уже осенью, в октябре–ноябре.


Антон Райхштат.


ФОТОРЕПОРТАЖ




Комментарии

  1. rfpfyvfkft 6 лет назад
    ПРИЯТНЫЙ материал. Отличное фото.
    Первым делом, первым делом -самолёты!
    Ну а девушки? Девушек потом...
    Вот проследить бы жизнь этих детишек-кто то наверное свяжет свою жизнь с АВИАЦИЕЙ!!!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!